Дмитрий Алхазашвили

Несколько лет назад в школьном курсе появился новый, неизвестный доселе предмет –- москвоведение. Юбилейная спешка (850-летие поджимает!), с которой без всякой методической подготовки вводилось в учебные планы москвоведение, а также некоторые характерные черты данного предмета, находящегося, как известно, на стыке сразу нескольких дисциплин (истории, географии, литературы), породили целый букет проблем как для учителей-предметников, которым довелось вести данный курс, так и для учеников.

Так, преподавание москвоведения предполагает не только одинаково хорошее владение материалом, традиционно относящимся к различным предметам, но еще и анализ его с непривычной для большинства учеников (да и учителей!) краеведческой точки зрения. Стоит добавить, что несмотря на обилие появившихся в последние годы учебных пособий по москвоведческой тематике, действительно стоящие учебники можно пересчитать на пальцах одной руки. Очень остро стоит проблема подбора необходимых иллюстраций, карт и т. д. Появление этого предмета, а если выйти за сугубо школьные рамки, то и возрастание общественного интереса к истории нашего города, разумеется, требовало новых учебных пособий, материалов по этой, долгое время незаслуженно остававшейся в тени, теме. Попыткой ответа на это –- не побоюсь громких слов –- веление времени стал мультимедийный учебник “Москвоведение” фирмы “Кордис & Медиа”.
Авторы этого пособия не стали копировать структуру или содержание одного из многочисленных печатных учебников по курсу москвоведения, а построили его по проверенному временем принципу электронной энциклопедии. Разделы учебника (“Цифры и факты”, “Наша древняя столица”, “Достопримечательности” и т. д.) охватывают все аспекты городской жизни Москвы на протяжении веков, а удобный интерфейс и поисковая система (на основе гиперссылок и поиска слов по словоформам) позволяют без проблем найти нужную информацию, узнать значение термина, получить справку о событии или историческом деятеле (хотелось бы только, чтобы информация, содержащаяся в разделе “Цифры и факты”, периодически обновлялась –- скажем, при помощи Интернет-сайта компании или, быть может, сайта московской мэрии).
Вызывает уважение тщательность подбора и размещения представленного материала. Здесь не встретишь поверхностности, грубых “ляпов” или даже явных пробелов (а ведь это именно тот “гарнир”, что порой так раздражает в мультимедиа-энциклопедиях –- сдается мне, их авторы слишком увлекаются формой своего детища в ущерб содержанию). При этом структура подачи информации является хорошо продуманной, разветвленной и вместе с тем не переусложненной, а формы и способы подачи аудио-, фото- и текстовой информации одинаково доступны и интересны как для школьников (на которых прежде всего и ориентирован этот диск), так и для их родителей, способствуя более глубокому усвоению материала.
Все иллюстрации, карты и текстовые фрагменты можно распечатать, что немаловажно для тех школ, которые в силу объективных финансовых причин не могут себе позволить оборудования полноценного компьютерного класса. Авторы “Москвоведения” собрали на диске внушительную коллекцию всевозможных исторических источников (это и фрагменты литературных произведений и мемуаров, и цитаты из летописей, и нормативные документы), что позволяет пользоваться этой “электронной библиотекой” для обучения навыкам работы с источником, для самостоятельного анализа. Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что обилие справочно-информационного материала и богатый иллюстративный ряд позволяют использовать диск не только по его прямому назначению (в качестве учебного пособия по москвоведению для средней школы), но и в качестве популярной энциклопедии по целому ряду отраслей знания.
Хотя москвоведение как таковое является разновидностью краеведения, специфика столицы такова, что ее городская жизнь неотъемлемо принадлежит национальной истории, литературе и т. д. Именно поэтому учебники москвоведения подчас напоминают пересказ соответствующих разделов из курсов “Истории Отечества” или “Русской литературы”. Авторам данного диска удалось, с одной стороны, сохранить необходимую здесь своего рода “москвоцентричность”, а с другой –- ввести в ткань повествования о городе массу информации, которая шире сугубо муниципальных рамкок. Точки пересечения москвоведения (предмета синтетического по своей сути) с другими предметами школьной программы на любом уровне – с 5-го по 11-й класс – позволяет увидеть раздел “К уроку в школе” (особо значимый с учетом того, что зачастую москвоведение интегрируется в курс одного или нескольких предметов). Этот раздел дает возможность, во-первых, легко найти материал, лежащий на стыке двух школьных предметов, и во-вторых – увидеть его в контексте того или иного предмета, но со специфически “московской” точки зрения.
Особую ценность для учителя представляет раздел “Мои рассказы о Москве”, позволяющий самостоятельно создавать мультимедийные “рассказы” (лекции) на основе материалов диска. Пользователь может заглянуть в список рубрик или задать тему “рассказа” с помощью ключевых слов, просмотреть статьи и иллюстрации по выбранной теме, а затем с помощью простой технологии (перетаскивая курсором мыши соответствующие пиктограммы) “набрать” нужные ему материалы и расположить их на своеобразном “монтажном столе”, компонуя собственный урок. Важно, что при этом можно контролировать время последующего воспроизведения “рассказа”. Все иллюстрации, связанные с выбираемыми статьями, а также звуковое сопровождение подключаются “к рассказу” автоматически. В процессе воспроизведения “рассказ” можно прервать для того, чтобы дополнить материал, “уйдя” по какой-либо гиперссылке к заранее не предусмотренному сюжету, включать и выключать звуковое сопровождение и т. д. Такой инструментарий позволяет преподавателю существенно разнообразить объяснение материала, задействовав мощные аудиовизуальные ресурсы данного диска и открывая в то же время перед учащимися возможность приобретения навыков исследовательской работы в процессе создания своих собственных “рассказов” по самостоятельно избранной или заданной преподавателем теме.
Ценным для организации учебного процесса является то, что это издание предусматривает также возможность работы с использованием локальной компьютерной сети. Скажем, преподаватель может создать свой “рассказ”, разместить его на сервере, предоставив учащимся возможность ознакомиться с ним через локальную сеть, ответить на подготовленные вопросы и подготовиться тем самым к обсуждению данного материала на уроке.
Единственным, хотя и довольно серьезным, недостатком этого очень добротного в целом диска можно считать полное отсутствие методического аппарата (итоговые вопросы на повторение и т. п.), обязательного для каждого, печатного или электронного, учебника. В настоящем своем виде диск “Москвоведение” может быть великолепным справочным пособием (причем как для ученика, так и для учителя!), электронной хрестоматией или набором материалов для самостоятельной внешкольной исследовательской работы учащихся (что уже само по себе замечательно). Впрочем, отсутствие методического аппарата, разумеется, не объясняется забывчивостью авторов, тщательно и точно выстроивших огромный массив разнородной информации. Скорее всего, именно таким они представляют себе электронный учебник. А о вкусах, как известно, не спорят.