Алексей Львович Семенов (ИНТ, Москва):

Есть такая знаменитая книжка, которая называется: «Всему, чему я научился, я научился в детском саду». И мы хотим успеть научить человека еще в начальной школе тому, без чего дальнейшая учеба не пойдет. А может, и вообще вся жизнь пойдет как-то не так.

Вопрос такой: есть ли в информатике, в том, что мы понимаем под этим словом, нечто такое, что ребенок должен освоить, воспринять, понять, научиться использовать как можно раньше? Это – важная и ответственная миссия, к обсуждению которой я призываю всех присутствующих.

Кто хочет начать?

Михаил Александрович Плаксин (Пермь):

В первую очередь люди занимаются обработкой информации без помощи компьютера.

Что годится для начальной школы? Во-первых, приобретение навыков работы со словарями и использования предметных указателей, умения расшифровать информацию, скрытую в словарной статье, найти в словаре объяснение для специальных обозначений.

Следующий момент — это структурирование информации. В начале обучения на ребенка обрушивается огромный объем информации. Представление информации в виде таблиц, умение пользоваться этим представлением, умение читать карты, схемы — вот что необходимо давать в начальной школе.

Следующий шаг — научить маленького человека обоснованию и принятию решений.

Еще один момент, существенный на первом этапе изучения теоретических основ информатики, — это освоение методов решения изобретательских задач. По-моему, пока ребенок не умеет читать и писать, самое время заниматься ТРИЗом. А потом, когда он учится читать и писать, надо заниматься работой со словарями, таблицами, графами.

Юрий Абрамович Первин (Переславль-Залесский):

Есть такое понятие: «дидактическая спираль». Как изучается история? Рассказы об истории на первом уроке, потом история родного края, история своей страны, всемирная история. То же с биологией. И это надо перенести на информатику, на каждую фундаментальную тему информатики.

Я полностью согласен с набором понятий, которые Михаил Александрович Плаксин предлагает вынести в начальную школу. Первое направление информатики в начальной школе — теоретическое. Второе направление — практическое, общение с компьютером. Третье направление — алгоритмическое, то, что сейчас принято называть алгоритмикой. И четвертое направление — исследовательское.

Когда мы говорим о том, как надо хранить, структурировать информацию, мы обращаемся к конкретным живым программам, которые детям столь же интересны, как «Ханойские башни» и «Перевозчик». Это я к тому, что, говоря о теоретической информатике в начальной школе, мне бы все-таки не хотелось ее разбивать на две «половинки»: с компьютером и без компьютера. Проводя уроки в начальной школе, мы ни одного урока без компьютера себе не позволяем, иначе дети не получают удовлетворения. В девятом классе такое бывает, а вот в начальной школе компьютер присутствует на каждом уроке.

Елена Леонидовна Литвинова (Пермь):

Я имела смелость написать к тетрадям Горячева компьютерную поддержку. И получилось неплохо. Я веду по этим тетрадям уроки; для начала пусть ребенок просто посидит за компьютером и понажимает на кнопки мышки по команде учителя. Следующий компонент — компьютер генерирует задание, проверяет результаты, проводит контрольные работы. Тут мне ничего и делать не надо, я просто хожу, а дети говорят: «А у меня — 5...», «А у меня — 4...». И третий, обязательный компонент — игра. Ребенок должен «отыграть» все, что объяснялось и отрабатывалось на первых двух этапах. Без практики информатика у малышей не идет, им нужна игра, ведь слово «компьютер» до сих пор магически действует на психологию ребенка.

Тамара Николаевна Куликова (Ржев):

Я согласна — без компьютера дети не воспринимают теоретические вопросы. Мы уже второй год применяем «ЛогоМиры» в сочетании с тетрадями Горячева.

Алексей Анатольевич Муранов (Москва):

Я директор начальной школы и преподаю информатику, по образованию математик. Мы работаем в начальной школе с тетрадями Института новых технологий «Информатика» и считаем, что им удалось сформировать теоретические основы и информатики, и математики, поскольку теоретическая информатика является основой и для курса математики. Для меня особенно важна связка теоретической информатики и математики. Технологическая линия в информатике органично интегрируется с остальными предметами начальной школы и становится средой поддержки творческой реализации ребенка.

Если говорить о компьютерной поддержке, мы используем пакет, связанный с «Роботландией», и все компоненты «Лого-среды» — «ПервоЛого» и «ЛогоМиры», где можно легко реализовывать вещи, относящиеся к теоретической информатике, а также базам данных, проектам, к «Записной книжке» и т. д.

Александр Владимирович Горячев (Москва):

Позвольте в противовес предыдущему выступлению разделить информатику и математику. У математики и информатики в школе разное назначение. В математике человек получает навык мысленного оперирования системами абстрактных объектов. Это пригодится где угодно — кому-то в бизнесе, кому-то в военной стратегии.

Информатика — значительно более приземленная наука. Есть традиционный путь решения задач по информатике — постановка задачи, привлечение необходимого аппарата реализации на компьютере, интерпретация результата. В начальной школе я бы выделил два этапа: нужно учить строить модель, а потом преобразовывать ее. Можно учиться строить алгоритм, а можно учиться тому, что с ним дальше делать, какие виды алгоритмов нам нужны — рекурсивные, инвариантные и т. д.

Именно в начальной школе важно научиться строить модели. Эти модели, схемы окружают ученика на уроках по всем предметам. На уроках русского языка он строит схемы предложений, схемы слов. На уроках естествознания он видит схему круговорота воды в природе.

Стоит выделить две разновидности теоретической информатики: одну из них действительно можно назвать теоретической — манипулирование моделями, а другую, опирающуюся на технику построения моделей, — практической. Все это может опираться на компьютерную поддержку.

Вячеслав Кузьмич Ильин (Калуга):

Я работаю методистом, до этого 12 лет вел информатику, преподавал математику.

Когда под наблюдением психологов в 1990 году начали в первом классе изучать информатику, то оказалось, что очень трудно приучить детей работать с компьютером. Исследования психологов показали, что в первом классе нецелесообразно вести машинный вариант, и мы вводили информатику со второго класса. Это не упущение – первый год здесь ничего не дает. А вот когда ребенок адаптируется к школе, ему легче воспринять новую технику, новые понятия.

Светлана Николаевна Нестеренко (Сургут):

Я преподаю информатику в старших классах. Что мы получаем после курса информатики в начальной школе? А получаем мы следующий ответ: «Но ведь это было там, а вы-то нас спрашиваете совершенно другое». То есть самую главную проблему, проблему преемственности, курс для начальной школы не решает. Когда я прошу ребенка воспроизвести полученные знания и попытаться применить элементарные навыки, которые он получил в начальной школе, это вызывает затруднения.

Уважаемые мэтры! Попытайтесь пронести через свои курсы единство информационных процессов так, чтобы, приходя в старшую школу, ребенок не пугался предложения: «Подберите примеры из курса начальной школы и попытайтесь объяснить их с учетом того, что вы сейчас изучаете».

Алексей Львович Семенов:

Здесь говорилось, что главное — это как можно быстрее дать в руки ребенку в начальной школе какой-нибудь компьютерный инструмент, с помощью которого он что-то будет делать. Но нужно понять, зачем мы тратим на это время в начальной школе. Можно гонять черепашку по экрану, потратить на это массу времени, радоваться, что ребенок попадает мышкой быстрее, чем взрослый... Но вот вопрос: «А зачем?»

Мы часто безрассудно расходуем время именно в начальной школе. Пусть лишний раз ребенок повторит таблицу умножения — ничего страшного, лучше будет знать. А потом, к восьмому классу, к девятому классу спохватываемся — эффективность учебного процесса падает!.. Самый продуктивный период в начальной школе мы часто растрачиваем впустую. Поэтому вопрос о том, можем ли мы потратить час в неделю на информатику, не праздный. И когда мы говорим о «Роботландии», мы говорим не об удовольствии, которое ребенок получает, гоняя кузнечика, а о том, что формируется нечто, что потом будет востребовано.

Елена Игоревна Булин-Соколова (ИНТ, Москва):

Мне кажется, что мы должны прежде всего определить, чему мы хотим научить ребенка в начальной школе. Мы хотим научить его читать и понимать тексты на русском языке. На уроках русского языка мы этому фактически не учим. На уроках чтения – тоже. Есть у нас уроки развития речи, но и там того, о чем нам с вами, информатикам, хотелось бы говорить, тоже не происходит. Что же из математических, общелогических, развивающих и других элементов мы хотим дать ребенку в начальной школе?

Наш курс «Информатика» рекомендован Министерством образования и экспертным советом Московского комитета образования. Курс составлен таким образом, что весь материал изложен в учебнике в графической форме, и ребенок без специальной поддержки учителя может понять, о чем говорится в книге, в чем состоят правила игры. К учебнику мы прилагаем книгу для учителя, где задается широкий контекст курса.

По этому курсу может работать учитель начальных классов. И для него должны быть методические разработки, должно быть создано учебное планирование. На сегодняшний день в системе подготовки кадров ИНТ, которую мы создаем вместе с Московским институтом повышения квалификации учителей, предлагается курс для учителей начальных классов, который включает не только работу по этим материалам, но еще работу с «Лого», обучение десятипальцевому слепому вводу текстов и другие модули из образовательной области «Технологии».

Если считать, что два часа отводятся на образовательную область «Технологии», один из них можно отдать «материальным» технологиям, а другой — информационным. Тогда этот час, остающийся на информационные технологии, может включать и освоение теоретической информатики — скажем, по 20 минут на уроке, и другие модули — например, модуль работы с клавиатурой (здесь можно уже в первом классе достичь уровня 50-70 знаков в минуту). А к ним — модуль работы с «Лого» или с «Роботландией» (вот вам компьютерная поддержка теоретической информатики).

Софья Абрамовна Трактуева (ИНТ, Москва):

На страницах ноябрьского номера журнала «Компьютер в школе» опубликована подробная статья об этом курсе ИНТ.

Ольга Григорьевна Кутукова (Москва):

Мы не раз говорили здесь о роли учителя, о личности учителя. Я считаю, что классикой стал у нас курс «Роботландия», а для «бескомпьютерного» варианта, на мой взгляд, предпочтителен курс, разработанный в Институте новых технологий. Этот курс предполагает расширение информационной культуры учителя, который берется за его преподавание. Преподаватель, работающий с этим курсом, становится консультантом учащихся. Здесь годятся и индивидуальные беседы, и групповые дискуссии.

И еще — об информационной культуре. Работа с информацией в любом предмете превыше всего. Что делать, если в учебном плане начальной школы нет этого часа информатики? Нужно вести проектные работы в паре с учителями начальных классов, работать с ними над решением общих проблем.

Юрий Абрамович Первин:

С удовольствием отмечаю то, что наши взгляды, наши концепции, совпадают с позицией представителей «школы ИНТ». В начальной школе информатику должен вести учитель своего класса. Конечно, учителя начальной школы очень трудно подготовить. Но, несмотря на трудности, эту задачу следует рассматривать как первоочередную. Мало того, что это понимает учитель-энтузиаст, мало того, что это понимает разработчик программного обеспечения, мало того, что это понимает директор ведущего института, — надо, чтобы эта мысль была донесена до наших высоких руководителей в системе образования. И я предлагаю в решении конференции от нашего круглого стола вынести соответствующую рекомендацию.

В начальной школе мы учим думать, учим играть, мы формируем стиль мышления человека. Ведь не приходящий же учитель ведет русский, математику. Информатика должна быть в том же ряду.


От редакции «КвШ»:

Лучшим свидетельством того, что преподаватели информатики нацелены в своей работе на будущее, можно считать их интерес к непреходящей теме всех конференций – «Как работать с учащимися младших классов?» Московский Институт новых технологий (ИНТ) провел круглый стол на эту тему в ходе работы IX Международной конференции «ИТО-99». Вы можете найти изложение аналогичной дискуссии, прошедшей на конференции в Троицке, в материалах нашего октябрьского номера за 1999 год (www.osp.ru/school/1999/8/06.htm) .