Дмитрий Вейзе

Формирование паттернов в организмах (слово паттерн означает образец, шаблон, шаблонную модель) – одно из наиболее общих явлений, наблюдаемых в природе. Расположение повторяющихся модулей – таких как листья вокруг стебля, цветочки соцветия маргаритки, чешуйки на сосновой шишке или ананасе, семена в корзинке подсолнуха и т. д. – именуют листорасположением, или филлотаксисом.
Историю изучения филлотаксиса прослеживают от первых примитивных наблюдений в древние времена до изощренных исследований наших дней. Немного известно о Древнем периоде, который восходит, по крайней мере, к Теофрасту (370–285 г. г. до н. э.) и Плинию (23-79 г. г. н. э.). Теофраст в его "Исследовании растений" говорит, что "у растений с уплощенными листьями листья эти располагаются регулярными рядами". Средние века отмечены отдельными наблюдениями Иоганна Кеплера и Леонардо да Винчи.
Несмотря на несметное многообразие и богатство растительных форм, различают относительно небольшое количество общих паттернов, которые объединяют виды растений, стоящих порою весьма в дальнем родстве.
Наблюдения Иоганна Кеплера

"Если спросят, почему у всех деревьев и кустарников или по крайней мере у большинства из них цветы, распускаясь, приобретают пятиуголь-ную форму, то есть имеют по пяти лепестков, то я отвечу, что здесь рассуждения о красоте и свойствах фигуры, в которых проявляется душа растения, были бы вполне уместны. Построение пятиугольника невозможно без той пропорции, которую современные математики называют божественной. Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности. Привести числовой пример, в котором были бы выписаны все члены, невозможно. Однако чем дальше мы будем уходить от единицы, тем более полным будет наш пример. Пусть два младших члена будут числами 1 и 1 (ты можешь считать их неравными). Сложив их, мы получим 2. Прибавив к 2 больший из младших членов, получим 3, а прибавив к 3 число 2, получим 5. Прибавив затем к 5 число 3, получим 8, прибавив к 8 число 5, получим 13, прибавив к 13 число 8, получим 21. Отношение числа 5 к 8 приближенно равно отношению числа 8 к 13, а отношение числа 8 к 13 приближенно равно отношению числа 13 к 21. По образцу и подобию этой продолжающей себя пропорции сотворена, как я полагаю, производительная сила, и этой производительной силой запечатлен в цветке подлинный смысл пятиугольной фигуры ".

Так писал Иоганн Кеплер в своей миниатюре-шутке "Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках", изданной в 1611 году. Он был, по-видимому, первым, кто обратил внимание на связь листорасположения с золотой пропорцией. Отметим, что речь здесь идет о хорошо известных математикам числах Фибоначчи. Действительно, знаменитый ряд чисел, начинающийся с двух неравных, по замечанию Кеплера, единиц, назван в честь описавшего его итальянского математика Леонардо из Пизы, более известного как Фибоначчи (сын Боначчо). Леонардо путешествовал по Востоку как купец. Вернувшись, он в 1202 году издал свой труд Liber Abaci (до нас дошла рукопись 1228 года). Вот они, числа Фибоначчи.

Порядковый номер n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

...

Числа Фибоначчи Un

1

1

2

3

5

8

13

21

34

55

...


Итак, в поле нашего зрения – числа Фибоначчи и связанные с ними спиральные структуры. Непосвященные не догадываются о существовании жгучей тайны, в которой проявляется душа растения – тайны чисел Фибоначчи и золотого сечения в морфологии растения, разгадке, которой светлые головы посвящают наблюдения и исследования на протяжении уже более чем четырех веков. К тому же это одна из немногих возможностей для ботаники поговорить на языке математики. Итак, о филлотаксисе. Принято говорить об очередном, или спиральном, листорасположении (традесканция, береза, подсолнух), при котором на узле (месте прикрепления листьев) располагается только один лист; супротивном – на узле сидят два листа один супротив другого (крапива, клен, сирень) и мутовчатом – число листьев в узле – три и более (олеандр, элодея). В западных источниках супротивное листорасположение рассматривают, и обоснованно, как мутовчатое.

Мутовка (ж) – всякий снаряд для мученья, взбалтыванья жидкости; палочка с крестом, кружком или рожками на конце, для пахтанья, мешанья и взболтки.
Мутовчатый – в виде мутовки; с мутовками, ими снабженный – растенье, у коего сучья сидят мутовкою, по нескольку в круг, в одном месте.

Толковый словарь Даля.


Число n листьев в мутовке может меняться от вида к виду, внутри одного вида, и даже на одном и том же экземпляре растения.
Важно, что в мутовчатых паттернах листья любого узла имеют обычно направление, совпадающее с направлением промежутков между листьями выше- и нижележащего узла.
Это – следствие общего принципа минимакса, работающего в природе повсеместно.
На нематематическом языке этот принцип применительно к нашему случаю может звучать так: "по пути МИНИмального сопротивления проходим МАКСимальное расстояние". Покажем действие этого принципа и для спиральных, и для мутовчатых паттернов.

Знакомьтесь – примордии

Начиная с работ Гофмейстера (W. Hofmeister, 1868) и Эйри (H. Airy, 1873), в литературе принято рассматривать расположение не столько листьев, сколько их зачатков в верхушке почки, называемых примордиями.

Из этих зачатков потом могут вырасти и листья, и цветочки, и чешуйки, и колючки, и новые побеги. Побеги, на которых сидят листья или их гомологи (колючки, чешуйки и т. д.), могут иметь различную форму – от удлиненной по оси Y (ветки деревьев) до распластанной по осям X и Z (соплодие подсолнуха), а также различные их вариации.

Спиральное листорасположение – наиболее часто встречающийся в природе паттерн одного примордия на узле.
В этом случае через очередные примордии можно мысленно проследить спирали, которые в ботанической литературе названы парастихами. Вот пример – обычная цветная капуста.
Примордии в любой парастихе могут быть, а могут и не быть в контакте друг с другом.

Видимые благодаря контактам сегменты парастих названы контактными парастихами. Парастихи, вращающиеся в одном направлении относительно оси растения, с одним и тем же шагом (понятие шага будет ясно из дальнейшего изложения), составляют семейство парастих, а два хорошо различимых на глаз семейства, закрученных в противоположных направлениях, названы парой семейств парастих.
Теперь мы можем характеризовать паттерны согласно двум критериям: во-первых, указывая направление вращения парастих, и во-вторых, считая число парастих в семействе.
Вращение спиралей не имеет строго определенного направления. Среди побегов растений могут быть как лево-, так и правозакрученные.

И снова – о магии чисел Фибоначчи

Пару семейств парастих, сформированная семейством из m спиралей, закрученных в одном направлении, и n спиралей – в противоположном направлении, обозначим (m, n).
Оказывается, числа m и n на ананасах, шишках, подсолнухах – последовательные числа Фибоначчи. Числа (m, n) служат математическим выражением спирального филлотаксиса.
Существуют и так называемые побочные последовательности Фибоначчи. Когда видимые пары семейств парастих не содержат чисел из ряда Фибоначчи, они "берут" их из другой последовательности. Получается она тем же способом, что и ряд Фибоначчи, но использует другие начальные члены – например, 1 и 3 (ряд Люка: 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29 и т. д.).
Вот он, Фибоначчиев подсолнух!
Отметим, что количества видимых парастих увеличиваются по ряду Фибоначчи. Во внутренней части соцветие имеет немного видимых парастих и во внешней части их число растет.
С увеличением радиуса побега происходит смена пары семейств парастих, например, (8, 13) на (21, 13), (21, 13) на (21, 34) и т. д. Объяснение этого феномена, названного возрастанием филлотаксиса, является ключом к пониманию возникновения паттернов на растениях.
Распространенность последовательности Фибоначчи в филлотактических паттернах называют "тайной филлотаксиса" и "навязчивым страхом ботаников" (bugbear of botanists).
Действительно, почему числа спиралей на подсолнухе, а также числа спиралей чешуек на шишках, почек и листьев на ветках так удивительно точно совпадают с числами Фибоначчи, о которых говорит Кеплер? Существующие теории, на мой взгляд, не дают достаточного объяснения этой связи.
Приглашаю читателей убедиться, насколько сложные и изысканные построения возникают на основе простого, но фундаментального принципа минимакса.

Физика модели

Рассмотрим модель некоторого процесса, порождающего интересующие нас пространственные композиции. Визуализация такой модели на экране компьютерного монитора дает наглядный и убедительный результат.
В основу модели положена аналогия примордиев с мыльными пузырьками. Движение пузырьков согласуется с механическими законами. Это –– полезная аналогия.
Вспомним теперь о принципе минимакса. "Модельные" сферические примордии, подобные мыльным пузырькам, появляются на поверхности "модельной" жидкости в центре верхней части цилиндрического сосуда один за другим согласно простому правилу: каждый примордий перемещается в наиболее доступное пространство.
Примордии движутся радиально и одновременно с равной скоростью и увеличиваются в диаметре, пока они не испытывают контактное давление. Между прочим, пути горизонтального движения примордиев не прямолинейны. Увеличение количества контактных пар реализуется за счет перестройки примордиев в процессе их движения от центра к периферии. Парастиха становится контактной и видимой невооруженным глазом, когда примордии касаются один другого.
Какие же математические понятия и объекты использованы для построения и алгоритмизации предлагаемой модели?

Математика модели

Модель строится в центрическом (в отличие от цилиндрического, принятого выше) представлении. В этом случае каждое семейство парастих представляет собой набор идентичных архимедовых спиралей. Мы имеем центрическую спиральную целочисленную векторную решетку (такую двумерную решетку называют сеткой).
Примордии стоят в узлах этой сетки. Они пронумерованы согласно их возрасту, т. е. в порядке появления на срезе подающего стакана-стебля, причем нулевой номер – самый молодой.
Именно такая нумерация примордиев согласуется с теоремой братьев Бравэ: в семействе, содержащем n парастих, на любой парастихе номера любых последовательных примордиев отличаются на n.
Интересно, что впервые метод целочисленных решеток был предложен братьями Луи (врач, ботаник) и Огюстом (морской офицер, исследователь) Бравэ в 1837 году для изучения филлотаксиса. А в 1849 году, только через одиннадцать лет, Огюст опубликовал труд Etudes cristallographiques, легший в фундамент науки кристаллографии. До сих пор об увлечении Огюста Бравэ листорасположением и участии в этой работе знает только узкий круг специалистов.
Мы можем складывать и вычитать целочисленные векторы в согласии с правилом параллелограмма. И вот что происходит тогда с набором наших (конечно, архимедовых!) спиралей…
Удается показать, что возрастание порядка спирального листорасположения изоморфно росту ряда Фибоначчи.

Красота модели

Так проясняется математическое происхождение радующей глаз эстетики строения побегов и соцветий, головок подсолнуха и ананасовых шишек. Ведь расхождение зачатков- примордиев ведет к исчезновению контактной парастихи. В каждой контактной парастихе сложение происходит среди молодых примордиев, самых близких к центру, а вычитание происходит среди старших примордиев, удаленных от центра.
А появление причудливого орнамента на боковой поверхности побега объясняется удлинением междоузлий по оси побега уже после того, как примордии были размещены на дисковидной, конусовидной или куполообразной, как у ананаса, верхушке побега. В нашей модели скольжение пузырьков по стенке цилиндра-"побега" моделирует это удлинение междоузлий.
Наша модель позволяет описать мутовчатое листорасположение так же просто, как спиральное. Если цилиндр достаточно узок, и если примордии появляются порциями из двух, трех или большего количества пузырьков, мы имеем мутовчатый паттерн.

Эпилог

"Настал миг пророчества и предсказаний. Изучение морфологии подсолнуха навело меня на мысль, что у всего этого скопления точек, теней и извилин какой-то молчаливый, задумчивый вид, который в точности соответствует глубочайшей меланхолии Леонардо да Винчи как личности.
Я углублял свои познания по морфологии подсолнуха – вопросу, по которому в свое время сделал чрезвычайно интересные выводы еще Леонардо да Винчи.
Минувшим летом 1955 года я обнаружил, что на пересечении спиралей, образующих рисунок на созревшем подсолнухе, явно просматриваются очертания носорожьих рогов. Сейчас морфологи выражают сомнения по поводу того, являются ли спирали подсолнуха действительно логарифмическими спиралями. Конечно, они к ним весьма близки, но случаются такие пересечения, которые вообще в принципе невозможно измерить со строго научной точностью, так что мнения морфологов насчет того, спирали это или не спирали, расходятся".

Сальватор Дали



КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Вейзе Дмитрий Львович – к. м. н., врач ультрозвуковой диагностики
тел. 423-8979
E-mail: dlweise@dlweise.msk.ru