Сергей Ершов

Ровно год назад в нашем журнале был опубликован материал, приглашающий московские школы к участию в совместном проекте Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО) и компании "МТУ-Информ". Суть его сводилась к следующему: школам, обладающим минимально необходимой технической базой, предлагалось выделить ограниченный (50 часов дневного времени), зато совершенно бесплатный доступ в Интернет.

Школы достаточно живо откликнулись на предложение, подав более восьмисот заявок. И вот пришла пора подводить первые итоги. Материал, предлагаемый вашему вниманию, включает статистику и результаты анкетирования, проведенного среди школ-участников проекта (textbook.keldysh.ru/inquiry). Итак, что же выяснилось в ходе опроса?

Интернет на уроках
Вопрос из анкеты: используются ли ресурсы Интернета на уроках со школьниками?
Варианты ответов:
– используются на уроках информатики и других предметов - 45
– используются только на уроках информатики - 47
– не используются на уроках - 16
Всего - 108

Что тут скажешь? Интернет-технологии уже прокладывают себе дорогу в наиболее "продвинутые" школы, однако свою нишу в образовании они займут еще не скоро. Очень непросто объяснить педагогам, что новые информационные технологии совсем не обязательно должны становиться самостоятельными предметами изучения. Скорее, это некая разновидность грамотности, не само знание, а возможность его получить. Но педагогический консерватизм – штука тонкая.

Web-страницы
Вопрос из анкеты: создает ли школа свои Web-страницы?
Варианты ответов:
– страницы уже созданы и размещены в Интернет - 21
– страницы находятся в процессе создания - 73
– не создает - 14
Всего - 108

Создание Web-страничек – не только полезное, но и весьма увлекательное занятие. Не зря в последние годы молодежь буквально помешалась на их создании. Если покопаться в каталогах, можно найти колоссальное количество соответствующих ссылок. А как приятно, если кто-то заглянул на созданную тобой страничку (пусть по ошибке), да еще оставил глубокомысленное замечание! Вот куда может пойти драгоценная творческая энергия, обычно расходуемая на расписывание заборов и стенок гаражей.
А если серьезно, радует, что многие школы не стали дожидаться появления Web-пространства в рамках проекта "Московский образовательный Интернет" и воспользовались услугами многочисленных бесплатных серверов. Хорошо, что и остальные школы, как правило, планируют в обозримом будущем создание своих страничек.

Web-пространство
Вопрос из анкеты: заинтересована ли школа в том, чтобы получить в рамках проекта пространство объемом до 50 Мбайт для размещения своих Web-страниц?
Варианты ответов:
– заинтересована - 90
– еще не определилась - 15
– не заинтересована - 3
Всего - 108

Если сопоставить эти даные со статистикой ответов на предыдущий вопрос, можно сделать вывод, что некоторые школы хотят заполучить Web-пространство, не совсем хорошо представляя себе, что с ним делать дальше. Что ж, с чего-то начинать надо. Вначале –пространство, потом, глядишь, и освоение.
Есть неплохая новость: в связи с недавним переездом сервера "Учебники Москвы" в Институт прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН появился шанс использовать в интересах московских школ терабайтные мощности этого института. Тогда удалось бы в какой-то мере преодолеть возможное "размывание" московской школьной Web-структуры. Вероятный срок начала предоставления бесплатного Web-пространства – октябрь-ноябрь 1999 года.

Нужны скрипты?
Вопрос из анкеты: планируется ли при создании своих Web-страниц использовать расширения Web-сервера (скрипты)?
Варианты ответов:
– планируется- 45
– еще не определились - 55
– не планируется - 8
Всего - 108

Организаторов проекта ответы огорчили. Согласно их данным (см. сайт textbook.keldysh.ru/inquiry), вопрос нужно было понимать так: нужна ли вам услуга, которую мы пока не можем оказать? Оказалось – нужна. Разумеется, бесплатный Интернет не предполагает разнообразия сервиса, а реализация скриптов требует определенных ресурсов. Поэтому оказывать такую услугу организаторы проекта, несмотря на пожелания школ, пока не будут. Хотелось бы верить, что только пока. Ведь освоение этих мощных средств Web-строительства – не пустая блажь, а реальная необходимость.

Участие в конкурсе
Вопрос из анкеты: участвует ли школа в конкурсе школьных работ "Обложка для моего учебника" textbook.keldysh.ru/gc99/?
Варианты ответов:
– подготовили и отослали работы школьников - 2
– планируем отослать в указанные сроки - 23
– не участвуем в конкурсе - 83
Всего - 108

Увы, активное участие в конкурсах – не то, чем могут похвастать московские школы. Статистика, которую ведет "КвШ", говорит о том, что региональные школы зачастую намного более активны при гораздо более скромной материально-технической базе. Школы из таких регионов, как Сибирь, Урал, Поволжье, могли бы стать примером для многих московских коллег.

Дистанционные курсы
Вопрос из анкеты: обучаются ли преподаватели школы на дистанционных курсах?
Варианты ответов:
– проходили обучение на дистанционных курсах МИПКРО - 29
– хотелось бы обучаться на дистанционных курсах - 67
– не планируем обучаться - 12
Всего - 108

Цифры говорят о том, что дистанционные курсы становятся все популярнее. Это весьма отрадно. Преподаватель, согласный учиться, – хороший пример для школьников. Весной, когда проводился курс по электронным таблицам и базам данных, группа из 29 учащихся была сформирована всего через два-три дня после рассылки объявления. Всего же тогда поступило более сотни заявок.
В следующем учебном году планируется несколько дистанционных курсов. Объявления о них будут рассылаться по электронной почте и, возможно, дублироваться на сервере "Учебники Москвы".

Образовательные серверы
Вопрос из анкеты: посещаете ли московские и российские образовательные серверы?
Варианты ответов:
– посещаем регулярно - 74
– посещаем изредка - 33
– не посещаем - 1
Всего - 108

Предоставленные ресурсы расходуются по назначению. Даже если школа не торопится с организацией собственного сайта, не пытается заявить о себе, она может с пользой провести выделенное в рамках трафика время на просторах Сети. Кстати, на образовательных сайтах немало интересного.

Учебники Москвы
Вопрос из анкеты: обращаетесь ли к методическим материалам и к базе данных по учебной литературе сервера "Учебники Москвы" textbook.keldysh.ru)?
Варианты ответов:
– обращаемся регулярно - 39
– обращаемся изредка - 56
– не обращаемся - 13
Всего - 108

Согласно статистике сервера, обращения со стороны школ, подключенных через "МТУ-Информ", составляют лишь небольшой процент общего потока запросов. Например, обращений из Украины заметно больше. Однако в ближайшие два-три года общегородская кампания заказа учебной литературы должна переориентироваться на Интернет. И тогда близкое знакомство неизбежно.

Предложения организаторам проекта

К сожалению, реализация программы не везде прошла гладко. Некоторые школы не до конца разобрались в несложных правилах оформления заявки. Другие (их особенно жалко) не смогли обзавестись достаточной конфигурацией аппаратуры. И наконец, были случаи, когда школьные работники обращались к провайдерам, никоим образом не связанным с проектом. А еще, случалось, полученный выход в Интернет практически не использовался. Радует лишь то, что подобных казусов было немного.
Согласно статистике организаторов проекта, часто встречались предложения о перекоммутации бесплатного доступа к Интернету либо на летний период, либо на ночное время, либо на домашний телефон учителя информатики и т. д. в различных комбинациях. К сожалению, такие услуги не предусмотрены договором с "МТУ-Информ". Еще сложнее добиться каких-либо уступок со стороны МГТС, установившей кое-где для школ повременной тариф, хотя попытки решить и эту проблему будут предприниматься. Предоставление школам выделенных линий в рамках проекта тоже пока не планируется.
Некоторые школы, обзаведясь Web-страничкой, проявили заинтересованность в опубликовании ссылок на них. Желание естественное и даже похвальное. В Интернете найдется немало желающих публиковать такие ссылки. Но можно сделать это и на сервере "Учебники Москвы". Для этого надо направить электронное письмо Полиловой Татьяне Алексеевне по установленной форме (форма будет разослана всем школам-участницам по электронной почте), и школьная строчка в журнале заявок превратится в гиперссылку на соответствующую страничку.
Было предложено опубликовать сводный список адресов электронной почты всех участников проекта. К сожалению, в этом случае участники будут не столько общаться между собой, сколько отбиваться от "спама", т. е. потока рекламной или иной ненужной информации, которая моментально прилипает к крупным общедоступным спискам рассылки.
Были предложения разослать список адресов только участникам проекта. Но и тут, к сожалению, неизбежна утечка информации, а кроме того, адреса периодически меняются, и отслеживать эти изменения сложно. Можно, впрочем, в виде эксперимента позволить школам-участницам проекта объявлять темы для образования "куста" (например, "Северо-Западный округ" или "Иван IV"). Объявленные темы публикуются на сервере, и к "кусту" смогут примкнуть все желающие, которые получают адреса электронной почты друг друга.

Можно привести несколько реплик.

"Так и не увиделось какого-то единого образовательного пространства... Каждый сам по себе – получил эккаунт и пользуется. Причем не ясно, как и зачем.". "Чрезвычайно сложно использовать Интернет в учебном процессе при подключении к нему только одного из десяти компьютеров в классе. Выделенный ресурс позволяет лишь показать приемы работы с Интернетом, но никак не обучить им. Для нормального использования средств Интернета в учебном процессе необходимо подключение каждого компьютера в классе к сети". Кстати, для десяти связанных локальной сетью компьютеров пропускной способности одной коммутируемой линии, скорее всего, просто не хватит…
Больше всего порадовали коротенькие, но трогательные пожелания "не разориться и не закрыться", "так держать!" и благодарности.

Участникам проекта

Желание продемонстрировать собственные достижения понятно. Но школы, руководимые взрослыми людьми, существуют для детей, а не для самоутверждающихся педагогов.
Кроме того, школам следует уделять больше внимания общению как с московскими, так и с иногородними коллегами. Ведь Интернет – это, в первую очередь, широкий и быстрый канал связи. Передавать же по нему можно самую разнообразную информацию – учебную, методическую, развлекательную (в разумных пределах, разумеется) и многое другое. Одной из возможностей использования Интернета может стать виртуальное объединение школ со сходной специализацией.
К сожалению, того трафика, который предложен школам сейчас, совершенно недостаточно для полноценного общения. Онлайновые беседы "съедят" выделенное школе время настолько быстро, что серьезную работу лучше и не планировать. Кроме того, некоторые школы оплачивают телефонное время отдельно, а это накладно для скромного школьного бюджета. Поэтому во многих случаях удобнее работать с электронной почтой, а содержимое Web-страничек готовить и отлаживать заранее.

Особое мнение

Оно принадлежит сотрудникам компании "МТУ-Информ", которая выступила в роли провайдера-мецената. Самой большой помехой дальнейшему развитию проекта они считают слабую техническую оснащенность школ. Компьютер так и не стал рядовым явлением в школах, несмотря на его очевидную необходимость. В принципе, об этом должно позаботиться государство, а не только благожелательно настроенные предприниматели. Накал сегодняшних страстей пройдет, дети вырастут, и удастся ли тогда им объяснить, почему войны и борьба за власть так и не дали возможности позаботиться о школе хотя бы настолько, чтобы она технически соответствовала – нет, не сегодняшнему – вчерашнему дню…