Евгений Кабаков


Одна картинка

Вот картинка. Это – детская работа. Она сделана три года назад. Я хотел бы познакомить вас с ней и поделиться попутными соображениями.

Несколько общих слов о себе

Я совершенно не умею учить детей каким-либо наукам, полезным для будущей жизни. Больше всего мне нравится жить с ними общей сегодняшней жизнью и учиться вместе с ними решать задачки, которые эта жизнь в изобилии подсовывает. Решение этих задачек часто требует освоения каких-то формальных наук — тогда можно браться и осваивать эти науки быстро и радостно. А по другому не получается — все валится; нет мотивации ни у детей, ни у меня.
Порой удается эту общую жизнь подстроить. Вернее, инициировать.
Иногда в рамках класса и урока. Иногда совершенно за пределами этих формальных ограничений.

Несколько общих слов о главном

Вот перечень главного, того, что я всегда стремлюсь сообщить ученику, если только мы с ним не окончательно замотаны школьной рутиной:

– что он представляет на этом свете огромную ценность

– что нас таких ценных много и все мы разные

– что в нашей неповторимости содержится сильнейший источник радости

– что мы, такие разные, нужны друг другу и можем создавать замечательные вещи

– что в каждый момент этой жизни каждый человек — ученик

– что в каждый момент этой жизни каждый человек стоит на пороге совершенно нового великого открытия. И иногда это открытие совершается.

Несколько общих слов про Интернет


Мы живем в эпоху сверхбыстрых перемен и глобальной интеграции. Интернет — образ этой интеграции и инструмент освоения этих перемен.
При слове “Интернет” у детей загораются глаза. Иногда нездоровым блеском. Ставшее традиционным сравнение Большой Паутины с деревней не кажется мне точным: деревня — сравнительно безопасное место для ребенка. Интернет больше похож на лес, в котором встречаются солнечные рощи, темные чащобы, топкие болота, полянки и т. д. Само собой, есть там и след копытца, из которого “не пей — козленочком станешь”.
Если спросить школьника, что можно, по его мнению, делать в Интернете, то ответы будут примерно такими: “лазить по разным сайтам”, “скачать что-нибудь прикольное”, “взломать сайт Пентагона”. Некоторые благовоспитанные дети скажут, что можно находить кое-какие полезные и интересные материалы. И все это похоже на прогулки в лесу (или удирания в лес). Но в лесу можно не только гулять, собирать грибы и хулиганить. Можно самим сажать в этом лесу деревья. Обживать поляны. Строить свои деревеньки.
Лес, в котором есть мое дерево, моя собственная деревня и мой домик в ней — совсем иной лес.

Теперь непосредственно о картинке

Это не плод работы одного художника. И не результат воплощения коллективного замысла. Это коллективная импровизация. Создателей столько, сколько разных объектов на этой картинке.
Вернее, их на одного больше. Этим одним был я. Моя роль в этой работе отличалась от остальных вот чем:

1. Я сам ничего не рисовал.
2. Я был самым технически подкованным участником и мог поддержать учеников, если дело застопоривалось по техническим причинам.
3. Я все это затеял.

Результат не был заранее известен никому из участников.
Каждый, работая, имел лишь приблизительное представление о том, как будет выглядеть результат. А я и подавно этого не знал. Я только обеспечивал процесс.
Вскоре после завершения этой работы я постарался описать ее хотя бы в общих чертах. Вот это описание:

Лес. Урок информатики в начальных классах.

Эту картинку мы с детьми создали за один урок. Дело было на компьютерном уроке в начальной школе.
Каждый ученик получил задание нарисовать на своей машине что-нибудь одно для будущего леса — дерево или что-нибудь еще, что бывает в лесу.

(Некоторые участники стали создавать животных, и я не стал возражать. Вероятно, я не стал бы возражать, если бы кое-кто нарисовал вместо дерева дом или самолет — им бы тоже нашлось место, но сам я просил создать только деревья).

Все с радостью принялись за работу.
Урок длился, как обычно, 45 минут. Всего участвовало 11 третьеклассников. Компьютеров при этом было 10, и двоим пришлось работать по очереди, в свободное время мешая друг другу советами. Полурока дети рисовали свои части будущего леса. За десять минут до окончания занятия я объявил, что пора заканчивать свои работы и складывать их в общую копилку на локальной сети. К этому моменту большинство детей уже все сделали, но некоторые не могли остановиться и все украшали и украшали свои рисунки. Их удалось уговорить, что уже и так все отлично.
Но тут выяснилось, что один мальчик, не умея закончить работу, уже в третий раз стирает начатое. Возникла опасность, что придется обойтись без его работы. Этого нельзя было допустить и я сказал ему: “А что ты можешь сделать наверняка? Можешь за три минуты нарисовать гриб?” Он сказал: “Могу!”, – и пока я помогал остальным детям пересылать работы в общую копилку, гриб был готов.
До конца урока оставалось 7 минут. Можно было приступать к сборке леса. Я сел за центральную машину, а дети столпились у меня за спиной. Я стал поочередно вытаскивать картинки из копилки, — и все быстро придумывали, где бы это расположить на экране. Каждому элементу надо было придумать место, масштаб и слой (т. е. чем он будет заслонен, а что заслонит сам). В первую очередь спрашивали автора рисунка. Но остальные тоже принимали участие в обсуждении.
Все происходило очень быстро. Начали с гриба. Дольше других искали место для рыжего полосатого зверя, означавшего по мысли автора лису. В конце концов автор принял смелое решение: “Давай уменьшим ее и посадим на дерево — пусть это будет белка!” Так и поступили. После помещения на экран очередного объекта предыдущие приходилось иногда переставлять для того, чтобы возникала общая картина. Автор волка ни в какую не соглашался уменьшить своего героя, но согласился, чтобы тот таинственно скрывался за деревьями — лишь бы видна была пасть.
Так в столкновении разнообразных интересов лес был собран. Последним достали чудесное волшебное дерево с золотыми яблоками. Оно осветило собой лес, и все согласились, что оно должно стоять посредине и на переднем плане. Взглянув на готовый лес, все восхитились.
Урок закончился. Надо было уходить из компьютерного класса. Лес стоял на экране центрального компьютера. Я воскликнул неожиданно для себя: “Дети! Мы хорошо поработали?” И дети хором (неожиданно для меня дружно) крикнули “Yes!”.
Самое интересное в этой работе — последние 7 минут соединения разрозненных элементов в общее целое. На экране растет лес, а перед экраном растет взаимопонимание людей. Каждый хочет, чтобы его рисунок был хорошо виден и занимал важное место в лесу. Но одновременно с этим он понимает, что без общей силы леса его рисунок “не жилец”. И человек может согласиться уменьшить свою работу или отодвинуть ее на задний план, чтобы она стала частью целого. Но она — его работа, все равно должна быть и должна быть видна — это всем понятно.
Как бы и всем нам устроить жизнь так, чтобы все делали свою работу, а вместе получалось что-то общее важное и радостное? Очень хочется.

Вот темы, которые я тогда же обозначил себе для рассмотрения:

1. Как не получить унылый однообразный лес? (Этот вопрос возник, когда я попробовал повторить этот опыт с более старшими детьми и получилось скучновато).

2. Как организовать сборку общего леса в сети? При современном состоянии сети мы не можем так же шумно собраться одновременно вдесятером у общей работы.

3. Как бы можно было сохранять сам процесс рисования деревьев и сборки леса в виде компьютерного мультфильма? (Такой фильм был бы очень интересен. Его можно было бы скопировать на видео, снабдить музыкой или комментариями и показывать друзьям).

4. Куда можно двигаться дальше? Коллажный принцип монтажа: картинка, журнал, фильм... Элементы коллажа в любой общей работе.


От выращивания леса к строительству общего города.

Короткое послесловие

Мы распечатали несколько картинок с лесами на больших листах и они украсили собой стены компьютерного кабинета. Прошло три года. И вот недавно оказалось, что, глядя на эти картины, три разных группы тогдашних второклассников-третьеклассников претендуют на авторство одной и той же. Все они работали над разными лесами, а теперь все говорят, что делали вот этот, один. Я задумался о причине такого “смещения”. И мне кажется , дело здесь вот в чем.
Участники запомнили главный результат работы. А это была вовсе не сама картина. Главным результатом было не изображение, а радость сотворчества. Эта радость лучше всего воплотилось в одной из работ. И теперь все участники уверены, что создали именно эту картинку – ту, что со страшным волком и лисой-белкой на ветке.
Вот такая история.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ: Кабаков Евгений Генрихович – учитель информатики-технологии Московской государственной школы № 57, методист МИПКРО, внештатный сотрудник лаборатории дизайна образования ИНТа, преподаватель Московского детского клуба “Компьютер”. Основатель детской МультиСтудии. E-mail: kabakov@sch57.msk.ru