“КвШ”: Давайте договоримся о системе отсчета.
Лет пятнадцать назад в нашем обиходе появилось словечко “КУВТ”. Обозначала эта аббревиатура “комплект учебной вычислительной техники”, а различия между профессиональными и учебными персональными компьютерами были тогда – а для многих из вас и сегодня остаются – весьма существенными. Слово “комплект” означало в этом контексте “простейшая локальная сеть”, и жесткая привязка такой локальной сети ПК к школьному кабинету информатики считалась, да и сегодня считается, естественной.
Но вот настало время, когда различия между конфигурациями совместимых между собой профессиональных, школьных и домашних ПК диктуются только бюджетом покупателя. На рынке вы не найдете сегодня специализированных школьных ПК! И в условиях падения цен на базовое железо это обстоятельство никого не смущает. Возникли совершенно иные проблемы. Так, с усложнением сетевых операционных систем растет совокупная стоимость владения этими “комплектами”, все чаще, по английской поговорке, “хвост виляет собакой”. Все труднее найти и удержать в школе опытного администратора сети. Что же, КУВТ и корпоративная локальная сеть в банке или на предприятии – синонимы?..
Итак, с чего начнем? Может быть, стоит принять эстафету от предыдущей дискуссии участников ИТО-99? Несколько минут назад в этом же зале был задан вопрос: “Какую роль приобретает в образовательных приложениях операционная система Linux?” Попытаемся дать ответ на этот вопрос.
Илья Васильев, Гражданская школа хакеров, Москва:
Сегодня затраты школы на содержание компьютерного класса, как всем уже стало ясно, не исчерпываются приобретением “железа” с базовым комплектом программ. Ясно также, что правила игры, действующие на рынке коммерческих программных продуктов, не могут быть распространены на сферу среднего образования. Так, обновление версий операционных систем и офисных приложений каждые два-три года влечет за собой неподъемные для школы расходы.
Лицензирование таких популярных в школьных курсах программных продуктов, как программы Microsoft или Inprise/Borland, – это процесс, который в условиях школы весьма непросто контролировать. Добавьте к этому проблему обеспечения легальности всего “софта” на домашних компьютерах ваших старшеклассников – кто будет решать эту проблему?.. В цепочке юридических и морально-этических реалий, которая связывает поставщиков программ, рынок компьютеров в школе и рынок домашних компьютеров, обнаруживается множество слабых звеньев. Нелегальное копирование программ оказывается ненаказуемым. А вот жить и работать сегодняшним школьникам придется в мире, где борьба с нелегальным копированием “софта” станет гораздо более жесткой, чем сегодня.
Я считаю, что использование коммерческих программных продуктов оправдано в нашей стране сегодня только в тех учебных центрах, где ведется платная профессиональная подготовка. Для школ можно использовать известную сегодня в мире концепцию свободного програмного обеспечения. Эта модель распространения программ была предложена Ричардом Столменом уже много лет назад. Сегодня одним из результатов развития этой концепции стала некоммерческая операционная система Linux. Во многих школах, лицеях и гимназиях, ориентированных на углубленное изучение информационных технологий, и прежде всего программирования, уже оценили такие свойства Linux, как наличие локализованных версий, богатый выбор инструментального “софта” и быстрый рост числа приложений. Среди них выделяются серверные приложения, хорошо знакомые многим участникам школьных и межшкольных Интернет-проектов. Существенно также то, что по удобству пользовательского интерфейса Linux не уступает коммерческим системам.
Алексей Новодворский, Институт логики, когнитологии и развития личности, Москва:
Мы работаем по проектам, опирающимся на Linux, совместно с компанией IP Labs. Концепция свободного программного обеспечения – это и технология, и модель рынка, и социальное движение. Корни этой концепции следует искать в тех временах, когда программисты разделились на ремесленников и творцов. Для человека из научной среды факт публичного признания ценности его работы важнее возможности извлечения прибыли с помощью раз и навсегда освоенного ремесла. Именно такие люди развивают сегодня возможности Linux, и свидетельством тому – распространение прекрасных серверных приложений на этой платформе в учебных заведениях всего мира. Там, где масштабы образовательных проектов требуют освоения модели “интранет + реляционная СУБД”, я просто не вижу альтернативы среде Linux.
В ближайшее время мы открываем список рассылки, ориентированный на образовательные приложения Linux. Для обращения к нему воспользуйтесь адресом www.linux.ru.net.
“КвШ”: Известны ли примеры реализации среды Linux для ручных ПК?
Алексей Новодворский: Да, в частности, для получающего широкое распространение в портативных ПК микропроцессора StrongARM. Занимается этой проблемой и хорошо известная компания Corel.

Стоит взять на заметку…

www.citforum.usue.ru:8101/operating_systems/linux/lig-1.shtml

www.sampo.ru/~rnd/linuxplanet.html

А вот что думают о Linux в Редмонде…

www.microsoft.com/ntserver/nts/news/msnv/LinuxMyths.asp

Антон Чижов, компания ThinkWave, Москва: Стоит поразмышлять о бизнес-моделях тех компаний, которые поставляют свободные или бесплатно распространяемые программы. Ведь прежде всего жизнеспособность таких программ определяет инфраструктура сопровождения.
И потом, что получат школы, сделавшие ставку на развитие приложений в среде Linux? Кто в реальной школе будет возиться с открытыми исходными текстами какой-либо полезной обучающей программы, сделанной коллегами из другой школы?
Алексей Новодворский: Первые же попытки анализа фонда образовательных приложений для Linux, доступного на Интернет-сайтах, сделают для вас очевидной ту, если угодно, бизнес-модель, которая позволяет людям сотрудничать в работе над такими приложениями. Локализация, привязка к условиям конкретной школы, изменение контента учебных курсов – все эти задачи люди хотят и могут решать, зачастую они ведь не только преподаватели, но и исследователи, работающие над сходными проблемами.
Константин Шапиро, учитель школы № 331, Санкт-Петербург: Я типичный администратор –- заместитель директора школы по информационным технологиям, и к тому же преподаватель информатики. Извините меня, коллеги, но меня совершенно не интересует ни один исходный текст ни одной программы, с которой я работаю. У меня нет времени, чтобы заниматься модификацией текста чужой программы, нет средств для того, чтобы я мог обратиться за такой услугой, и нет кадров, которым я мог бы это дело поручить. Меня устраивает закрытый программный продукт. Вопрос борьбы с пиратством для меня –- это вопрос о разумной ценовой политике компаний.
Вера Федорова, учитель школы № 138, Москва: Работая в школах с углубленным изучением программирования в старших классах, мы можем опираться на использование среды Linux; характерная для этой среды высокая культура работы с текстами программ пригодится им и в вузе, и в профессиональной карьере. Здесь важнее всего создать для школьников условия, сходные с теми, в которых работают сегодня профессиональные программисты, –- а это все чаще означает работу с открытыми системами, с открытыми исходными текстами программ.
Но есть и другое направление, о котором надо помнить, определяя место компьютера в школе. Подготовка квалифицированных пользователей может происходить в равной мере и в курсе “Информационные технологии”, и в любом общеобразовательном курсе, когда школьник уяснил важность умения разработки моделей и навыков аналитической работы, умения мыслить.
Будет в школе удобная среда для построения моделей, работы с электронными энциклопедиями –- так с ней школьнику и дома, на своем компьютере, захочется работать. А “ножницы” между уровнем школьных и домашних ПК можно и нужно ликвидировать –- давайте ребятам такие задания, которые будут для них интересны, и они загрузят свои домашние машины полезным делом.
Попробовать себя в создании Web-квестов, научиться извлекать из чатов пользу для своей разумной головы, научиться работать, скажем, с биологическими моделями –- всему этому учатся с помощью готовых прикладных программ. И в этом случае попытки школы “самостийно” решать проблемы создания коллекций таких программ, создания своих медиатек никогда не будут по-настоящему эффективными. Здесь не обойтись без инфраструктуры, без учколлекторов, без централизованного сбора информации об образовательных ресурсах сети Интернет.
Валентина Колбина, учитель школы № 1936, Москва: Сегодня в московских школах-новостройках преподавателю информатики грех жаловаться на качество техники –- и “Пентиумы” есть, и локальная сеть, и модем в комплекте… Но вот в 80-е годы я получала класс БК-0010, так школе была выделена немалая сумма на поддержание техники, на покупку программ. На что сегодня дискету купить для суперкласса?
А почему цены на обучающие программы остаются такими несуразными? Рассчитывали разработчики на то, что родители все эти “репетиторы” сами побегут покупать, вот и цены установили коммерческие. А для школ-то сотни рублей за один экземпляр электронного учебника откуда возьмутся?
Татьяна Крутченко, учитель гимназии № 10, г. Невинномысск Ставропольского края: Те программы, которые приносят в наши школы наши выпускники, коллеги из вузов, – не такие шикарные, как те, что можно купить здесь на выставке за сотни рублей. Но вот мы стали проводить совместные методобъединения учителей информатики и учителей, ведущих общеобразовательные курсы. И выяснилось, что работая с такими программами, где без особых ухищрений в дизайне реализованы демонстрационные модели и тестовые оболочки, учителя-предметники быстро находят им место в учебном процессе, начинают разрабатывать собственные тесты… Тесты эти оказываются достаточно эффективными, ребята охотно работают с ними.
Людмила Львова, учитель школы № 29, Тверь: Хорошо, когда идея обучающей программы зарождается в школе. Иногда это происходит от “внешнего толчка” –- приносят эффектную программу, но толку от нее на уроке никакого, и тогда директор говорит учителю информатики: “Такое нам и даром не нужно, а вот нужно бы…” А уж учитель найдет, кому из ребят под силу интересную идею реализовать. И такие программы живут, развиваются, проходят путь от УКНЦ до “Пентиума”. Где найти коллекции программ, созданных в школах?
“КвШ”: Идею создания таких коллекций чаще всего связывают у нас с призывами к сертификации программ учебного назначения, однако вы вряд ли это имели в виду… С появлением общедоступной всемирной сети Интернет идея таких коллекций трансформировалась в идею создания множества каталогов образовательных ресурсов. Ни одна коллекция при центре сертификации не выдержит конкуренции с Сетью. Попробуем обсудить различные модели телекоммуникационных каналов доставки информации в школы.
Андрей Калеников, специалист по телекоммуникациям Северо-Западного учебного округа, Москва: Как-то мне удалось найти на сайте школы, расположенной в российской глубинке, интересную программу. На запрос по E-mail’у получил предложение прислать дискетки, ибо канал связи слабоват, ftp не выдерживает. В нашем округе попытки пользоваться в школах услугами провайдеров не всегда приводили к успеху, и мы всерьез занялись моделью беспроводной сети округа с применением ретранслятора на дирижабле.
Леонид Брусиловский, генеральный директор компании “Сеть-сервис”, Москва: Вот, пожалуй, более реалистичный вариант –- европейская часть России охвачена спутниковым Интернет-вещанием, а вопрос о наполнении, контенте –- это опрос освоения мирового опыта в создании той самой инфраструктуры для школ, о которой говорили участники дискуссии. При использовании технологии DirectPC запросы направляются через местного оператора Сети по наземным каналам связи, а ответы передаются через спутник. Спутниковые каналы в сети Интернет дают возможность работать с мультимедийными учебными пособиями. Стоимость адаптера с антенной –- около 800 долларов. Речь при этом идет, разумеется, не о дистанционном обучении – регламентированной модели в стиле ветхозаветного заочного обучения, а о непрерывном дистанционном образовании.

Стоит взять на заметку…

www.network-service.ru/v5_dps/v5_h6/htm


“КвШ”: Все же, судя по реакции аудитории, оба варианта восприняты как достаточно экзотические. Стоит пока вернуться на землю. Может ли быть полезным тандем “домашний компьютер –- школьная сеть”, в котором сеть Интернет играет роль связующего элемента?
Константин Шапиро: Эта связь, безусловно, полезна в звене “школа –- родители”. А если школьный или окружной сервер достаточно развит, ученики сами или с помощью учителя смогут найти такую модель работы, которая поможет им экономить время при выполнении домашних заданий.
Ольга Мартыненко, методист, Мурманск: Мы разрабатываем проект “МИСС” (Методическая Информационная Система Севера), в котором заложена возможность проведения олимпиад и конкурсов для школьников.
Антон Чижов: Наша компания работает в США, предоставляя бесплатные Интернет-услуги по модели “школа–родители–ученик”. Речь идет об информации, непосредственно относящейся к ходу учебного процесса. Опыт показывает, что доступность такой информации привлекает внимание всех трех заинтересованных сторон.

Стоит взять на заметку…

www.thinkwave.com/catch.html


“КвШ”: Вот еще одно наблюдение. В крупных городах распространенность домашних ПК даже в семьях со средним достатком подтверждается результатами многочисленных опросов. Конечно, среди множества домашних ПК вы найдете, разумеется, и списанные “двушки-трешки”, но рост объема продаж домашних ПК вам подтвердит любой владелец компьютерного магазина. И все чаще преподаватели информатики отмечают растущий разрыв между возможностями домашних и школьных ПК, и не в пользу последних. Как использовать эту ситуацию в условиях школы?
А ведь на горизонте уже появились недорогие модели “ручных ПК”, имеющих минимальные габариты и стоимость, но при этом оснащенных вполне современными приложениями. Одна такая машина вполне может служить “приводом” демонстрационного комплекса с мультимедийным проектором. В то же время юный обладатель такого ручного ПК (а такой ПК в качестве вожделенного подарка на день рождения быстро может занять место плейера) вправе рассчитывать на то, что такая обновка поможет ему осваивать весь спектр современных информационных и коммуникационных технологий. Готовы ли мы к такому повороту событий?