Знание или умение?

Тестирование тысяч школьников разных возрастов, проведенное во многих десятках школ, почти всегда дает безрадостный результат: средний уровень орфографической грамотности колеблется возле отметки 50%. Это означает, что в среднем ребята ошибаются в каждом втором слове.

Почему сегодня большинство школьников пишут неграмотно? Ведь, казалось бы, учителя все делают так, как нужно. Объясняют правило, закрепляют полученные знания упражнениями, дают задания на дом. Однако грамотность приходит не ко всем ребятам, даже безукоризненно выполнившим весь объем работы.

Вероятно, так происходит потому, что для выработки устойчивого навыка большинству ребят выполненного объема упражнений бывает недостаточно. Потому, что грамотность письма — это не только и не столько «знание», сколько «умение». А знания и умения — категории совершенно разные. Можно знать, но не уметь, и наоборот, уметь, но не знать. Например, знание порядка зажигания и переключения скоростей, назначения педалей автомобиля отнюдь не означает, что человек освоил вождение. Некоторые навыки вообще приобретаются не через знания, а прямой практикой – путем большого числа повторений. Именно так мы в детстве учились ходить и говорить, понятия не имея ни о названии обеспечивающих движение мышц, ни о частях речи, из которых строим фразы.

К умению, несомненно, относится и грамотность письма на родном языке. Всякое же умение приходит только с практикой. Именно поэтому ученики, знающие правила, но не наработавшие достаточного навыка, нередко делают при письме ошибки. И наоборот, многие взрослые, забыв большинство правил, пишут грамотно. Потому, что они имели достаточно практики письма, выработавшей и поддерживающей устойчивый навык.

Существует ли «врожденная грамотность»?

Многим наверняка известны случаи, когда дети и взрослые, не зная или почти не зная правил, тем не менее пишут грамотно. Вот три подобных примера.

1997 год. Мама привела в экспериментальный учебный класс фирмы ЭРИКОС, разработчика семейства компьютерных программ «Грамотей», дочь – семиклассницу (напомним, что большую часть правил орфографии школьники изучают именно в период с пятого по седьмой класс). Девочку посадили за компьютер проходить тестирование, а младшего шестилетнего брата, чтобы чем-то занять, усадили за соседнюю машину — «поиграть со словами» (ребенок уже сносно умел читать). Каково же было удивление и родителей, и педагога, когда понятия не имеющий ни о каких правилах ребенок допустил меньше ошибок, нежели школьница-сестра!

Другой пример. В начале 1999 года в финале общегородского конкурса грамотного письма, чемпионкой Екатеринбурга стала Маша Шорохова — ученица восьмого класса школы № 70. За десять минут пройдя полный тест на все правила орфографии, она в 315 словах допустила лишь одну ошибку. Все бы ничего, но, по ее собственному признанию, она «знает лишь одно правило».

И еще один пример. Первым покорителем «Грамотей-ЭВЕРЕСТа» (об этой версии программы речь пойдет в следующей части статьи – «КвШ») стала Маша Моисеева из екатеринбургской школы № 75. Начав с пяти уровней (двадцать пять правил), она через четыре недели ежедневных занятий смогла взобраться на «вершину грамотности» — без единой ошибки одолеть 105 правил. И это при том, что девочка только перешла в седьмой класс и, следовательно, треть правил орфографии еще вообще не проходила.

Когда учителям приводишь подобные примеры «умений без знаний», они обычно ссылаются не некую «врожденную грамотность» — понятие, на наш взгляд, достаточно спорное, поскольку умения людям от рождения не даются. Они всегда приходят только с практикой. Другое дело – способности к той или иной деятельности. Один начинающий водитель уже через неделю прекрасно водит автомобиль, а другой и через три месяца «глохнет» на каждом перекрестке. Одному ученику достаточно послушать объяснения учителя, выполнить несколько упражнений, и он уже пишет без ошибок. Другой, вроде бы тоже разобравшись в правилах и выполнив значительно больший объем упражнений, упорно продолжает делать при письме ошибки.

Низкая грамотность – объективна

Количество часов, отведенных школьной программой на занятия по русскому языку, регулярно сокращается. Но главным образом из-за того, что у нынешних детей слишком мал практический опыт чтения и письма. Ведь раньше люди действительно и читали и писали значительно больше (и личные письма, и поздравительные открытки). Теперь же книгу заменил телевизор, а письмо – телефон. Вот и не хватает многим ребятам времени и объема упражнений для закрепления знаний правил, для перевода на уровень навыка.

Еще одной проблемой является низкая эффективность коллективного обучения. У каждого ученика — свои проблемы, а задания даются всем одинаковые.. Наряду с полезными действиями каждый ученик выполняет значительный объем «пустой» работы. Тратится зря дефицитное время на уроках. И объема составленных подобным же образом домашних заданий, даже если они выполняются, для большинства учащихся оказывается недостаточно.

Так неужели наши дети обречены на безграмотность? И никакого выхода из данной ситуации нет?

Разработчики екатеринбургской фирмы «ЭРИКОС» — авторы семейства компьютерных программ «Грамотей» — считают, что путь решения проблемы существует. Он в том, чтобы занятия, развивающие грамотность, сделать существенно более эффективными. Чтобы и на уроках, и дома дети занимались по строго индивидуальной программе, когда каждое учебное действие «бьет в цель».

(продолжение следует)

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:

Киевский Сергей — исполнительный директор НПП «Эрикос», автор семейства обучающих систем «Грамотей».