В замечательном фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен» в распорядке дня главного героя так прямо и было записано: «до обеда – сделать Великое Открытие».

На страницах «КвШ» Андрей Викторович Хуторской уже рассказывал о работе созданного им Центра «Эйдос» (www.osp.ru/school/1999/1/07.htm). Сегодня мы решили предложить читателям несколько мнений об эвристических олимпиадах «Эйдоса», собранных корреспондентами нашей газеты «Лицейские вести» среди учителей и учеников Многопрофильного лицея Ленинского района Московской области.

Евгения Федоровна Рабкина, директор лицея.

Применяли ли вы эвристическое обучение в своей работе?

До сих пор — нет. Но элементы, безусловно, присутствовали. Это новшество, которое мы собираемся ввести.

Видите ли вы какие-нибудь преимущества перед традиционным напичкиванием учеников знаниями?

У нас напичкивания никакого и раньше не было, каждый берет то, что хочет. А любая эвристика все равно основывается на традиционных знаниях, которые, безусловно, необходимы.

Дима Насонов, 8-й класс, призер олимпиад по естествознанию и географии.

Из рефлексии участия в олимпиаде:

Мне понравилась эта олимпиада, потому что в ней не требовалось излагать общеизвестные знания, которые так и лезли в ответы...

Витя Титов, 8-й класс, лауреат олимпиад по естествознанию и географии:

В подобной олимпиаде я участвую уже второй раз, мне очень нравится, и я надеюсь участвовать в них и дальше. Среди всех заданий в олимпиаде по географии мне больше всего понравилось задание, в котором нужно было предположить, что было бы, если бы на Земле было не 3/4, а меньшее количество воды. Ответы я пробовал искать везде: и в географической энциклопедии, и в учебниках, и в энциклопедии «Кирилла и Мефодия», а все равно пришлось думать самому.

Светлана Колесникова, 11-й класс, лауреат олимпиады по английскому языку.

Понравилась постановка вопросов. Задания заставили подумать над некоторыми сложными вопросами.

Десятиклассница Аня Чебурахтина сочла необходимым и возможным взять посредством электронной почты «виртуальное интервью» у организатора и идеолога эвристического обучения в российском Интернете, доктора педагогических наук, действительного члена Международной педагогической академии, директора Центра дистанционного образования «Эйдос» Андрея Викторовича Хуторского (andreykh@mail.ru).

Какова история создания центра дистанционного образования «Эйдос»?

С дистанционным обучением, точнее, с использованием телекоммуникационных технологий в школьном образовании, я впервые познакомился в 1989 году во время советско-американского проекта «Школьная электронная почта», организованного под руководством Питера Копена и Александра Уварова. В Москве проводился двухнедельный семинар, на котором российские и американские учителя разрабатывали совместные образовательные проекты, которые затем реализовывались вместе с учениками. Я тогда работал учителем естествознания в экспериментальной школе № 734 города Москвы.

К слову сказать, компьютер тогда для меня был чем-то непостижимым и непонятным. Снова к дистанционному обучению я вернулся в 1995 году, работая в школе, которую учредил — в Школе свободного развития (в поселке Черноголовка Московской области). Это небольшая школа, в которой ученики, начиная с первого класса, обучались в интенсивном творческом режиме: например, за учебный год один ученик мог разработать и защитить перед школьным магистратом (а это — выбранные ученики и учителя) 10-15 творческих работ по самым разным предметам и проблемам. Лучшие работы публиковались в сборниках. За опытом к нам приезжали сотни учителей из разных городов России. В этой школе ребята переписывались с зарубежными школьниками с помощью электронной почты, изучая не только язык, но и то, как и чему учатся в разных странах.

В 1997 году мы выступили инициаторами проведения Международной дистанционной эвристической олимпиады, в которой приняло участие 147 школьников из России и США. Оказалось, что дистанционные соревнования в творчестве необходимы многим учителям и ученикам, которые хотят не просто переписываться, а участвовать в совместных делах, учиться с помощью Интернета.

Одной из номинаций в первой Международной дистанционной олимпиаде была номинация «Феномен». Она послужила основой для проведения отдельного дистанционного проекта на эту же тему, где ребята могли обнаружить и исследовать необычные явления в природе, культуре, технике, в самом себе.

Теперь эвристические олимпиады и такие проекты, как «Феномен», «Мой виртуальный дом», My Sweet Valentine, стали традиционными и проводятся Центром «Эйдос» каждый год. Когда к нашим проектам начали присоединяться все больше и больше учащихся из разных школ и городов, стало ясно, что нужна отдельная организация, которая могла бы обеспечить образовательную деятельность с учениками и учителями этих школ на расстоянии. Родилась идея создать Центр дистанционного образования и назвать его «Эйдос», что на древнегреческом означает «идея», «образ». Мне показалось, что это древнее понятие, являющееся символом идеального мира, мира идей, очень подходит для обозначения глубинного смысла виртуального мира.

Я и сейчас убежден, что виртуальное пространство, в котором происходят современные телекоммуникации, есть не что иное как форма проявления того мира идей, сферы духа, о которой говорили философы — и древние, и современные.

Место и адрес для сайта Центра «Эйдос» предоставила замечательная фирма «Техно» (сейчас СК «Трейд») — один из пионеров российского Интернета. Наша титульная страница имеет адрес www.eidos.techno.ru.

Расскажите, пожалуйста, о проблемах Центра.

Основных проблем несколько.

Первая — это разработка дистанционной педагогики. Сегодня необходима интеграция новейших педагогических технологий с телекоммуникационными. На одних только технических возможностях далеко не уедешь. Дистанционное обучение, дистанционное творчество, дистанционное воспитание – здесь необходимы свои особые подходы. У Центра «Эйдос» есть тесная связь с Российской академией образования, ее научный потенциал мы привлекаем для решения этих проблем. Например, многие наши дистанционные проекты курирует Президент РАО Н. Д. Никандров, поддерживает нас и директор Института общего образования Ю. И. Дик.

Другая проблема — как научиться работать на самоокупаемости в сфере образования, с тем чтобы иметь возможность реализовывать концепцию творческого обучения вне зависимости от условий, которые, например, нам пытаются диктовать сегодня зарубежные спонсоры. Центр «Эйдос» — некоммерческое негосударственное образовательное учреждение, работающее самостоятельно, в основном на самоокупаемости. Его деятельность финансируется за счет регистрационных взносов за олимпиады и проекты, оплаты информационных образовательных услуг, научно-практических разработок.

Третья проблема — человеческий фактор. Дистанционное обучение, особенно школьное, пока не набрало необходимых «оборотов». Среди руководителей школ, лицеев, управлений образованием недостаточно понимание его возможностей для базового образования. Именно человеческий фактор, а не техническое обеспечение — основная причина, сдерживающая развитие дистанционного обучения в школах.

Какая доля учебных заведений использует в своей работе проблемно-развивающие и эвристические технологии? Как вы думаете, какой процент учебных заведений пользуется услугами вашего Центра?

В наших эвристических олимпиадах только 1-3% участников достигают высших оценок. Причиной низкого уровня творчества в школах является, на наш взгляд, гонка за требованиями, которые диктуют вузы. В результате учителя предпочитают «натаскивание» учеников под определенные, отнюдь не творческие требования. Чтобы убедиться в ненормальном положении дел в школе (и в вузе), достаточно посмотреть в Интернете рейтинги сайтов — больше всего посещений имеют всевозможные коллекции рефератов, контрольных и дипломных работ, которые продвинутые учащиеся «скачивают» и сдают ничего не подозревающим педагогам. При творческой ориентации обучения такое практически невозможно.

Как вы считаете, возрастет ли популярность Центра в связи с развитием компьютерных технологий и внедрением Интернета в учебных заведениях?

Мы рады, что, по данным различных опросов, Центр «Эйдос» лидирует в области дистанционного школьного обучения. В этом — признание того, что мы делаем нужное дело, идем по правильному пути. Развитие компьютерных технологий приведет к тому, что почти каждая школа сможет не только использовать возможности Интернета, но и предлагать через Сеть свои образовательные услуги. Многие педагоги проходят у нас обучение по созданию собственных дистанционных проектов и курсов. Однако опыт свидетельствует, что потребность в координации такой работы, в ее развитии и совершенствовании у школ всегда есть. Например, по нашей инициативе сейчас проводится конкурс «Дистанционный учитель года ‘99» – впервые в России. Работы конкурсантов — очень интересные и содержательные, основанные на личном опыте. Надеюсь, что этот конкурс станет традиционным, как и многие разработанные в нашем Центре проекты.

Часто ли в прессе появляется информация о Центре?

Нет, не часто. Это направление в Центре «западает», и мы пытаемся его развивать и поддерживать. Недавно совместно с Академией и Министерством образования мы провели беспрецедентную акцию — Дистанционную августовскую педагогическую конференцию на тему перехода к 12-летней школе. В ней приняло участие более 6000 человек! Пригласили несколько педагогических изданий, которые дали на своих страницах информацию о нашем мероприятии; среди них журнал «Университет и школа», газеты «Первое сентября», «Управление школой». А вообще у нас есть свой еженедельный список рассылки, в котором уже около 800 электронных адресов — школ, вузов, частных лиц. Там мы публикуем самую свежую информацию обо всех наших мероприятиях, аналитические статьи учителей и ученых по актуальным вопросам образования, мнения дистанционных учеников и педагогов. Подписаться на этот список можно по адресу E-mail: eidos@accessnet.ru.

Многие ли педагоги посещают ваши очные и дистанционные семинары?

Еще в 1988 году я со своими студентами организовал слет учителей-физиков, в котором приняли участие около 350 человек; затем были проведены семинары по эвристическому обучению для педагогов и администраторов. Теперь такие семинары проводятся реже: дистанционно это делать дешевле и удобнее. Каждый участник разрабатывает индивидуальный материал, при этом получая рецензии руководителей семинара и участвуя в дискуссиях в режиме электронной конференции (E-mail и чат).

Мы проводим дистанционные семинары на такие темы, как «Введение в дистанционное обучение», «Разработка дистанционных курсов», «Эвристическая образовательная ситуация» и другие. Только что закончился дистанционный педагогический семинар «Методика работы с одаренными детьми», в котором принимало участие 30 учителей и руководителей школ из разных городов России.

Сейчас мы расширяем тематику дистанционных семинаров, ориентируясь на проблемы творческой самореализации школьников, организации дистанционного обучения в школе, предстоящего перехода к 12-летней школе.

Как вы думаете, что может повлечь за собой коренное изменение структуры образовательной системы? Возможно ли создание основного (не дополнительного) учебного заведения, в котором весь образовательный процесс будет построен на эвристике?

Коренное изменение — вещь маловероятная. Образование консервативно, сохраняет свои традиции. Однако необходимо вносить новые идеи в содержание и формы обучения, соединять педагогические технологии с информационными. С нами работают школы, близкие нам по духу, которые включают эвристический компонент в учебный процесс. Сейчас работа развивается на новом — дистанционном — уровне с расширением круга единомышленников, выявлением и привлечением к ней талантливых учеников и учителей.

Многие ли семьи в России обучают детей на дому на основе дистанционных технологий?

Скорее всего, таких семей еще очень мало. Многие родители, у которых дома есть компьютер и доступ в Интернет, рано или поздно начинают осознавать важность дистанционного образования для своих детей. Некоторые из них обращаются к нам с просьбой вести дистанционные занятия с их детьми, но почему-то считают, что это должно быть бесплатно или почти бесплатно. Видимо, требуется время, чтобы стало понятно, что образование — не бесплатный, а самый дорогой продукт, который определяет всю жизнь человека, его дальнейшие успехи и благополучие.

Пока же мы предлагаем таким родителям принимать участие в дистанционных проектах и олимпиадах, доступных по стоимости, имеющих массовый характер и творческую ориентацию.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ:

Михаил Вячеславович Попов — заместитель директора Многопрофильного лицея Ленинского района Московской области, главный редактор «Лицейских вестей», руководитель работы над лицейским сайтом (top.izmiran.troitsk.ru/lyceum или klyceum.chat.ru).
Анна Чебурахтина, ученица 10-го класса — редактор газеты, корреспондент.
Андрей Филиппов, ученик 8-го класса — корреспондент.