Леонид Борисович Переверзев (руководитель лаборатории дизайна и философии образования Института новых технологий образования), руководивший заседанием, предложил заслушать три выступления, которые и стали основой для обсуждения проблемы.

В первом сообщении (О. Г. Кутукова, школа № 1874, Москва) был изложен опыт формирования гипермедиа-сред для проведения уроков по москвоведению. Здесь удалось организовать совместные действия учащихся с учителями по предмету и информатике, причем процессы информационного наполнения образовательной гипермедиа-среды и обучения работе на ПК органично дополняют друг друга.

Из стенограммы дискуссии:

...С помощью компьютера и «вокруг компьютера» можно создавать множество контактирующих сред общения и взаимодействия между учителем, учеником и учебным предметом.

...Основная задача информационных технологий в том, чтобы передать не информацию, а смысл.

...В гипермедиа-среде образное и логическое мышление непрерывно взаимодействуют и усиливают друг друга.

...Гипермедиа – краткое название любого организованного множества таких сред, от изолированного «рабочего места» учителя и/или ученика до он-лайнового включения во Всемирную Паутину Интернета. В идеале – это доступ ко всем источникам, материалам и орудиям получения знаний и опыта.

Важно отметить, что гипермедиа-среда в данном проекте представляет собой сложное системное образование, вполне отвечающее практическим потребностям. Наряду с учителями и учениками в нее входили аппаратные и программные средства, организационные механизмы, позволявшие через игры нацелить учащихся на ускорение при достижении цели – будь то освоение работы с ПК, с программой или построение модели дома, в котором живешь. В результате проведенной работы был получен полезный материал — это и мультимедийная модель района, где находится школа, и ее информационное наполнение, развитие которого позволяет применять методы проектной деятельности на уроках москвоведения.

Из стенограммы дискуссии:

...Гипермедиа-среда позволяет коллективно выполнять самые разнообразные учебные проекты. Каждый участник выбирает себе индивидуальный «вход» в учебный предмет и находит собственный ключ к решению проектно-познавательной задачи. Работа в гипермедиа-среде дает также возможность совместной работы разновозрастных групп учеников.

Второе сообщение (Е. Г. Кабаков, школа № 57, Москва) вызвало повышенный интерес не только благодаря изощренности методических поисков автора, но и в связи с очевидными для участников дискуссии новациями.

Здесь учитель не декларирует, какую гипермедиа-среду он предложит ученикам. Вместе с ними он включает в эту среду новый компонент – устройство или задачу – и исследует, что же со средой происходит, какие возможности она приобретает.

Из стенограммы дискуссии:

...Защита гипермедийного проекта превращается в настоящий спектакль: дети заботятся не только о содержательной, но и об эстетической стороне.

... Гипермедиа позволяет сразу понять, в какой информационной среде – текстовой, графической, звуковой, или тактильной, ученик успешнее всего решает возникающие перед ним задачи.

...Параллельно с коллективным освоением все более сложных систем обработки информации сплетается все более тонкая и разветвленная сеть человеческих отношений между учениками младших, средних и старших классов.

...Отучить учителей от страха перед компьютерами лучше всего могут их ученики.

... Дети, учащиеся сегодня в школе, намного умнее нас. И с этим нужно считаться.

Евгений Кабаков продемонстрировал использование устройства, позволяющего проецировать на экран череду вложенных окон и управлять ими. Совместные усилия при обучении работе с таким устройством привели учащихся к неочевидным результатам и подтолкнули не только к исследованиям, но и к их практическому использованию. Были продемонстрированы интересные попытки создания мультфильмов в такой гипермедиа-среде.

Из стенограммы дискуссии:

...Чтобы выжить и преуспеть в современном мире, человеку нужно вступать в социально-производственные отношения с гораздо большим числом людей, чем в прежние эпохи.

...В гипермедийных проектах большого масштаба естественно происходит разделение труда учеников, возникает несколько рабочих групп, каждая из которых берет на себя какую-то часть общего дела. Под конец же наступает фаза сборки и объединения результатов, так что дети непрерывно учатся, как разбивать сложную проблему на ряд более простых, а потом синтезировать частные решения в рамках большого целого.

...Новые горизонты, открываемые прогрессом технологии, всякий раз потрясают вековые основы школы. Важно сделать так, чтобы они не разрушали ее истинные ценности, но придавали бы им большую «сейсмоустойчивость».

А третье выступление (И. П. Сафонова, учитель истории школы № 818, Москва) позволило составить весьма обширное представление о процессах создания мультимедийных пособий. Самым замечательным в этих проектах является то, что инициатива создания и использования гипермедиа и соответствующих продуктов исходит от учителя-предметника.

Из стенограммы дискуссии:

...Проект, выполненный в гипермедиа-среде, нельзя оценивать так же, как ответы на экзаменационные вопросы. Пятерка в табеле не всегда означает знание предмета. А по проекту во всяком случае можно уверенно судить о степени ориентации ученика в материале и понимания его сути.

...Гипермедийный рассказ старшеклассников о прошлом родного города оказывается как историческим исследованием, так и учебным пособием для младших классов

...Появляется желание делать свою работу совершенно не похожей на остальные работы.

Продемонстрированные участникам круглого стола результаты двух проектов — «Декабристы в Москве» и «История создания канала «Москва-Волга»» – стали достойным символом того уровня, которого достигли попытки использования информационных технологий в образовании.

Кстати, если говорить об «осевых» направлениях выступлений участников этого круглого стола, то они побудили автора этой заметки сделать на пресс-конференции предложение об изменении названия десятой конференции на «Информационные технологии и образование», что, несомненно, будет означать новый уровень отношений между социокультурными и технологическими процессами в жизни общества.

Не вызывает сомнений, что наибольший энтузиазм участвовавших вызвал проектный подход к организации учебного процесса на основе гипермедиа-сред. Первые же результаты доказывают, что этот подход позволяет и раскрыться в полной мере потенциалу учителя, и наиболее полно использовать возможности гипермедиа. Вместе с тем проектная деятельность предъявляет повышенные требования, как к учителю, так и к учащимся. Для учителя – это проблемы, возникающие при оценке вклада учеников в проект, при подборе для каждого ученика соответствующего места в проекте. Для учеников — это проблемы, возникающие в ходе освоения богатейшего спектра инструментов в гипермедиа-среде.

Из стенограммы дискуссии:

...Если дать первоклассникам на уроке цифровую видеокамеру, она очень быстро превращается у них в инструмент обучения. Они снимают то, что они делают в процессе учебы, и начинают лучше понимать, как лучше решать ту или иную задачу. Получается интересный фильм, сценарий которого создается «гипермедийно», по ходу его съемки.

...Возможности гипермедиа исключительно широки и в образовательном, и в чисто человеческом отношении.

Станут ли школьные гипермедиа-проекты центрами притяжения для ребят и их старших коллег? Как определить место этих проектов на строгом школьном ландшафте, контуры которого заданы образовательными стандартами?..

Пора искать ответы на эти вопросы. И я полагаю, что автор этой заметки был не единственным участником круглого стола, которого по завершении заседания охватило чувство признательности к участникам дискуссии – ими, безусловно, уже получены достойные результаты.