Количество школ, имеющих в своем распоряжении современную компьютерную технику, стремительно растет. Вместе с тем найти школу, где информатика прочно вплелась бы в ткань всего образовательного процесса, непросто. Несмотря на многократные попытки интеграции информатики с другими предметами, устойчивых сочетаний так и не сложилось.

С другой стороны, не увенчались особым успехом и попытки автоматизировать управленческие процессы в образовательных учреждениях.

Сложилась парадоксальная ситуация: все осознают, что необходимость информатизации процесса образования и управления им назрела, но практической своей реализации так и не получила. Компьютеры в школах используют только педагоги, ведущие информатику, и секретарь, печатающий приказы. Все остальные предпочитают обходиться без них. Почему же это происходит? Почему новые информационные и компьютерные технологии не находят повсеместного применения в образовательных учреждениях?

На наш взгляд, тому есть несколько причин.

1. Несостоятельность существующих подходов к изучению информатики в школе, когда целью обучения является пользовательский навык (программиста, оператора и т. д.). В таких условиях компьютер воспринимается как специализированный инструмент информатики. Учащиеся не стремятся использовать его вне уроков информатики и, следовательно, не готовы к тому, чтобы новые технологии применялись педагогами-предметниками.

2. Отсутствие у работающих педагогов мотивации к освоению новых информационных технологий. Это вызвано тем, что курсы школьных дисциплин устоялись задолго до того, как компьютерные технологии нашли широкое применение.

3. Отсутствие возможности перехода к безбумажным технологиям в управлении образовательным учреждением.

4. Низкая востребованность информационных ресурсов образовательного учреждения вышестоящими управленческими структурами.

Устранение всех вышеизложенных причин видится возможным лишь через создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Для этого нам кажется необходимым решить ряд задач.

Прежде всего необходимо перенести акцент в обучении информатике с технических и программных средств непосредственно на информацию. Рассматривать информацию и как явление окружающего нас мира, и как ресурс общества. При этом одной из важнейших задач школьной информатики должна стать задача формирования нового типа творческого мышления — мышления информационного. Все это позволит воспитать новую генерацию учащихся. Для них компьютер станет естественным инструментом, который они смогут использовать в своей повседневной, в том числе и учебной, деятельности. Для этих детей ресурсы всемирных сетей, таких как Интернет, станут действительно источником знаний. Компьютерные и информационные технологии позволят преодолеть границы обособленного мира родной школы. В целях практического осуществления изложенной позиции в 1995 году нами была разработана программа курса непрерывного информационного обучения с 6-го по 11-й класс: «Информатика. Информационные ресурсы и моделирование процессов» (авторы: Шапиро К. В., Савчук Т. С., школа № 331, Санкт-Петербург).

Данная программа создана в рамках педагогического эксперимента «Экология и диалектика». Программа рассчитана на шестилетнее изучение курса.

Обучение строится по трем направлениям:
  • изучение информации как явления окружающего мира и ресурса общества;
  • овладение информационными технологиями и компьютером как универсальным инструментом информатики;
  • формирование информационной модели мышления.

Каждое из трех направлений оформлено в программе в виде самостоятельного раздела на каждом году обучения. Данные разделы изучаются не в строгой последовательности друг за другом, а в режиме взаимопереключения в порядке согласованности тем. Это позволяет избежать привязывания к тому или иному пакету программ и изучать программные и технические средства в спиральном развитии, возвращаясь к одному и тому же пакету программ многократно, по мере развития знаний и умений, без потери интереса со стороны учащихся.

Целью программы является формирование мышления учащихся как гибкой системы, способной справляться с огромными массивами информации, перерабатывать ее и эффективно использовать в процессе творчества. Комплекс навыков и знаний, приобретаемых в ходе обучения, позволит ученику использовать в дальнейшем компьютер как инструмент при выборе практически любой сферы профессиональной деятельности.

В отличие от других учебных программ по информатике, наша программа ориентирована не только на получение комплекса знаний по определенным пакетам. Прежде всего мы стремимся научить детей применять компьютер как инструмент информационного творчества и грамотно использовать имеющиеся в наличии информационные ресурсы и технические возможности.

Каковы же итоги внедрения этой программы за пять истекших лет? С точки зрения построения единого информационного пространства можно выделить три основных момента.

1. Все учащиеся, начиная с 8-го класса, обладают достаточными навыками и умениями, чтобы использовать компьютер в качестве универсального инструмента для работы с информацией. Они готовят, а затем печатают доклады, рефераты по информатике и другим предметам. Используя ресурсы глобальных сетей, они подбирают материалы для сообщений, выступлений и т. п. Таким образом, можно говорить о том, что компьютерные и информационные технологии стали неотъемлемой составляющей среды обучения.

2. Большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Начинается все с небольших по объему, специализированных творческих работ.

В 6-м классе исследовательская деятельность направлена на изучение вероятности. Работы посвящены изучению роли случая в повседневной жизни, использованию вероятностных подходов в утилитарных целях (измерение площадей неправильных фигур, достоверность прогнозов и т. п.).

В 7-м классе дети выполняют исследовательские работы, посвященные процессам творчества. Примером такой работы может служить исследование «Сотворение мира». Учащиеся знакомятся с различными научными теориями, мифами, легендами, посвященными происхождению Вселенной. Затем они пытаются на основе изученного материала сочинить свой собственный миф.

Еще один проект в 7-м классе посвящен исследованию технологий творческого процесса. В ходе этого проекта ученики рассматривают упорядочивание как прием компьютерного творчества, знакомятся с такими технологиями творчества, как стратегия и тактика.

В 8-м классе учащиеся исследуют коммуникативный аспект проектной деятельности. Учатся эффективным способам обмена информацией, подготавливают базу для создания обучающих программ и курсов дистанционного обучения.

В 9-м классе проектная деятельность учащихся ведется по двум направлениям. Первое — это создание обучающих и тестирующих программ по различным предметам. На этом этапе учителя-предметники привлекаются детьми только для консультаций. Второе — создание гипертекстовых рефератов, посвященных различным аспектам информатики. И наконец, наиболее активно проектная деятельность расцветает в классах профильного обучения.

Существует целый комплекс проектов, обязательных к выполнению за два года. Туда входят: литературный проект, курс дистанционного обучения по конкретной теме, гипертекстовый реферат, обучающая программа, тестирующая программа, база данных, проект по сетевому конструированию, проект по сопровождению клиента и т. д.

Понятно, что выполнить все проекты ученику не под силу. Поэтому из общего перечня он выбирает семь-восемь проектов. Этого вполне достаточно. Следует отметить, что очень часто все проекты одного учащегося сливаются в общее исследование одной темы. Мы не настаиваем на подобном решении, но всегда поощряем подобный подход. Конечным же результатом проектной деятельности учащихся становятся законченные программные, в широком понимании этого слова, продукты.

3. Это, в свою очередь, стимулирует интерес педагогов-предметников к использованию компьютерных чудес в своей повседневной деятельности. Технология перестала быть тайной за железной дверью кабинета информатики. Теперь достаточно обратиться к любому своему ученику, и он поможет напечатать документ, найти нужную статью в Интернете и т. д. Стало обычным делом, что отчет, справка, план работы и тому подобное не пишется от руки, а набирается на компьютере. Конечно, от набора документа до информатизации образовательного процесса далеко, но важно то, что все большее и большее количество участников образовательного процесса вовлекается в компьютерный круговорот.

Реализация данной программы позволила воспитать группу талантливых учащихся, способных к самостоятельной работе и, что немаловажно, к обслуживанию компьютерной сети. Ни для кого не секрет, что школа не может позволить себе содержать для этой цели штат квалифицированных работников. В лучшем случае имеется приходящий инженер. Но в таких условиях нечего даже и думать о развитии школьной информационной сети. Преподаватель информатики не в состоянии заменить и инженера-системщика, и электронщика, давать уроки, да еще заниматься перспективами развития школьной сети.

Привлечение группы талантливых учеников и делегирование им части полномочий позволяет высвободить время и ресурсы преподавательского состава.

В таких условиях становится возможным осуществление перспективного планирования процесса информатизации и дальнейшее развитие школьной информационной сети. Необходимо отметить, что данная программа преподавания позволяет сформировать такую группу уже в начале четвертого года обучения (10-й класс). Тем самым обеспечивается возможность функционирования такого содружества в течение двух лет. На сегодняшний день в школе № 331 такая группа существует. Ей частично переданы функции регламентации деятельности пользователей-учеников. Эта группа принимала также участие в расширении локальной вычислительной сети школы.

Как показывает практика, насильственное обучение педагогического коллектива не приводит к положительным результатам. Учителя не стремятся использовать новые технологии на своих уроках даже после того, как овладеют основами компьютерной грамотности. И это понятно. Использование компьютера на уроке требует иной схемы построения урока, иных методических приемов. Для того чтобы добиться изменения сложившейся ситуации, необходимо сделать так, чтобы компьютерные и информационные технологии стали неотъемлемой составляющей среды обучения. Первым шагом на этом пути становится внедрение соответствующей программы преподавания информатики. Вторым — оснащение учебных классов компьютерами. Речь не идет об оснащении каждого учебного места. Достаточно одной рабочей станции на кабинет. Это обеспечит доступность информационных ресурсов сети вне зависимости от загруженности кабинета информатики. Реализация этих двух шагов приведет к коренному изменению ситуации. Если раньше преподаватель вынужден был внедрять элементы новых технологий, не располагая для этого подготовленной аудиторией и соответствующей техникой, то теперь он оказывается единственным, кто стоит в стороне от мира компьютеров.

Устранение третьей причины неразрывно связано с решением двух предыдущих задач. Действительно, зачем секретарю вести базу данных по контингенту учащихся? Все равно классные руководители сдают списки, написанные от руки, и все уточнения сдаются также в бумажном виде. Процесс выставления оценок тоже не подлежит автоматизации по причине необходимости ведения бумажного журнала. Хотя если проанализировать степень доступности и защищенности обычного классного журнала и его электронного аналога, то последний окажется в более выигрышном положении.

Создание и поддержка баз данных в актуальном состоянии останется делом абсолютно бесполезным до тех пор, пока не будет обеспечена возможность ведения электронных журналов. Заставить же классных руководителей и предметников бегать к секретарю или в кабинет информатики набирать списки или выставлять оценки — дело практически безнадежное, да и ненужное. Другое дело, если, как мы уже говорили, компьютер стоит в кабинете. В этом случае значительно упрощается сам процесс формирования базы данных. Данные становятся доступными для всех участвующих в процессе управления образованием в любой момент времени со своего рабочего места. Накапливаемая информация становится востребованной. За счет применения компьютерных методов обработки значительно упрощается анализ. Администрация получает возможность оперативно реагировать на изменения ситуации.

Переход на безбумажные технологии позволит естественным образом сформировать банк данных об образовательном учреждении. Наличие такого банка может, при соответствующем подходе, значительно упростить, например, процедуру аттестации образовательного учреждения. Контролировать миграцию контингента в масштабах района, города. Создать единый банк кадров и образовательных программ. Конечно, такие задачи не по плечу одному образовательному учреждению.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно с уверенностью утверждать, что решение всего комплекса задач возможно только путем реализации концепции единого информационного пространства образовательного учреждения. Мы предлагаем в качестве одного из вариантов концепцию, реализуемую в школе № 331.

I этап

На этом этапе происходит формирование информационного типа мышления у учащихся.

В компьютерном классе создается локальная вычислительная сеть (ЛВС).

Преподавание информатики ведется по экспериментальной программе в пределах базового курса 6-9-х классов.

II этап

В использование компьютерных технологий вовлекаются отдельные сотрудники школы. Производится подключение к ЛВС канцелярии и библиотеки, психологической службы. Все абоненты сети получают доступ к ресурсам глобальных сетей.

Преподавание информатики по экспериментальной программе дополняется в старших классах курсом информационных технологий.

Формируется содружество заинтересованных учеников и преподавателей информатики.

III этап

В использование компьютерных технологий вовлекаются преподаватели старшей школы.

Производится переоснащение кабинета информатики новыми компьютерами. Высвободившиеся машины устанавливаются в кабинеты учителей, преподающих в 10-11-х классах, и включаются в общую сеть.

Производится также оснащение компьютерной техникой кабинетов административных работников старшей школы и включение их в ЛВС.

Переход к электронной форме ведения журналов в старших классах.

Начало формирования базы данных «Контингент».

IV этап

В использование компьютерных технологий вовлекаются все преподаватели – предметники.

Компьютеры устанавливаются в каждом предметном кабинете и включаются в общую сеть.

Переход к электронной форме ведения журналов в 5-9-х классах. Продолжается формирование базы данных «Контингент».

Организуется узел дистанционного обучения и методического сопровождения образовательного процесса.

Формируются базы данных «Кадры» и «Образовательные программы».

V этап

В использование компьютерных технологий вовлекаются преподаватели начальной школы.

Компьютеры устанавливаются в кабинеты учителей начальной школы и включаются в общую сеть.

Производится также оснащение компьютерной техникой кабинетов административных работников начальной школы и включение их в ЛВС.

Школа полностью переходит на безбумажную технологию. Завершается формирование базы данных «Контингент».

В настоящее время в школе № 331 осуществлены два первых этапа и заканчиваются подготовительные работы к реализации III этапа создания единого информационного пространства образовательного учреждения.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:

Константин Вячеславович Шапиро — заместитель директора школы № 331 Невского района Санкт-Петербурга