Татьяна Антонова, Алексей Харитонов

Работая с мультимедийным курсом, ученик не остается пассивным зрителем в зале виртуального лектория. Организация материала помогает ему вживаться в роль исследователя.

В ходе изучения лекций программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным и справочным материалом – (персоналиями политических деятелей, определениями терминов, текстовыми и звуковыми документами, таблицами, комментариями и т. д.). О наличии такого материала сигнализируют бегущие строки-подсказки.
При этом дополнительная информация непосредственно связана с текущим фрагментом лекции и не содержит гиперссылок. Из блока дополнительной информации можно вернуться только назад – к изучаемому фрагменту лекции. Исследуя дополнительную информацию, учащийся не имеет соблазна отвлечься от темы урока, отправившись "странствовать" по гипертексту. Если все же считать бегущие строки учебника гиперссылками (а такая аналогия уместна), то можно сказать, что у нас предусмотрен только один уровень ссылок.
Мы вполне сознательно отказались от использования многоуровневых гипертекстовых структур (путей навигации), поскольку считаем их принципиально неподходящим инструментом для лектронных учебников. Возможность свободного блуждания по гипертексту провоцирует распыление внимания, перескакивание с сюжета на сюжет, "скольжение по верхам" вместо вдумчивого изучения основного учебного курса. Многоуровневые гипертекстовые структуры уместны в обучающих программах для более взрослой и "самоорганизованной" аудитории (студентов старших курсов, аспирантов и т. д.). Основная цель мультимедийного школьного учебника – добиться максимальной концентрации внимания и глубокого усвоения обязательного минимума учебного материала.
На наш взгляд, компьютерный учебник должен быть предельно прост, в нем не должно быть места никаким "архитектурным излишествам", отвлекающим ученика от главного – систематической учебы. Излишне "навороченный" интерфейс, любые необязательные кнопки, в том числе гиперссылки, способные отвлечь от изучаемого сюжета, – на наш взгляд, противопоказаны.
Сказанное не означает, что мы лишили ученика возможности перехода от изучаемого сюжета к любому другому. Просто такой переход осуществляется в нашем курсе не одним щелчком по ссылке, а чуть-чуть сложнее. Например, через поисковую систему.
Мультимедийный курс содержит полнотекстовую поисковую систему и обширный справочный аппарат. Справочные ("энциклопедические") возможности доступны не только из лекций, но и вынесены на главное окно программы, чтобы пользователь мог получить к ним доступ максимально быстро, еще до регистрации. Это иногда сбивает с толку – мультимедийный курс принимают за еще одну электронную энциклопедию. Однако наш справочный блок – инструмент вспомогательный. Фактически он является набором заранее заготовленных ответов на вопросы, которые могут возникнуть у учащегося в ходе прослушивания мультимедийных лекций.
Полнотекстовая поисковая система позволяет быстро найти в учебнике нужную информацию в основном тексте лекций, документах или в справочных статьях того или иного типа. С ее помощью происходит подбор материала для докладов и рефератов; необходимая информация выявляется по ключевым словам и словосочетаниям.

Допустим, в ходе лекции ученик услышал имя Троцкого и захотел узнать, что еще сказано в учебнике об этой исторической фигуре. Ученик может приостановить лекцию, вызвать поисковую систему, ввести поисковый образ (в данном случае лучше всего ввести "Троцк*"), и программа предложит ему достаточно длинный список всех упоминаний о Троцком и троцкизме (во всех грамматических формах).

Будет также предоставлена возможность прослушать все подпараграфы, в которых встречаются эти слова, просмотреть все документы, все строки хронологической таблицы, все персоналии (в том числе, естественно, и самого Троцкого).

Учет прохождения курса предельно прост и нагляден. После прослушивания очередной лекции (подпараграфа) ставится "галочка", и учащемуся предоставляется возможность написать план-конспект. План-конспект может быть проверен родителями или преподавателем для дополнительного контроля усвоения пройденного материала.
Работая с нашей программой, ученик может копировать в буфер обмена только планы-конспекты, то есть те тексты, которые он сам же и написал. Остальную текстовую информацию можно только просмотреть и вывести на печать. Это исключает возможность использования программы для быстрого "изготовления" рефератов и других форм компьютеризованной имитации учебы.
Ученик всегда видит, какие лекции ему желательно прослушать заново при повторении пройденного материала (например, перед экзаменом).
Таким образом, реализуется естественная и удобная обратная связь между тестами и основным изложением курса; иными словами, замкнутый алгоритм обучения (изучение учебного материала а контроль усвоения пройденного а выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению).
По совету учителей и методистов-практиков для хорошо успевающих учеников в программу добавлена возможность "экстерна". Уверенный в своих знаниях ученик теперь имеет право войти в тестирование без обязательного прослушивания лекционного курса. Но – только один раз. Если оценка окажется ниже, чем хочется, лекции все же придется прослушать.
Учет оценок также предельно прост: когда изучены все параграфы (уроки) раздела, средний балл выносится в журнал. Ученики и преподаватель (или родители) сразу видят результат работы. Учет времени прохождения курса, порядка изучения параграфов, числа попыток и т. п. не ведется, поскольку мы считаем его избыточным.
Наш компьютерный курс не дополняет (в отличие от многих других обучающих программ-пособий), а заменяет традиционный учебник. И не только собственно учебник, но и хрестоматию, атлас, словарь исторических терминов, рабочую тетрадь, учебный видеофильм, справочник, а при необходимости – и преподавателя.
Многие преподаватели убеждены, что назначение мультимедийного курса – быть подручным материалом, который можно использовать на своем, тщательно выстроенном и отрежиссированном уроке в качестве набора иллюстраций, дополнительного материала, справочного пособия, теста и т. д.
Нам же представляется, что компьютер как раз и был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека, а при необходимости и заменить своего создателя, если речь идет об освобождении последнего от нетворческой работы. Никто не говорит о тотальной замене школьного учителя компьютером. Это и невозможно, и не нужно. Учителям не следует опасаться новых "конкурентов". Наоборот, обучающая программа способна стать очень эффективным помощником, автоматизирующим наиболее трудоемкие и рутинные элементы учительского труда.
По части внедрения в память учеников необходимого по программе минимума знаний и сплошного контроля результатов этого процесса с обучающими программами скоро будет трудно тягаться. Компьютер – железный, он будет повторять лекцию ровно столько раз, сколько нужно, пока ученик не скажет долгожданное: "А-а-а! Понял!". Учителя смогут, параллельно "вполглаза" контролируя процесс работы с обучающей программой всего класса, сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на каверзные вопросы активных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить, подтянуть самых слабых и пассивных. Работающий параллельно с учителем "автоматизированный обучающий конвейер" будет еще одним эффективным педагогическим инструментом.
Кроме того, никто не ставит вопрос таким образом, чтобы все уроки переносились в компьютерный класс и чтобы все изложение учебного материала перепоручалось компьютеру. Преподаватель может и должен чередовать разнообразные приемы обучения. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель с помощью "подручного материала" может объяснить сам, другую часть – перепоручить своему "электронному помощнику", затем – устроить викторину и т. д. А бывают обстоятельства, когда обучающей программе придется и заменить преподавателя: в случае его болезни или отсутствия (в малокомплектных школах – сельских, интернатах для детей-инвалидов, русских школах в странах СНГ и др.).
На практике преподаватели обычно используют данный курс не для тотального переноса занятий по истории в компьютерный класс, а для чередования различных форм работы. Например, в Финансовой академии при Правительстве РФ преподаватели кафедры истории первоначально отнеслись к компьютерному эксперименту настороженно и не захотели вести занятия в компьютерном классе. Они просто стали изредка давать учащимся домашние задания – изучить с помощью мультимедийного курса ту или иную тему самостоятельно. Полученная оценка официально фиксировалась сотрудниками компьютерного класса. В течение весеннего семестра 1999 года отношение к эксперименту постепенно изменилось. Доля "компьютерной" формы работы стала быстро расти. По отзывам сотрудников компьютерного класса, к концу семестра их кабинет "превратился в филиал кафедры истории".
Наш мультимедийный курс устроен так, что вносимые в него усовершенствования (и содержательные, и программно-методические) могут быть присоединены к исходной версии без необходимости заменять однажды приобретенный комплект компакт-дисков. Обновления можно бесплатно загрузить с Web-сайта http://www.history.ru.
Главным направлением продолжающихся работ по совершенствованию курса является наращивание его интерактивности. В первоначальной версии было около шестисот контрольных заданий (тестов, кроссвордов и т. п.), сейчас их количество доведено примерно до девятисот. При повторном тестировании задания стали реже повторяться (они "мерцают", не оставляя никаких шансов любителям "обмениваться опытом"). Появились также паузы и тесты внутри некоторых мультимедийных лекций, помогающие эффективно бороться с любителями "считать ворон" при изучении материала. Теперь время от времени программа сама приостанавливает мультимедийную лекцию, чтобы ученик мог внимательно изучить важную схему, диаграмму, карту. Внутрилекционные вопросы всегда относятся к только что изложенному сюжету. Если ученик был внимателен, то он без труда даст правильный ответ, и приостановленная лекция продолжится. В случае ошибочного ответа плохо усвоенный фрагмент лекции звучит повторно, и ученику дается следующая попытка. Обжегшийся на "внутреннем" тесте рассеянный ученик вынужден настроиться на серьезную работу, что в итоге повышает его шансы при итоговом тестировании.
В заключение отметим, что еще до издания наш мультимедийный курс прошел положенную школьным учебникам длительную процедуру рецензирования и тестирования специалистами. В итоге он был одобрен федеральным экспертным советом, комитетом по образованию Государственной думы РФ и московским бюро ЮНЕСКО. Он рекомендован к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ и включен в федеральный перечень учебников.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ:
Антонова Татьяна Сергеевна – к. и. н., доцент, зам. директора "Клио Софт".
Харитонов Алексей Леонидович – к. т. н., генеральный директор "Клио Софт".
Справки по телефону: (095) 243-1989
E-mail: ipaksoft@redline.ru