Елена Никифорова

Сегодня мы все чаще слышим слова "дистанционное образование" и "Интернет", но воспринимаем эти понятия по отдельности. К сожалению, очень часто под дистанционным образованием понимаются исключительно курсы во Всемирной сети, и ничего больше. Мне кажется, это абсолютно неверно. Сеть полезна и удобна, когда надо быстро сообщить какую-то новую информацию, но распространять по Сети сотни мегабайтов – дорогое удовольствие, да и утомительное занятие. Давайте посчитаем: процесс перекачки одного мегабайта из Интернета в лучшем случае обойдется пользователю в 10 центов. Таким образом, получение 650 МБайт (объем компакт-диска) стоит 65 долларов. А если оплата по времени? За час работы в среднем можно перекачать около пяти мегабайтов (при условии, что у вас неплохая линия связи), и платить придется уже 130 долларов! Ни один образовательный CD столько не стоит. Добавьте к этой сумме стоимость часов ожидания нужной информации – и получается совсем безрадостная картина. Почти во всех сферах знаний основная информация постоянна и меняется гораздо реже чем раз в год, поэтому намного эффективнее во всех отношениях использовать в дистанционном образовании компакт-диск, и только для интерактивного общения ученика с преподавателем – Интернет. Массовому использованию CD-ROM в дистанционном образовании мешает очевидная сложность разработки. Создать HTML-страницу может и обыкновенный пользователь, а создать мультимедийный учебник на компакт-диске по плечу далеко не каждому программисту. 12_01.jpg Проблему распространения технологии CD-ROM в сфере образования поможет решить разработанный нами инструментарий "ГиперМетод". Мы неоднократно убеждались, что использование этого программного продукта позволяет непрограммистам создавать свои электронные учебники.
"ГиперМетод" – первый и пока единственный российский программный продукт, предназначенный для разработки мультимедиа-приложений: энциклопедий, электронных учебников, справочных систем, обучающих курсов. Реализованная в "ГиперМетоде" метафора текстового редактора дает возможность пользователю-специалисту предметной области легко адаптироваться в знакомой среде. Поэтому на изучение пакета "ГиперМетод" тратится совсем немного времени, а по качеству создаваемого материала наш инструментарий выдерживает сравнение с лучшими профессиональными продуктами аналогичного назначения. При помощи "ГиперМетода" уже созданы образовательные диски – такие, как "Русский музей. Живопись" и учебник "Социальная компетентность". Многие образовательные учреждения используют этот пакет для создания своих курсов и методических материалов. Пакет "ГиперМетод" получил специальную премию в конкурсе Multimedia Edutainment, проводившемся журналом "КомпьютерПресс", как лучший мультимедиа-инструментарий в номинации "Мультимедиа для развлечения и обучения". "ГиперМетод" позволяет удобным для автора способом объединять все, что нужно для электронного учебника: текст и гипертекст, звук и графику, видео и анимацию. Благодаря встроенному языку программирования в предлагаемой инструментальной среде можно создавать системы с обратной связью – так достигается важнейшая цель проверки знаний. Вам, возможно, покажется, что наличие языка программирования противоречит всему сказанному выше о простоте работы с "ГиперМетодом", но это не так. Во-первых, язык программирования нужен только при создании сложных нестандартных систем, которые учитывают реакцию пользователя. Во-вторых, речь идет не о программах, а скорее о наборах коротких сценариев – "самая длинная" программа, как показывает практика, не превышает десяти строк. И согласитесь, что научиться писать программы в три-четыре строки может каждый. На рисунке показан пример программы, которая проверяет правильность ответа.


N=N+1
IF(SEC="12345")
SetObjectText "Ответ ВЕРНЫЙ"
EST=EST+5
ELSE
SetObjectText "Ответ НЕВЕРНЫЙ"
Правильно 2-1-4-3-5
ENDIF

В-третьих, использовать язык программирования совсем не обязательно. Множество школьников с удовольствием делают рефераты по истории, биологии, литературе на "ГиперМетоде", вообще не прибегая к написанию программ. Возвращаясь к начатой теме, стоит заметить, что я не призываю использовать в дистанционном образовании только обучение с помощью компакт-дисков; наиболее эффективным было бы одновременное использование двух технологий, CD-ROM и Интернет. Так достигается симбиоз преимуществ СD-ROM при передаче больших объемов информации и оперативности Всемирной сети. Я не встречал такой книги, после прочтения которой у меня не осталось бы ни одного вопроса: либо что-то непонятно, либо какой-то вопрос очень заинтересовал и хочется добыть более подробную информацию. С помощью обычного компакт-диска трудно реализовать обновление информации, а в Интернете это довольно просто. 12_02.jpg Еще одним недостатком дистанционного образования, использующего только компакт-диски, является невозможность объективно и вовремя отследить, как ученик усваивает материал и на какие вопросы следует обратить особое внимание. У внимательного читателя возникает естественный вопрос: "Если я могу разработать свое приложение с помощью HTML-технологии, а потом записать полученный гипертекст на компакт-диск, то зачем мне нужен какой-то специальный инструментарий?". В пользу специальных программных средств для разработки мультимедиа- приложений можно привести несколько аргументов. Во-первых, формат HTML далек от совершенства. Во-вторых, существующие сегодня редакторы HTML-страниц не предназначены для обработки большого объема информации. У авторов, имеющих дело с материалом, который содержит сотни и тысячи текстовых разделов-"главок", возникает проблема отслеживания десятков тысяч перекрестных ссылок. А ведь хочется еще и дизайн иметь на высоте, и звук с видео использовать... Для создания больших мультимедиа-приложений и предназначен пакет "ГиперМетод". Возможность построить эффективную технологию разработки позволит значительно улучшить качество учебного материала при той же стоимости разработки. КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Никифорова Елена – менеджер компании "ГиперМетод"
E-mail: hyper@eltech.ru