Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом номере речь пойдет о том, как помочь вашим ученикам стать знатоками новых изощренных ремесел, мастерами XXI века.
Ушла в прошлое эпоха радиолюбительства. Век “хобби-компьютеров” также оказался недолгим; кто вспомнит сегодня о “самосборном” компьютере Altair 8800?
Сегодня в Сети нетрудно найти информациию о том, чем занялись фанаты, собиравшие компьютеры по рекомендациям из журнала “Радио” –- и сами они, и их подросшие чада самозабвенно разрабатывают эмуляторы любимых железок в среде Microsoft Windows 98…
Один на один с виртуальной машиной –- это не для слабонервных. Именно в таких схватках оттачивают свое мастерство будущие программисты-системщики, архитекторы новых микропроцессоров. И в мире техники всегда найдется место творчеству талантливых одиночек.
Однако все чаще разработки таких людей становятся центрами притяжения для быстро разрастающихся сообществ, в которых формируется дух вольных гильдий.
Вы прочтете в этом номере нашего журнала о разработке профессора Дональда Кнута, которая положила начало новой культуре работы с математическими текстами. А участники дискуссии, прошедшей за круглым столом нашего журнала в ходе работы конференции “ИТО-99”, часто упоминали имена Ричарда Столмена и Линуса Торвальдсена. Эти люди, весьма несхожие, смогли повести за собой десятки тысяч коллег, поверивших в идею создания всемирного Фонда Свободных Программ, FSF. И сегодня в FSF, этой “гильдии вольных творцов”, становится все больше наших с вами коллег –– учителей и старшеклассников, координаторов сетевых проектов и Web-мастеров.
Обратитесь к любому из направлений в сегодняшнем спектре информационных технологий –- и вы обнаружите такие центры притяжения, узнаете много интересного об авторах “изначальных” идей и проектов. Часто их история весьма драматична.
“Чтобы обнаруживать ошибки, программист должен иметь ум, которому доставляет удовольствие находить изъяны там, где, казалось, царят красота и совершенство”. Это слова Фредерика Брукса, руководителя проекта знаменитой “Системы/360” –- ряда совместимых между собой моделей компьютеров.
Дебют этой системы состоялся в 1964 году, а через одиннадцать лет Брукс опубликовал ставшую бестселлером книгу “Мифический человеко-месяц” (The Mythical Man-Month). В этой книге он охарактеризовал разработку программных систем как “жестокую схватку с ужасным чудовищем в яме со смолой”. Вот тезис, получивший название закона Брукса: “Если проект не укладывается в сроки, то добавление новых разработчиков лишь усугубит положение”.
Цель и сроки –- эти два слова часто оказываются у юных разработчиков не в почете; может быть, стоит почаще вспоминать о законе Брукса при обсуждении школьных проектов?
…Многие из вас слышали об авторе знаменитой модели Всемирной Паутины; Тим Бернерс-Ли продолжает оставаться одним из лидеров процесса развития сети Интернет. Гораздо меньше известен его предшественник, Тед Нелсон –- автор идеи гипертекста. О трагедии проекта Xanadu, о том, как этот проект рухнул под собственной тяжестью, мы расскажем вам в следующем номере. А пока –- познакомьтесь с Тедом Нелсоном.