Наталья Платонова

В конце года принято подводить итоги. И хотя мы, преподаватели, живем по другим временным меркам, сегодня нам хочется поговорить об итогах нашей учебной работы.
В Лицее информационных технологий № 1533 (ЛИТ) учащиеся 10–11 классов выполняют выпускные работы и защищают дипломы. Таким образом лицеисты закрепляют на практике приобретенные знания по специальности. В процессе подготовки выпускной работы учащийся выполняет практическое задание по теме, соответствующей его специальности, ориентируясь на последующее практическое использование результатов его труда. Диплом должен содержать результат реализации четко поставленных технологических и творческих задач. Работая над дипломом, ребята должны продемонстрировать накопленные и вновь приобретенные навыки применения информационных технологий, реализовать свои творческие способности.
Творческий потенциал проекта отражается в оригинальности подхода к реализации как отдельных задач, так и основной идеи проекта; критериями оценки служат полнота раскрытия темы и глубина проработанности деталей.
В последние годы все чаще за выполнение большой работы берутся несколько учащихся. Руководитель проекта координирует деятельность дипломников в группах; при необходимости привлекаются консультанты.
Основным содержанием работы для учащихся ЛИТ, избравших специальность “Компьютерная графика”, является структурированный информационный материал (контент). Форма представления материала может быть как электронной (мультимедийные либо Web-технологии), так и полиграфической. В этих работах оценивается в первую очередь объем и качество исполнения отдельных компонентов, а также художественные и технологические свойства их объединения.

Все дипломные работы по специальности “Компьютерная графика” можно условно разделить на следующие категории.

· Рекламные презентации – маркетинговые рекламные ролики, объединяющие в себе графику, анимацию, видео и звук, интерактивные мультимедиа- альбомы и небольшие демонстрационные продукты

· Учебные интерактивные и печатные пособия по различным вопросам, повышающие эффективность процесса обучения. Часть обучающих программ выполняется с учетом возможности распространения средствами сети Интернет

· Разработка стиля и оформление Web-сайтов

· Полиграфические работы –- оригинал-макеты справочников и тетрадей по учебным предметам, рекламных брошюр и буклетов.

В дипломных работах учащиеся стараются разработать свой стиль, не похожий на известные им примеры. Они самостоятельно создают сценарии презентаций и творчески реализуют их с помощью имеющихся в ЛИТ программных и аппаратных средств.
Поскольку на специальность “Компьютерная графика” мы не отбираем ребят с ярко выраженными художественными способностями, приходится ориентироваться в начале обучения на низкий уровень знаний и умений в сфере работы с цветом и композиции. Поэтому дипломные работы часто демонстрируют хорошее владение технологией, но не художественными приемами. Так, некоторые учащиеся не совсем правильно представляют себе роль такого фактора, как общий стиль работы.
Тем не менее с каждым годом уровень работ наших учащихся неуклонно растет, о чем свидетельствуют результаты конкурсов на выставках Multimedia’ 99 и Аниграф’ 99.
На Multimedia’ 99 были отмечены работы лицеистов Алексея Левченко и Алексея Мамонтова.
Алексей Левченко создал мультимедийную экскурсию по Китай-городу. Главной своей целью Алексей определил наиболее полное и удобное для пользователя представление информации об основных и самых интересных с исторической и архитектурной точки зрения зданиях Китай-города. На странице можно почерпнуть сведения об истории, достопримечательностях, улицах Китай-города. Автор постарался дать оптимальную подборку сведений, не отягощающих своим объемом и интересных по содержанию.
Эту страницу можно найти по адресу www.kitgorod.da.ru.
Алексей Мамонтов выбрал темой дипломной работы рекламную презентацию строительной компании. Поскольку информация не была рассчитана на опытных пользователей, особое внимание уделялось удобству доступа и использования с учетом возможности дальнейшего размещения проекта в сети Интернет.
Для большей информативности были использованы не только фотографии построек и интерьеров, но и результаты работы в программах 3D–моделирования –- визуализированные трехмерные сцены и анимация.
На детском конкурсе выставки Аниграф’ 99 работы наших ребят заняли несколько призовых мест по различным номинациям. Я хочу остановиться на некоторых из них.
Лучшей мультимедийной работой был признан созданный Александром Самборским “Проект мультимедийного CD-ROM группы “Иваси”.
Саша применил стиль уже выпущенной книги о творчестве знаменитого дуэта. Все фоны и кнопки были разработаны с учетом этого стиля “художниками” –- учащимися ЛИТ. В альбом включены тексты, ноты песен, проигрывание музыки группы, видео ролики, фотографии. Работа снабжена эффективной, но простой системой навигации.
В наше время одним из главных источников рекламы и презентаций становится сеть Интернет. Поэтому наши учащиеся все чаще ориентируются в первую очередь на размещение своих творений в Сети.
Лучшей работой в области Web-дизайна считается та, в которой соблюден баланс между содержанием и оформлением. Первым шагом на пути к творчеству в Интернете является “одиночное плавание”, в результате которого чаще всего появляется персональная страница.
Темой дипломной работы Ринаты Шамшетдиновой стало создание и оформление Web-страницы, посвященной американскому музыканту Стингу. Предполагалось также создание графического дизайна, соответствующего по своему стилю духу музыки исполнителя.
Выбор данной темы обусловлен кругом интересов Ринаты – она одновременно увлекается музыкой и Интернетом.
Другой интересной работой в области Web-дизайна стал проект Надежды Гнездиловой и Анны Бутенко по оформлению театральной странички нашего лицейского сайта.
Очень долго и трудно выбирался общий стиль странички. Эта простота и воздушность оформления получились после непростых и продолжительных исканий. Наде и Ане очень хотелось передать свои впечатления и ощущения от театральной студии нашего Лицея графическими средствами.
Адрес этой работы: www.lit.msu.ru/theatre.
Можно очень долго рассказывать о дипломных работах наших учеников. Они, эти работы, как сами дети: простые и сложные, озорные и строгие, привлекательные и не очень. Они растут вместе с нами – преподавателями и учениками. И мы надеемся, что они развивают те ростки профессионализма, которые мы закладываем в умы лицеистов.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Платонова Наталья Сергеевна –- преподаватель компьютерной графики Лицея № 1533 (информационных технологий), Москва.
E-mail: Natty@LIT.MSU.RU