Римма Крысова, Алексей Муранов

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения в начальной школе становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в частности. Серьезно встают два вопроса: чему учить и как учить.

Первое сентября означает для маленького человека не только портфель, учебные принадлежности, отрыв от теплой маминой руки, но и переход в новую социальную ситуацию. Вчера он был “просто ребенок” – сын или дочь, внук или внучка, воспитанник детского сада и т. д., а сегодня он стал учеником с полным набором прав и обязанностей. Все окружающие ребенка, горячо им любимые взрослые хотят видеть его выдающимся учеником, гордостью семьи. Задача школы –- помочь ребенку научиться сложным вещам, оставаясь в ситуации успеха и постоянного желания прийти в школу опять.
Некоторое время назад мы решили попробовать пригласить в кабинет информатики учителя начальной школы. Выбор был не случаен. Нам виделось, что курс информатики в начальной школе должен носить развивающий, прикладной характер, органично входить в жизнь ребенка в рамках обучения в начальной школе. Учитель, преподающий одновременно русский язык, литературу, математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д., как никто другой готов к освоению процесса интеграции различных предметов и технологий. Ему только надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые предоставляет компьютер, хорошее программное обеспечение и преподаватель информатики.
Различные объективные причины (старые традиции, требования программы и т. д.) мешают учителю изменить себя. Мы решили создать пространственно-временную среду, которая поможет ему – это урок информатики.
Занятия на таком уроке вместили в себя все то, что с трудом помещается в традиционные школьные уроки.
Учитель начальной школы пришел в кабинет информатики для знакомства с теми возможностями, которые предоставляет компьютер. Во время первого посещения нам стало ясно, что то программное обеспечение, которое предлагается ребенку, поможет повысить его школьную мотивацию. Каким образом?
Все оказалось довольно просто. Для полноценного общения ребенка с компьютером ему (ребенку) необходимо применить все те знания и умения, которые он получил на других уроках. Мы увидели это сразу, буквально с первых уроков. Так возникла идея интегративных цепочек. Буквально с первых занятий в компьютерном классе ребенку надо найти на клавиатуре клавиши со стрелками и начать их использовать, а это значит, что он должен непроизвольно вспомнить уроки математики, на которых повторяли то, что ребенок принес из дошкольного детства: ориентация в пространстве и на плоскости. Тут же возникла первая интегративная цепочка: математика –информатика. Учителю информатики стало трудно без учителя начальной школы (очень много вопросов возникает и при подготовке к уроку и во время его проведения), а учителю начальной школы стало необыкновенно интересно, как его ученики справляются с заданиями, чего они еще не знают, чтобы легко продвигаться вперед.
Заглянув на урок раз-другой, нам захотелось помочь детям и преподавателю информатики. У него по ходу работы возникает много таких ситуаций, когда ребенку стоит только предложить помощь –- и он успешно будет продвигаться вперед. А ведь преподаватель информатики не всех детей хорошо знает, не все тонкости программы начальной школы ему знакомы. Поэтому хрупкое равновесие успешной и приятной работы на уроке в компьютерном классе легко может нарушиться. И мы потянулись на эти занятия. Раз за разом процесс становился для нас все более захватывающим, и мы решили создать общее календарно-тематическое планирование. Находили те точки соприкосновения фактического материала, которые позволят детям изучать и закреплять материал, полученный на общеобразовательных предметах. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров интегративных цепочек:

· Математика – информатика

· Технология – информатика

· иностранный язык – информатика

· русский язык – информатика

· изобразительное искусство – информатика

· развитие речи – информатика

· история – информатика и т. д.

Исходя из нашего интереса (как личного, так и профессионального), возникла идея проведения совместных уроков двух преподавателей одновременно. Два учителя работают вместе на уроке, в период его планирования и обсуждения результатов по итогам занятий. Очень интересны ощущения учителя начальной школы, который в силу сложившихся особенностей преподавания обладает сильной единоличной властью в классе. В новой ситуации во время проведения занятий в кабинете информатики основной учитель либо попадает на вторые роли, либо занятие строится таким образом, что роли у преподавателей меняются в зависимости от задуманного сценария урока.
Интересно и очень поучительно наблюдать со стороны за детьми, которых ты учишь буквально всему: от завязывания шнурков на непослушных ботинках до написания сложных творческих работ. Внутренние переживания учителя за успех ребенка очень сильны. Со стороны видны все твои недоработки –- как образовательные, так и воспитательные. Я, учитель, вижу как налаживает общение, основанное на интеллектуальном труде, мой коллега, понимаю все возникающие трудности и, как в зеркале, вижу себя. После таких эмоциональных потрясений я совсем по-другому подхожу к продумыванию своей модели общения с учениками и их родителями, да и уроки строятся и проходят совсем иначе.
На таких занятиях проявился еще один важный, на наш взгляд, аспект. Ребенок чаще всего находится в классе в обстановке, хорошо знакомой и ему, и его родителям, да и бабушке с дедушкой, а именно: парта, стул, ребенок сидит за партой, парты стоят ровными рядами, дети сидят в затылок друг за другом; лицом к ним, в центре у доски – учитель (стоит, сидит за столом или ходит монотонно вдоль рядов, заглядывая в тетради). Вся эта обстановка дисциплинирует и завораживает, но через некоторое время становится скучно – хочется перемен.
Психологи рекомендуют чаще детей пересаживать с места на место, меняя таким образом для них мизансцену. Здесь ведущая роль – у учителя, а у ученика – ведомая, что бы мы ни придумывали (диктанты с комментариями ребенка для всего класса или что-либо в этом роде) – мы их погружаем в искусственно созданную ситуацию псевдосамостоятельности.
Принципиально другая ситуация на занятиях в компьютерном классе. Ребенок оказывается один на один с машиной, которая послушно выполняет команды ученика. Чаще всего расположение мебели и машин таково, что ребенок сидит спиной к учителю, который ходит по классу и спокойно, неторопливо, без нервозности предлагает детям свою помощь в управлении машиной. Ребенок спокоен, сосредоточен, он сиюминутно видит результаты своего труда, он часто должен принимать самостоятельные решения для того, чтобы справиться с поставленной задачей. Наши наблюдения показывают, что ребята выходят после таких занятий не уставшими, а вдохновленными.
Отдельный сюжет – это поведение родителей наших учеников за компьютерами при выполнении тех же самых заданий и работ, что выполняют их дети. После таких уроков для взрослых родители проникаются уважением к ребенку и более объективно могут оценить свое дитя. Такие тематические родительские собрания сближают нас, учителей, с родителями наших учеников.
Сейчас мы ведем курсы для учителей. Мы считаем наиболее полезным, когда на них от одной школы одновременно приходят учитель информатики и начальной школы.

Коротко об авторах:
Крысова Римма Лазаревна – учитель начальной школы по призванию и образованию завуч-методист начальной школы УВК № 1811
Муранов Алексей Анатольевич – учитель математики по образованию и информатики по призванию, руководитель начальной школы УВК № 1811,
E-mail: AMuranov@mtu-net.ru