От редакции “КвШ”: мы провели круглый стол на юбилейной X Международной конференции “Использование новых технологий в образовании”, которая проходила с 30 июня по 3 июля этого года на базе Фонда новых технологий в образовании “Байтик” в подмосковном Троицке. Эта дискуссия стала своего рода бенефисом для Александра Владимировича Горячева.

А. В. Горячев, руководитель авторского коллектива курса информатики для начальной школы "Информатика в играх и задачах":
Сегодня на круглом столе мы обсуждаем один из проектов Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО). Проект связан с курсом информатики для начальной школы "Информатика в играх и задачах". Я надеюсь, что с этим курсом вы уже знакомы. Наш курс – это реализация некоторой идеи, точнее – некоторого набора идей.
Можно обсуждать как саму идею, так и ее реализацию. Мне бы хотелось предложить вам отвлечься от оценки этой конкретной реализации, от ее конкретных недостатков и обсудить те идеи и те принципы, по которым создавался курс.
Я постарался сформулировать основные идеи курса, получилось шесть основных тезисов. Каждый из них может быть объектом дискуссии, с ним можно соглашаться или не соглашаться. Именно по отношению к этим идеям и отличаются современные курсы информатики в начальной школе.
Итак, первая идея – опора на логическую сложность материала, ориентация курса информатики в первую очередь на логически нетривиальные применения компьютеров. Мы считаем, что важно ориентировать курс информатики в первую очередь на логически сложные применения компьютеров.
Вторая идея – отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере. Насколько отложенное? Мы считаем – с пропедевтического курса (1–6 классы) на базовый (7-9 классы). Компьютер, наверное, может помочь развитию мышления и формированию мировоззрения (а может и не помочь, смотря как его использовать), но в любом случае применение компьютера в обучении требует немало времени на особую организацию учебного процесса. Что вряд ли целесообразно, учитывая ограниченный ресурс времени – один час в неделю, и то порою с трудом выбиваемый. Формировать навыки работы на компьютере в базовом курсе в седьмом классе совсем не поздно.
Третья идея – отсутствие узкой специализации в общей части курса. Поиск общезначимого содержания базовой части курса привел нас к ориентации на моделирование как на ключевое направление для формирования мировоззрения и развития мышления на уроках информатики. Итак, объектом нашего внимания были выбраны формализация и моделирование. Отталкиваясь именно от этой стартовой позиции, изучая статические, динамические и логические модели, мы планировали рассматривать в нашем курсе основные темы информатики.
Еще одна идея – назовем ее “третьей-а”, четвертая – тесно связана с предыдущей. Стремление следовать современным направлениям развития информационных технологий привело нас к тому, что, рассматривая вопросы моделирования, мы ориентируемся на объектно-ориентированный анализ и объектно-ориентированное моделирование.
Пятая идея состоит в сознательном отказе от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций. Мы считаем, что эту функцию реализуют другие курсы – например, пропедевтическую функцию по коммуникациям решают уроки риторики. А пропедевтика таких тем, как “Азбука экрана”, “Компьютерный дизайн” и т. д., реализуется на уроках ИЗО. Это естественный “скупой” подход в условиях дефицита времени, отводимого на изучение информатики.
Ну, и последняя, шестая идея – это ориентация на преподавание информатики учителями начальных классов. Мы считаем, что такой подход позволяет лучше реализовать надпредметный характер информатики, поскольку учитель начальных классов учит детей всем базовым предметам. Вы можете переносить приемы, подходы и методы из информатики на другие уроки (и таких примеров много).
На пересечении этих шести идей и родилась реализация нашего курса.
Так все-таки… На какие компьютеры ориентирован ваш курс и на какое программное обеспечение?
А. В. Горячев: Смотрите идею 2: “отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере с пропедевтического курса на базовый”. Мы считаем, что можно начать работать на компьютере с седьмого класса, и к десятому вы не отличите, просто будете путать тех детей, которых с первого класса учили нажимать на кнопочки, с теми, которые начали это делать позже. В начальной школе наш курс не требует наличия компьютеров.
Н. В. Гурская, педагог дополнительного образования по программированию и логике, Нижний Новгород:
Наш центр имеет статус экспериментальной площадки. На мой взгляд, очень хороший эффект дает применение пакета из ваших тетрадок и собственных компьютерных наработок.
С компьютером гораздо лучше работать. При этом я добавляю еще задания по математике из учебника Петерсон, и получается очень хорошо. Я посещала интегрированные уроки, которые вместе проводят учитель начальных классов и учитель информатики. Отличный результат.
Е. П. Седов, директор ЦНИТ, Одесса:
Я согласен, мы так же делаем. Чисто бескомпьютерный вариант утомляет, нужна какая-то мотивация для малышей. Мы 45 минут проводим по вашим тетрадям, а 45 работаем с пакетами типа “Вундеркинд”.
Н. В. Гурская: Когда удается найти компьютерную поддержку вашим идеям, они только выигрывают.
Поясните, пожалуйста… Сейчас речь идет о том, чтобы применять компьютеры для других общеобразовательных предметов. Но если вы ориентируетесь на то, чтобы начинать использовать компьютеры только с седьмого класса, то получается, что до седьмого класса мы не можем посадить детей за компьютеры на других уроках – мы же не можем предполагать, что у каждого есть дома компьютер.
А. В. Горячев: Мы сейчас говорим об уроках информатики, которые имеют свои цели и задачи. И мы считаем, что для целей уроков информатики достаточно вводить компьютер начиная с базового курса (с седьмого класса). А то, о чем говорите вы – это не уроки информатики. Это компьютерные уроки по русскому, по математике... В этой ситуации компьютер выступает просто как инструмент обучения, наряду с учебными кинофильмами и другими пособиями.
Правильно ли я вас понял?.. Таким образом, вы отрешаетесь от этой задачи осознанно, специально. Для вас информатика имеет свою самоцель, которую мы пытаемся достичь, не глядя на все остальное. Я правильно понял?
А. В. Горячев:
Не совсем так. Мы считаем очень важным то влияние, которое изучение информатики оказывает на обучение базовым дисциплинам, но мы иначе подходим к ответу на вопрос: что считать более важным во влиянии уроков информатики на учебный процесс? Мы считаем более важным в этом отношении не столько навыки работы с компьютером, сколько те приемы, те подходы, которым мы учим детей на уроках информатики – то, что остается у ребенка в голове. Важно, что он переносит эти знания и умения на другие предметы. Если мы учим анализировать, структурировать, разбивать на части, то ученик эти же задачи решает на уроках математики, русского языка и др. Мне кажется, что это более важное влияние.
Когда учитель информатики приходит в начальную школу и начинает вести уроки, то для него естественно использовать компьютер. Какие в этом плюсы, какие минусы, вам известно. Учительница начальных классов лучше знает свой класс, программу по другим предметам, вообще она у них “вторая мама”. А преподаватель информатики лучше знает, к чему курс должен привести, и может точнее расставлять акценты.
Е. П. Седов: Мы пробовали и так и так. Лучше получается, когда с малышами занимаются учителя младших классов, потому что для них составлены свои учебные программы. А учитель информатики из старших классов обычно остается “чужаком”.
Н. В. Гурская: Для преподавания вашего курса многим учителям начальных классов не хватает подготовки. Есть материалы простые, но некоторые ваши задания и учителя информатики не сразу понимают. Учителя начальных классов просто их перелистнут и пойдут дальше.
Е. П. Седов: Мы, например, шесть месяцев готовим учителей начальных классов, чтобы они начали работать.
А так ли все просто?
Каким образом вы обеспечиваете перенос навыков, например структурирования, на другие уроки? Я не знаю, как в начальной школе, но, например, в старших классах этого не происходит.
А. В. Горячев:
Наблюдаемые мной случаи использования для других дисциплин приемов, полученных на уроках информатики, как мне кажется, объясняются тем, что все эти уроки ведет один и тот же учитель. Такой учитель может узнать “что-то” знакомое в речи ребенка и поддержать его. Например, когда ученик говорит, что ему неинтересно спрягать и он составил алгоритм спряжения, учитель понимает, о чем идет речь, и может поддержать инициативу ребенка. Эффект от того, что уроки информатики ведет учитель начальных классов, срабатывает.
Я видел достаточно много учителей начальных классов, которые внимательно читают наши методические пособия и вполне справляются с ведением уроков информатики. Мы создавали наши подробные поурочные планы именно для того, чтобы сделать возможным преподавание информатики учителями начальных классов.
Н. В. Софронова, д. п. н., доцент кафедры ИВТ в ЧГПУ, Чебоксары: Я работаю на кафедре информатики. Мы преподаем эту дисциплину на разных факультетах. На некоторых факультетах курс называется “Математика и информатика”. В прошлом году пришлось работать со студентами – будущими учителями начальных классов.
Я использовала ваши рабочие тетради, которые мне очень нравятся, использовала целенаправленно, то есть мы решали задания и для первого, и для второго, и для третьего класса. Но хочу сделать несколько замечаний. Вы рекомендуете, чтобы этот курс брались преподавать учителя начальных классов. Действительно, они этот материал воспринимают. Я не просто давала им задания для решения – они составляли затем свои задания, по аналогии. И было видно, насколько они это поняли, насколько уловили основную концепцию. Тяжело только было “достучаться” до них по разделу “Формирование системно-информационной картины мира”. С формированием логического мышления они знакомы по математике, с алгоритмическим мышлением знакомились в школе – словом, все шло довольно быстро. Но все равно нам не хватало часов.
Конечно, было бы прекрасно, если бы учителя начальной школы преподавали в своем классе информатику. Я считаю это разумным и целесообразным. Но для того чтобы действительно можно было готовить таких специалистов, нужны специальные часы в педагогических вузах. Я этой проблемой интересуюсь и вижу, что, кроме меня, в регионе вообще никто ничем подобным не занимается. Как правило, дается стандартный набор – текстовые редакторы и т. д.
В вопросе, нужен ли компьютер на занятиях по вашему курсу, я полностью поддерживаю ваш подход. Я очень берегу глаза всех, кто работает на компьютере… Ведь информатика – это не только компьютеры. Информатика – это более широкий спектр, это формирование мировоззрения. Но, к сожалению, в педвузе на решение этих задач катастрофически не хватает времени.
А. С. Лесневский, д. п. н., Московский городской педагогический университет:
В нашем университете, который существует четыре года, в учебном плане курса “Методика преподавания информатики” обязательно предусмотрено использование “тетрадей Горячева”.
Специализация, которую получают учителя информатики, – на самом деле тройная. У нас есть поток, который приходит к нам из педколледжа, имея квалификацию “учитель начальных классов”. А дальше мы им присваиваем еще две квалификации – “учитель математики” и “учитель информатики”.
Но бывает и так…
Я веду методику преподавания информатики для будущих учителей – студентов физико-математического факультета. И они воспринимают эту методику намного хуже, чем студенты – будущие учителя начальных классов. То есть будущие учителя математики, физики, информатики хорошо программируют, у них прекрасно развит алгоритмический стиль мышления. Их уже поставили на эти рельсы, и они привычно по ним двигаются. А вот сделать “шаг влево – шаг вправо” им уже нелегко. Даже алгоритмы в учебнике Кушниренко они воспринимают с трудом. Они не хотят быть только исполнителями.
Когда же я начинаю им говорить о формировании системно-информационной картины мира, они просто не понимают, о чем речь. Их приходится ломать, понимаете? Если будущим учителям начальных классов я даю идею, они ее подхватывают и идут дальше, то студентов физмата надо буквально сломать, чтобы они меня поняли. Вот такой парадокс.
М. Л. Золотайко, руководитель методобъединения учителей информатики, Владивосток:

Насколько я поняла, эти курсы у вас очные. Нужно приехать, зарегистрироваться и обучаться. Нет ли каких-либо заочных или дистанционных курсов для переподготовки учителей начальной школы к преподаванию информатики?
А. В. Горячев: По материалам курса проводятся очные курсы в Москве, кроме того, мы выезжаем и в регионы. Но нами были предприняты специальные усилия для детальной проработки поурочных планов. А насколько это получилось, судить тем, кто по этому материалу ведет уроки.
А. В. Матвеев, учитель информатики, Калуга:
У нас опыт большой, мы уже четыре года ведем курс “по Горячеву”. Но я выступаю против ориентации курса на бескомпьютерное обучение. Мотивация снижается. Компьютер – это мотивация. От курса для первого класса мы отказались, он слабоват. А курсы для второго и третьего составлены блестяще. Заложенная в них система позволяет развивать стратегический стиль мышления у наших детей.
Мы проводили исследования: разбивали класс на две группы, одним дали полный курс, а другим просто объяснили, что такое компьютер. И проанализировали, что в журналах у учителей. Оказывается, что в среднем у тех, кто изучал этот курс, оценки на полбалла, на один балл лучше. В том числе по литературе, русскому языку, которые вроде бы не напрямую коррелируют с понятием “логическое мышление”. Ваши тетради – это основа для общегуманитарного, точнее гуманизированного развития. Логика – она везде остается логикой. И, очевидно, при изучении русского языка и литературы эта логика должна присутствовать.
А за какой период вы делали тестирование?
А. В. Матвеев:
Четыре года мы обучали и по крайней мере три года наблюдали за ребятами после окончания начальных классов. Мы обнаружили четкую взаимосвязь: школьники, прошедшие обучение по этому курсу, имеют на балл или полбалла выше.
Г. В. Фомина, директор комплекса “начальная школа – детский сад”, Москва:
Мы тоже больше четырех лет работаем по этим тетрадям, а также по тетрадям Петерсон для курса математики. Уверена, что вести этот курс должны именно учителя начальной школы. Но в нашем комплексе ведется предметное обучение: у нас часть учителей ведет математику, часть – русский язык и чтение. И вот, те учителя начальной школы, которые ведут у нас математику, особенно те, что прошли курсы повышения квалификации по системам развивающего обучения (система Занкова или Эльконина-Давыдова), легко понимают идеологию этого курса.
Хорошо стыкуются между собой учебники ассоциации “Школа-2000” и этот курс информатики. И если к нам во второй класс приходят дети, которые занимались по традиционной системе или приехали из районов, где был очень низкий уровень обучения, то, занимаясь по этому курсу информатики, они быстро догоняют своих одноклассников. Это в принципе дает очень хорошие результаты на выходе из начальной школы. Это мы уже отмечаем не первый год.
Есть у меня и рекомендация. Уже вышли тетради Петерсон для групп дошкольного возраста. Вы же, к сожалению, идете только в среднюю школу. Для младших детей ведь вообще ничего нет…
(А. В. Горячев: Выходит в печать тетрадь для пятилетних детей “Все по полочкам” и методичка к ней.)
…и я бы хотела сделать маленькое замечание по поводу использования компьютера параллельно с занятиями по этому курсу. Мы не всегда учитываем мнение родителей. Но родители настроены на использование компьютеров параллельно с курсом информатики. “Как это, информатика – и только тетради?!” Да, у нас есть возможность использовать компьютеры факультативно, и мы с пяти лет даем детям компьютеры. Родители настаивают на том, чтобы дети хотя бы умели нажимать на клавиши и что-то делать.
А. В. Горячев: Может быть, и так, но в этом году мой ребенок пошел в школу, и на собрании родителей нам сказали: “А еще у нас будет в первом классе информатика, НО ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ, это не компьютеры, это просто развитие мышления”. Это к тому, какие бывают разные точки зрения.
С. В. Медведева, гимназия 1531, Москва:
Александр Владимирович! Наверное, не случайно мы уже столько времени говорим о вашем шестом тезисе – об ориентации на преподавание курса учителями начальных классов. Это мне кажется самым главным. Конечно, только учитель начальных классов должен вести этот курс. И знаете почему?
Когда я захотела взять ваш курс, я отправилась на открытый урок в третьем классе. После этого урока я решила: “Ни за что не буду брать этот курс!” Этот урок вела преподавательница информатики. И дети на уроке сидели и молчали. А мы знаем, что когда идет развивающее обучение, то говорят дети, а не учитель. Тема была “Множества, пересечения множеств, слова-кванторы”.
Это было давно. Но в прошлом году мне попался очень сложный класс, первоклассники. Тут-то я и решила: надо все-таки развивать логическое мышление. Надо все-таки пробовать тетради Горячева.
К счастью, нам дали один урок вне школьного компонента – урок развития. В будущем году у меня будет третий класс. Учитель информатики меня просто умоляет работать вместе, он мне все объясняет. Он говорит: “У меня в шестом классе дети этого не понимают, а вы сейчас успешно это даете, давайте этот материал и дальше”.
Н. В. Софронова: Мне хотелось бы поспорить. Тут говорят, что к этим тетрадям не хватает компьютеров. А мне кажется – не хватает игры. Есть очень много прекрасных игр на развитие понятий, связанных с информационными процессами. Например, передача информации без слов. Они двигаются, они играют, они общаются. На базе курса информатики можно построить прекрасную модель общения.
А. В. Горячев: Мы, наверное, немножко избалованы. У нас в программе “Школа-2000” – в комплекте учебников, среди которых наша “Информатика” (там же изданы Петерсон, Бунеевы, Вахрушев и другие) – есть курс риторики Т. А. Ладыженской. Все вопросы коммуникаций этот курс берет на себя, включая речь, мимику, движения.
Я понимаю, что обычно администрация школы принимает решение: какими будут уроки информатики, с компьютерами или без них. И если уроки – с компьютерами, то ведет учитель информатики, а если без компьютеров – то учитель начальной школы.
Мы сегодня слышали, что компьютеры есть только в 50% школ, а хорошие компьютеры – только в 20% школ. Вы согласны с тем, что лишать детей информатики в школах без компьютеров или с плохими компьютерами – это несправедливо?
А может, нужен компромисс? Может быть, стоит сделать два варианта этого курса? Для школ с компьютерами и без них?
А. В. Горячев: Нам всем известно про “зоопарк” компьютеров в школах. Исходя из этого, мы обычно даем рекомендации учителям, которые хотят проводить уроки на компьютерах конкретного типа: “Выбирайте программы, подходящие по программе курса, и используйте их”.
С. А. Христочевский, ИПИ РАН, Москва:
Я хотел бы обратить внимание на то, что у нас идет путаница в понятиях “информатика” и “информационные технологии”. Сейчас я не могу детально рассказывать об этом, но прошу каждого посмотреть определения в тех учебниках и книгах, которые у них есть.
Есть и такое мнение…
Действительно, сегодня очень много споров об информатике с компьютером, информатике без компьютера, о том, какое место занимает компьютер в информатике. Мне хотелось бы сказать, и это не только моя точка зрения, это точка зрения Российской академии образования, что компьютер на уроках информатики имеет право быть не больше и не меньше, чем на любых других уроках. Это действительно средство обучения. Если есть хорошие компьютеры, соответствующее программное обеспечение, то пожалуйста, его можно и нужно использовать.
Но если в школе стоят БК, “Корветы”, то не дай бог начальные классы сажать за эту технику. Это только уродовать детей. Сейчас во главу угла надо ставить здоровье детей.

С. А. Христочевский: Позвольте подвести итоги. По тому, что я слышал здесь, я попытаюсь сформулировать общее мнение. Все относятся очень положительно к представленной сегодня работе. Существенных замечаний я не услышал. Мы рассмотрели предложенный курс, одобрили его, считаем полезным и рекомендуем ко всяческому распространению, в том числе переводу на иностранные языки.
Участники круглого стола поддержали предложение А. С. Христочевского.