Предпосылки
Итак:
Все дальнейшие доводы будут подразумевать бесспорность сформулированных постулатов.
Положение дел
Будем последовательны и попытаемся проанализировать спрос и предложение на рынке (будем употреблять именно это слово) образовательных Web-ресурсов.
Спрос
Спрос на образовательные Web-ресурсы парадоксален. Парадоксальность состоит в том, что подавляющее большинство студентов, школьников и преподавателей на вопрос «Нужны ли вам образовательные ресурсы в сети Интернет» ответят «Да, еще как!». И при этом такое же подавляющее число ответивших утвердительно неспособны рационализировать это абстрактное желание. По многим причинам, часть из которых не являются общими для всей России и обусловлены спецификой регионов. Ниже мы попытаемся рационализировать наиболее распространенные запросы потенциальных и реальных потребителей.
Таким образом, спрос на Web-ресурсы, связанные с образованием, достаточно узок, специфичен и практически не связан с образовательными технологиями. Основа спроса – информационные потребности.
Предложение
Мы не будем проводить обзор Web-ресурсов, связанных с образованием – это может сделать любой пользователь сети, попытавшись найти что-либо, касающееся образования. Однако общая систематизация существующих ресурсов может выглядеть следующим образом:
- Коллекции рефератов. В комментариях не нуждаются. (Например, www.referat.ru).
- Информационные серверы различных организаций. Они, как правило, содержат большое количество официальных документов, тематические подборки ссылок и в меру актуальную информацию об источниках финансирования. (Например, www.informika.ru).
- Электронные библиотеки, большей частью далекие от образовательной тематики. (Например, www.lib.ru).
- Подобия систем дистанционного обучения.
- Огромное количество личных и «корпоративных» домашних страниц.
Даже беглый взгляд на большинство связанных с образованием ресурсов наводит на мысль, что на четыре основных вопроса (Кому это нужно? Что именно нужно этому субъекту, как его найти и убедить стать вашим клиентом? Что вы хотите получить от него?) их создатели и не пытались отвечать.
Мода
Не секрет, что мода на идеи – одна из самых притягательных вещей в мире. И с этой точки зрения анализ модных в настоящее время образовательных идей может быть весьма полезен. По большому счету, модных идей две:
- Системы дистанционного обучения.
- Домашние странички вузов и школ.
Мы воздержимся от комментариев. Обратим внимание только на то, что существующая мода не подтверждена существующим спросом.
Содержание ресурса. Что действительно нужно
Говоря собственно о содержании Web-ресурсов, мы повторимся. Содержание должно удовлетворять существующий спрос. Помня о структуре этого спроса, попытаемся описать образовательные ресурсы, которые будут реально востребованы.
- Тематические библиотеки, энциклопедии, справочники. Первые попытки реализации таких ресурсов уже предпринимаются (посетите, например, сайт «Кирилла и Мефодия» – www.km.ru или сайт «Мифы и легенды народов мира» — www.pskov.teia.ru/~ml). Однако до адекватного заполнения информационного пространства подобными ресурсами еще очень далеко, и поле деятельности здесь обширнейшее.
- Сборники методической информации. Такие сборники необходимы, прежде всего, учителям-предметникам. На первом уровне это могут быть подборки учебных программ и, что самое главное - планов уроков.
- Консультационные фандрайзинговые службы. Без комментариев. О технологии фандрайзинга см., например, в Сети книгу «Место под солнцем» (www.ecoline.ru/ books/sunplace). Вот цитата-определение из этой книжки:
Фандрайзинг – это процесс сбора средств, которые используются как для реализации социально значимых программ, так и для организационной поддержки некоммерческих организаций (НКО). - Уникальные информационные ресурсы. Они могут создаваться в тех случаях, когда их автор обладает доступом к какой-либо ценной и полезной (с образовательной точки зрения) информации. Типичным примером такого ресурса может быть краеведческий сайт (www.pskov. teia.ru/~kim) или сайт какого-либо музея.
- Новые формы учебных заданий. Помня о том, что компьютер - всего лишь инструмент, можно эффективно использовать его для подготовки вариантов классичесиких заданий – рефератов, докладов и т. п. Возможно создание ресурсов, которые будут аккумулировать такие задания и предоствалять возможность их быстрого формирования.
- «Контактные» ресурсы. Форма их может быть самой разнообразной – чаты, форумы, телеконференции, просто тематические сайты. Важно, чтобы эти ресурсы были обеспечены кругом пользователей, гарантирующим их эффективную работу. Проще говоря, пользователи должны быть. И это может вылиться в серьезную проблему.
- Ресурсы о ресурсах. Эти ресурсы могут стать ключевыми в образовательной сети. По сути это дожны быть одновременно и каталоги (тематические, рейтинговые – какие угодно), и учебники, ориентирующие пользователей в образовательном информационном пространстве и обучающие их тому, как наиболее эффективно пользоваться этим пространством. Естественно, развитие таких ресурсов будет шагом к комплексному подходу, который всегда более эффективен.
Вот, собственно, и все о содержании. Мы позволим себе повториться еще раз и посоветовать тшательно «облазить» сеть, прежде чем начинать работу над каким-либо проектом. Вдруг это уже кто-то делает.
Развитие ресурсов и развитие пользователей
Совершенно банальная мысль о том, что любые Web-ресурсы должны обновляться, является непреложной истиной. И если вы собираетесь реализовать Web-проект – будьте готовы к тому, что его развитие потребует не меньше усилий, чем его создание. Это тем более важно для любых образовательных проектов.
Гораздо менее очевидным, но более актуальным является развитие пользователей. Параллельно с созданием и организацией поддержки ресурса его авторы должны активно работать над подготовкой потребителей к его использованию.
Заключение
Разговор о перспективности применения информационных технологий скоро, наверное, станет дурным тоном. Однако вести его необходимо. Кроме того, хочется сказать вот о чем.
Парадокс развития информационных технологий заключается в том, что при этом спрос очень часто опережает предложение. Образование не стало исключением. В результате мы можем обнаружить в сети большое количество никому не нужных проектов «с претензией», но порой не найти самого необходимого. А ведь единственное, что нужно для рационализации ситуации – поставить все с головы на ноги. И помнить о том, что спрос должен определять предложение.
Вначале было слово...
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Денис Шумаков — образовательный координатор «точки открытого доступа к Интернет» в Псковском Вольном университете.Аксиомы пользователя
1. Любой информационный ресурс полезен только тогда, когда предоставляет потребителю необходимое ему содержание.
2. Форма вторична.
3. Ресурс не должен быть «одноразовым».
4. Информационные технологии – это только инструмент, эффективность использования которого зависит прежде всего от пользователя.
Аксиомы разработчика
1. Любой разработке должно предшествовать маркетинговое исследование. Не стоит изобретать велосипеды.
2. При разработке ресурса основное внимание следут уделять его содержанию. Целесообразна изначальная «бескомпьютерная» проработка ресурса.
3. Реализовав ресурс, необходимо поддерживать и обновлять его.
4. Необходимо развивать не только сам ресурс, но и его реальных и потенциальных пользователей.
Запрос | Рационализация запроса |
Рефераты | Значительная часть школьников и студентов будут (по разным причинам) охотно потреблять различную «халяву» в сети |
Методические материалы | Прежде всего учителя школ нуждаются в материалах, которые могут быть им полезны непосредственно при подготовке занятий |
Информация о финансировании | Все группы пользователей заинтересованы в получении систематизированной информации о различных источниках финансирования и рекомендациях по работе с этими источниками |
Справочная информация | Все группы пользователей заинтересованы в получении справочной информации (типа информации энциклопедического характера) по различным областям деятельности |
Контакты с коллегами | И преподаватели, и учащиеся заинтересованы в расширении посредством сети профессиональных контактов с реальными и потенциальными коллегами и партнерами |
Библиотеки | Все группы пользователей заинтересованы в получении доступа к различным книгам и периодическим изданиям |