Сегодня мы все чаще слышим слова "дистанционное образование" и "Интернет", но воспринимаем эти понятия по отдельности. К сожалению, очень часто под дистанционным образованием понимаются исключительно курсы во Всемирной сети, и ничего больше. Мне кажется, это абсолютно неверно. Сеть полезна и удобна, когда надо быстро сообщить какую-то новую информацию, но распространять по Сети сотни мегабайтов – дорогое удовольствие, да и утомительное занятие. Давайте посчитаем: процесс перекачки одного мегабайта из Интернета в лучшем случае обойдется пользователю в 10 центов. Таким образом, получение 650 МБайт (объем компакт-диска) стоит 65 долларов. А если оплата по времени? За час работы в среднем можно перекачать около пяти мегабайтов (при условии, что у вас неплохая линия связи), и платить придется уже 130 долларов! Ни один образовательный CD столько не стоит. Добавьте к этой сумме стоимость часов ожидания нужной информации – и получается совсем безрадостная картина. Почти во всех сферах знаний основная информация постоянна и меняется гораздо реже чем раз в год, поэтому намного эффективнее во всех отношениях использовать в дистанционном образовании компакт-диск, и только для интерактивного общения ученика с преподавателем – Интернет. Массовому использованию CD-ROM в дистанционном образовании мешает очевидная сложность разработки. Создать HTML-страницу может и обыкновенный пользователь, а создать мультимедийный учебник на компакт-диске по плечу далеко не каждому программисту. Проблему распространения технологии CD-ROM в сфере образования поможет решить разработанный нами инструментарий "ГиперМетод". Мы неоднократно убеждались, что использование этого программного продукта позволяет непрограммистам создавать свои электронные учебники.
"ГиперМетод" – первый и пока единственный российский программный продукт, предназначенный для разработки мультимедиа-приложений: энциклопедий, электронных учебников, справочных систем, обучающих курсов. Реализованная в "ГиперМетоде" метафора текстового редактора дает возможность пользователю-специалисту предметной области легко адаптироваться в знакомой среде. Поэтому на изучение пакета "ГиперМетод" тратится совсем немного времени, а по качеству создаваемого материала наш инструментарий выдерживает сравнение с лучшими профессиональными продуктами аналогичного назначения. При помощи "ГиперМетода" уже созданы образовательные диски – такие, как "Русский музей. Живопись" и учебник "Социальная компетентность". Многие образовательные учреждения используют этот пакет для создания своих курсов и методических материалов. Пакет "ГиперМетод" получил специальную премию в конкурсе Multimedia Edutainment, проводившемся журналом "КомпьютерПресс", как лучший мультимедиа-инструментарий в номинации "Мультимедиа для развлечения и обучения". "ГиперМетод" позволяет удобным для автора способом объединять все, что нужно для электронного учебника: текст и гипертекст, звук и графику, видео и анимацию. Благодаря встроенному языку программирования в предлагаемой инструментальной среде можно создавать системы с обратной связью – так достигается важнейшая цель проверки знаний. Вам, возможно, покажется, что наличие языка программирования противоречит всему сказанному выше о простоте работы с "ГиперМетодом", но это не так. Во-первых, язык программирования нужен только при создании сложных нестандартных систем, которые учитывают реакцию пользователя. Во-вторых, речь идет не о программах, а скорее о наборах коротких сценариев – "самая длинная" программа, как показывает практика, не превышает десяти строк. И согласитесь, что научиться писать программы в три-четыре строки может каждый. На рисунке показан пример программы, которая проверяет правильность ответа.
N=N+1 |
Никифорова Елена – менеджер компании "ГиперМетод"
E-mail: hyper@eltech.ru