Ольга Беликова

   Когда в 60-х годах у нас в стране появились в свободной продаже шариковые авторучки, система народного образования грудью встала на защиту средней школы от этого вредного, как тогда заверяли, новшества. Серьезные, уважаемые люди извели тонны бумаги, доказывая, что только перьевая ручка позволит детям выработать красивый почерк и умение сосредотачиваться, аккуратность и прилежание. Но ведь необходимость в “писцах”, по сути, отпала уже с появлением пишущих машинок...
   Сегодня те дискуссии кажутся архаичными, но ведь все это было не так уж давно. Пройдет немного времени, и нынешние споры о том, как обучать информатике школьников, будут непонятны новому поколению учителей.
   С середины 80-х годов в программу школьного обучения был включен курс “Основы информатики и вычислительной техники”, позднее замененный информатикой. О том, чему конкретно и как учить детей в рамках этого курса, единого мнения не существует до сих пор. Программа Министерства общего и профессионального образования многовариантна и оставляет свободу для маневра, определяя обязательный минимум, но не ограничивая возможности расширения и углубления каждого раздела.
   Одним из вариантов методической поддержки этой программы стал комплект учебников “Информатика” для 6-11-х классов под редакцией профессора Натальи Владимировны Макаровой, недавно выпущенный в свет издательством “Питер”. Комплект состоит из четырех книг, предназначенных для учащихся 6-7-х, 7-8-х, 9-го и 10-11-х классов.
   Недавно в Санкт-Петербурге состоялось обсуждение результатов этого проекта. В дискуссии приняли участие как авторы, так и учителя, познакомившиеся с учебником. Надеемся, что то, о чем говорилось во время обсуждения, будут интересно и нашим читателям.
   Наталья Владимировна Макарова, профессор (Санкт-Петербург): В последние годы появилось много различных учебно-методических материалов, в том числе учебников, по информатике. Есть среди них достаточно удачные. Однако на вопрос, заданный учителю информатики, об использовании его учениками какого-либо учебника в полном объеме, вы, как правило, получаете отрицательный ответ. Обычно существующими учебниками пользуются, как это ни парадоксально, учителя, а не ученики. А ведь в первую очередь это нужно ученикам, которые имеют учебники по всем дисциплинам, кроме информатики. Причин этому много, и основная из них та, что ни в академических кругах, ни среди педагогов-практиков нет единого мнения о том, чему же все-таки надо учить школьников. Тем более что часов на этот предмет отводится в некоторых школах чрезвычайно мало. Конечно, есть немало школ, где руководство понимает современные тенденции развития общества, немыслимого без информатизации всех сторон его жизнедеятельности. В таких школах информатика вводится с 1-го или с 5-го класса.
   Понятно, что в ситуации, где слишком высока степень неопределенности, трудно принять единственно правильное решение. Несмотря на это, мы попытались внести свою скромную лепту в процесс внедрения информатики в школьное образование. Руководствовались мы главной целью – дать в руки ребенка учебник наподобие тех, которые он имеет по другим дисциплинам.
   Мы поставили задачу помочь детям использовать для исследования окружающего мира компьютер как инструмент с большим объемом возможностей, развивая его системное мышление, стимулируя творческий потенциал. Каждую часть учебников авторы строили таким образом, чтобы организовать на ее основе учебно-познавательную деятельность ученика, обучить его осмыслению фактов, явлений, событий.
   На наш взгляд, в целом это нам удалось, хотя мы видим и недостатки, которые будем исправлять при переиздании учебников. Наш коллектив надеется, что обучаясь по этим учебникам, каждый ученик будет обладать необходимым для современного человека уровнем информационной культуры.
   Александр Иванович Сухомлинов, учитель 554-й школы (Санкт-Петербург): Сама идея подготовки концептуально единого комплекта учебников, предлагающего возможность непрерывного обучения с 6-го по 11-й класс, хороша. Но первый учебник несколько упрощенно трактует предмет. Я думаю использовать как базовую вторую книгу, для 7-8-х классов. Она очень удачна, пригодится и в 10-м классе. А вот четвертую часть, на мой взгляд, стоило бы дополнить материалами по языкам программирования, по дизайну. Сюда я бы поместил и раздел по созданию Web-страничек, который сейчас предлагается в 9-м классе, когда большинству ребят это еще недоступно. Конечно, для реализации всего, что заложено в идее, нужна современная база. В 10-11-х классах необходим Pentium, до этого можно обойтись компьютерами с 386-м микропроцессором. Мы же, кроме всего прочего, вынуждены считаться с тем, что многие школьники имеют возможность работать с компьютером только в школе.
   Марина Александровна Горюнова, учитель 157-й школы (Санкт-Петербург): Мне очень понравилась идеология учебников, объектно-ориентированный подход. Этот учебник – прекрасная основа для разработки учителем плана уроков, в нем выстроена четкая, удобная система, убедительная и интересная. Просматривается единый подход к предмету обучения, общая логика построения курса. Впрочем, в ряде случаев материал не соответствует возрасту. Очень жаль, что в школе мы вынуждены работать с детьми на “двоечках”, так что мне придется адаптировать разделы к нашим более чем скромным возможностям. Это вполне реально, просто несколько обидно использовать, как говорится в рекламе, 10% от возможного. Тем не менее даже на устаревшей технике вполне можно привить детям позитивное восприятие компьютера как инструмента для реализации его потенциала, научить уверенно чувствовать себя в новых компьютерных средах. Это немаловажный вопрос, потому что нередко мне приходится в начале обучения сталкиваться с негативным отношением к предмету. Один из моих учеников сказал на уроке (и одноклассники его поддержали): “Зачем нам Интернет, ведь это игрушка для богатых?” Понадобилось некоторое время, чтобы это убеждение ребят изменилось. В этом плане обсуждаемый учебник тоже весьма полезен и воспринимается детьми с интересом.
   Светлана Юрьевна Федорова, 498-я школа-гимназия (г. Пушкин, Ленинградская область): Учебники я посмотрела все, и они мне очень понравились. Конечно, некоторые главы стоило бы расширить, но в то же время ясно, что все равно не удастся объять необъятное. В принципе на сегодняшний день это лучший из учебников, в частности потому, что он будет интересен учащимся. Удачным получилось и полиграфическое оформление пособия, для школьников это важно. Последнюю книгу комплекта я бы даже рекомендовала не только школьникам, но и взрослым, которые начинают осваивать компьютеры.
   М.С. Чванова, учитель информатики, кандидат педагогических наук, доцент ТГУ (школа № 5, г. Тамбов):
   Многолетний опыт непрерывной работы (с 1985 г.) в общеобразовательной школе, работы с учителями информатики в системе переподготовки и повышения квалификации, затем подготовки учителей информатики в педагогическом вузе, позволяет увидеть динамику развития школьных учебников по информатике и наблюдать историю “борьбы” за жизнь каждого из авторских коллективов.
   Комплект учебников под редакцией Н. В. Макаровой явился первой попыткой построения непрерывного курса информатики в средней школе. Сам по себе труд – колоссальный. Решение проблемы преемственности внутри образовательного курса позволяет избежать нагромождений, порожденных, с одной стороны, необходимостью вводить непрерывное обучение школьников информатике, с другой – неготовностью большинства учителей общеобразовательных школ наполнять его содержанием.
   По сути, факт выхода в свет данных учебников можно назвать революционным для курса школьной информатики. Аргументы в пользу данного утверждения:
   - решение проблемы содержательной преемственности учебников в построении непрерывного курса информатики;
   - полнота охвата обсуждаемых тем и проблем информатики;
   - соответствие диалога и задач каждого из учебников возрастным особенностям школьников, для которых они написаны;
   - решение вопроса одного из возможных путей профессиональной подготовки для гуманитарных классов (10-11-й класс);
   - возможность их использования для самообразования и самостоятельного изучения основ информатики и базовой технологии работы на компьютере.
   Елена Всеволодовна Петухова, руководитель Центра информационных систем обучения Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства (Санкт-Петербург): Многие авторы учебника - школьные учителя, методисты по обучению информатике. Преподавая предмет, они накопили огромный методический опыт, разработали собственные программы обучения. Учебник в определенной степени суммирует накопленный потенциал, в этом его достоинство. В отличие от других школьных предметов, курсы которых стабильны и хорошо обеспечиваются большим количеством методических разработок, всевозможными пособиями, в том числе и компьютерными программами, информатика пока подкреплена недостаточно. А учителей информатики до последнего времени целенаправленно не готовили. В Петербургском университете педагогического мастерства закончили этим летом первый курс студенты, которых готовят как преподавателей предмета, но в школы они придут через несколько лет. Пока информатике учат выпускники технических вузов или переквалифицировавшиеся преподаватели других наук. Им приходится нелегко, и каждый из них заслуживает признательности за то, что компьютерная грамотность в стране повышается благодаря их энтузиазму, колоссальному объему работы, который они выполняют. “Информатика”, конечно, не решит полностью проблем, но облегчит жизнь как учеников, так и учителей. В Центре информационных систем обучения работают курсы повышения квалификации учителей, на них мы апробировали учебник, и педагоги его хорошо восприняли. Приятно и то, что ими были предложены интересные дополнения, новые задачи, формулировки. Эти и другие предложения и замечания будут использованы при подготовке следующего издания “Информатики”.


   Вадим Владимирович Усманов, главный редактор издательского дома “Питер” (г. Санкт-Петербург): Очевидно, что сегодня без наличия информационной культуры наши дети не смогут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому мы рады, что первыми среди издательских фирм смогли выпустить столь необходимый для современных школьников комплект. Немаловажную помощь в работе над учебниками оказал восьмилетний опыт выпуска компьютерной литературы издательством “Питер”.    Уверен, что высокое качество содержания и исполнения учебников будет привлекать все больше педагогов, использующих в работе данный комплект; тем самым мы надеемся внести свою лепту в дело формирования информационной культуры.    Впрочем, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, наш принцип: “Хочешь стоять — иди, хочешь идти — беги!” Поэтому мы принимаем как руководство к действию советы и замечания, поступающие “с мест”. Хочется верить, что очередные издания учебников найдут еще больше читателей среди школьников и учителей.