Руководили проектом авторы статьи — учитель информатики и учитель истории.

Идея проекта заключалась в создании информационно-справочной системы по истории основных сословий Российской империи, разбитой на определенные этапы. Мы убедились в том, что реализация этого проекта способствовала повышению творческой заинтересованности учащихся в изучении истории и эффективному повторению пройденного материала.

Практическим результатом этого проекта должно было стать создание компьютерного учебного пособия, которое можно было бы использовать при изучении истории России. Это определяло и будущую структуру материала: с самого начала предполагалось включение в состав проекта как текстов документов, так и исторического словаря. Кроме того, мы решили заложить в структуру материала проверочные тесты, которые создавались самими учениками индивидуально.

Основной текст был посвящен пяти основным сословиям: духовенству, дворянству, крестьянству, купечеству и мещанам. Для решения задач по сбору исторического материала учащиеся были разбиты на четыре группы (работа по сословиям «Купечество» и «Мещане» была сосредоточена в одной группе). Подпроекты, целью которых было создание программных компонентов «оболочки» исторического материала, выполнялись учащимися индивидуально.

К работе над проектом группа приступила в сентябре 1998 года. В ходе выполнения проекта его участники изучали визуальную среду программирования Microsoft Visual Basic (изучение этой среды составляет основу содержания курса «Информационные технологии» в 9-х классах).

Как мы убедились в процессе работы над проектом, его участники значительно глубже усвоили основы программирования; они работали и продолжают работать с большой увлеченностью.

Информация, которую необходимо было подготовить для помещения в программную «оболочку», была структурирована следующим образом:

  • История каждого сословия делится на несколько этапов.

    1. До 1689 года – допетровская эпоха, зарождение сословий;

    2. 1689 – 1762 годы – от начала правления (не царствования) Петра I до Екатерины II, утверждение дворянской монархии;

    3. 1762 – 1796 годы – правление Екатерины II, при которой окончательно сформировались сословия в России;

    4. 1796 – 1861 годы – до отмены крепостного права, которая серьезно сказалась на положении всех сословий;

    5. 1861 – 1881 годы – пора Великих реформ, незаконченная попытка реформирования всей сословной монархии;

    6. 1881 – 1917 годы – контрреформы, кризис сословной монархии, вплоть до революции и отмены сословий.

  • Документы образуют сеть, реализуемую с помощью перекрестных гипертекстовых ссылок.

Учащимся были предоставлены разнообразные тексты (в том числе и научные документы), которые они обобщали и редактировали под руководством учителя. Обязательным было требование привязки материала к перечисленным выше хронологическим этапам. В то же время содержание итогового информационного наполнения (контента) нашего проекта не было строго обусловлено — оно зависело от сил, возможностей и устремлений каждого учащегося. Творческая самостоятельность и независимость определяли вклад каждого из участников проекта. В результате некоторые из учащихся, занятых в проекте, успели поработать с материалом «по всем сословиям», а другие посвятили все усилия подготовке материалов только для одного сословия; одни смогли дополнить основной текст историческим словарем и проверочным тестом, а другие — нет.

Весь собранный исторический материал представлял собой гипертекст, которому оставалось только воплотиться в программной оболочке.

В июне 1999 года участники проекта успешно сдали экзамен по информатике в форме рефератов, причем существенной частью каждого реферата стала программа на Visual Basic 6.0. Некоторые из участников проекта выразили желание продолжить работу над ним и в дальнейшем. Вот результаты и очередные этапы работы над проектом:

  • созданы две версии проекта (как в среде Visual Basic 6.0, так и в форме Web-сайта);
  • производится пополнение текста новыми документами и иллюстрациями;
  • продолжается пополнение исторического словаря;
  • разрабатывается единый проверочный тест;
  • разрабатываются тезисы, раскрывающие содержание исторического материала, при выборе которых производится переход на иллюстрирующие эти тезисы страницы текста.

В октябре 1999 года на выставке «Современные технологии Интернет в образовании», проходившей в одном из павильонов Всероссийского выставочного центра, проект «Сословия», реализованный в форме Web-сайта, занял второе место. А недавно мы провели семинар для учителей истории Северо-Восточного округа Москвы, на котором рассказывали о работе над проектом и демонстрировали разработанные учащимися программы.

Наиболее интересной на наш взгляд реализацией гипертекста с точки зрения технологии программирования стала программа, разработанная Димой Позиным. Интересные структурные решения содержит и программа Антона Гребешева; он же — основной автор Web-сайта. Следует отметить и удачные дизайнерские решения; примером может служить титульное окно раздела «Купечество» (автор — десятиклассник Саша Кравцов).

Курс Visual Basic изучается девятиклассниками школы № 1414 в течение 64 учебных часов. Этого времени явно недостаточно для создания серьезных программ, и значительная часть работы над проектом была вынесена на факультатив.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ:

Кряжева Анна Анатольевна — преподаватель ИВТ школы № 1414,
Соловьев Ян Валерьевич — преподаватель истории школы № 1414