Так, за последние годы в викторинах приняли участие 510 команд из 52 городов России и ближнего зарубежья, то есть более 12 тыс. школьников. По замыслу координаторов этих телекоммуникационных учебных проектов, они должны содействовать улучшению обучения в школе, преодолению недостатков традиционного обучения, созданию критической массы изменений для широкого внедрения Интернет в жизнь школы.

Очередной сезон телекоммуникационных викторин начнется в октябре 2000 года.

Компьютерной телекоммуникационной викториной (турниром) называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail так и WWW для связи между группами учащимися из различных городов (школ, вузов и пр.).

Целью проведения компьютерной телекоммуникационной викторины (турнира) по какому-либо предмету школьной или вузовской подготовки является улучшение преподавания этого предмета. Это улучшение достигается посредством:

  • стимулирования интереса к изучаемому предмету с помощью коммуникационных технологий и использования сравнительного метода изучения материала;
  • стимулирования активности и самостоятельности учащихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, внеклассной работе;
  • развития навыков коллективной работы при обсуждении ответов на вопросы соперников;
  • совершенствования письменной речи учащихся;
  • объективного контроля глубины и широты знаний, качества усвоения материала учащимися, объективной оценки педагогом выбранной им тактики и стратегии работы с классами, методики обучения, выбора предметного содержания.

Необходимо подчеркнуть, что соревновательная сторона телекоммуникационных викторин имеет вторичное, вспомогательное значение, она используется лишь как средство мотивирования учащихся. Главное назначение телекоммуникационных викторин — служить средством для реализации педагогами-руководителями команд на местах инновационных педагогических технологий, основанных на:

  • продуктивной (а не репродуктивной) деятельности учащихся;
  • педагогике сотрудничества;
  • самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся;
  • интеграции учебных предметов;
  • глобальном мышлении и видении мира.

Необходимыми условиями проведения телекоммуникационной викторины (турнира) является:

  1. наличие у группы педагогов, администрации учебного заведения заинтересованности во внедрении в практику новых телекоммуникационных методик обучения;
  2. наличие в учебном заведении электронной почты;
  3. подготовленность группы учащихся, отобранных для участия в викторине, к работе в том или ином текстовом редакторе, знакомство с принципами работы электронной почты, действиями по приему, посылке и распечатке сообщений.

Одна из возможных педагогических техник при организации класса для участия в телекоммуникационной викторине включает следующие шаги педагога-руководителя команды:

  • отсылка координаторам викторины заявки, согласованной с администрацией школы на участие в викторине;
  • координация рабочих планов занятий по предмету викторины и по информатике с учетом графика викторины;
  • формирование в классе творческих групп по 3-6 человек, установка на подготовку к викторине (продумывания приветствия и вопросов);
  • проведение классной конференции для обсуждения и отбора приветствия и вопросов викторины;
  • организация подготовки электронного письма представителями групп в кабинете информатики; проверка и отсылка координаторам материалов с приветствием и вопросами (ответами) команды;
  • получение письма с вопросами остальных команд, распространение вопросов для поиска ответов в группах;
  • проведение классной конференции по обсуждению вопросов и ответов на них;
  • организация подготовки электронного письма представителями групп в кабинете информатики с ответами; проверка и отсылка координаторам материалов;
  • получение письма с ответами других команд; проведение классной конференции для обсуждения и оценки ответов других команд, отсылка рецензии ответов координаторам;
  • получение итогового письма викторины, подведение итогов викторины на уроке в классе и ознакомление с ним педагогов-коллег и администрации школы.

Локальные организаторы (ведущие викторины, педагоги, проводящие викторину на местах) должны делать упор на коллективное обсуждение и объективную самооценку локальной группой учащихся как своих ответов и ответов соперников на вопросы, так и своих вопросов и вопросов соперников.

Важным условием проведения телекоммуникационной викторины (турнира) является соблюдение ее локальными организаторами определенных принципов поведения, своеобразного морального кодекса, требующего:

  • оперативности реагирования по электронной почте, строгого соблюдения графика игры и выполнения указаний координаторов;
  • максимальной беспристрастности, объективности локального организатора викторины на всех этапах ее проведения (попытки «помочь» своей команде, «подкорректировать» вопросы или ответы лишает викторину какого-либо смысла);
  • демократичности локального организатора в его работе с участниками викторины (важно постоянно помнить, что его деятельность должна быть направлена на максимальное развитие активности, инициативы и самостоятельности участников викторины).

С материалами викторин предыдущих сезонов можно ознакомиться на сайте www.vspu.ac.ru/de.

Заявки на участие в викторинах принимаются от средних учебных заведений по электронной почте не позднее чем за 3 дня до начала викторины по соответствующему предмету по адресу ktv@vspu.ac.ru .

После каждой викторины проводилось анкетирование участников викторины. По отзывам руководителей команд, телекоммуникационные викторины:

  • стимулируют интерес к изучаемому предмету;
  • развивают активность и самостоятельность учащихся в учебной групповой работе;
  • воспитывают навыки коллективной работы;
  • позволяют объективно оценить качество знаний учащихся, выбранную педагогом тактику и стратегию работы, методики обучения, выбор предметного содержания.

Локальные организаторы турниров при организации работы сталкиваются со следующими вопросами:

  • как организовывать команды: на основе классов, факультативов или внеклассных разновозрастных объединений учащихся?
  • каковы требования к вопросам и заданиям, которые команды-участницы викторины предлагают соперникам?
  • каковы требования к соблюдению графика викторин, возможны ли отсрочки, переносы этапов (может быть, из-за технических проблем, болезней и т. д.)?

К составу команды никаких требований не предъявляется, однако есть некоторые рекомендации по количеству участников и команд в учебном заведении: достаточно сложно организовать работу одновременно в нескольких командах в рамках одного учебного заведения, поэтому локальным организаторам лучше ограничиться одной командой в рамках класса (до 30 участников) или кружка (5-20 участников одного или разных возрастов) для участия в одном турнире. Для участия в следующих турнирах лучше организовывать новые команды.

К заданиям и вопросам викторины предъявляются следующие требования: уровень знаний, необходимый для решения задачи (ответа на вопрос), не должен выходить за рамки уровня общеобразовательной школы; задачи и вопросы должны быть оригинальными, корректными (предполагать четкий однозначный ответ, допускающий объективную проверку), носить олимпиадный характер, быть не слишком сложными и не слишком простыми. В итогах учитывается сложность вопроса по следующему принципу: максимальную оценку получает вопрос, на который получена ровно половина правильных ответов, соответственно, ноль баллов получает вопрос, на который получены верные ответы от всех команд или не получено правильных ответов вообще.

Соблюдение графика необходимо, так как его нарушения приводят к затягиванию викторины, угасанию интереса к ней у участников, к распаду команд. Кроме того, одной из целей проведения подобных викторин является воспитание культуры использования телекоммуникаций, что предполагает: оперативность, корректность, организованность в работе, использование преимуществ скоростной электронной связи. На ожидание и отправку писем не должно отводиться дополнительное время, иначе теряется смысл использования электронной почты, компьютерных сетей. Если задержки избежать не удалось, лучше пропустить данный этап турнира, внести коррективы в организацию работы команды, чтобы исключить повторение задержек, и продолжить участие в следующих этапах.

Весьма перспективными видами обучения, использующего телекоммуникационные элементы, являются интегрированные учебные курсы нового поколения. Автором данной работы разработан учебный курс и его учебно-методическое обеспечение «Компьютер на уроках естествознания» (см. «Информатика», 1997, вып. 8-14), представляющий собой один из перспективных вариантов обучения информатике в 5-6-х классах общеобразовательной школы. Курс информатики тесно связан с еще одним очень актуальным школьным предметом — естествознанием (природоведением). Нетрадиционным и новым для российской школы в предлагаемом курсе является учебное использование электронной почты для связи между классами учащихся различных школ из разных городов, параллельно изучающих данный курс. Очередной этап реализации этого учебного курса намечен на новый 2000/2001 учебный год.

Основным видом коммуникаций для этих проектов является электронная почта. Весьма многообещающими являются проекты, направленные на создание web-ресурсов. Лаборатория новых информационных технологий с 1998 года проводит проекты «ИнтернетАрт» и «Виртуальная Экскурсия», направленные на:

  • приобщение российских детей к Интернет, развитие детского творчества, связанного с освоением компьютера и телекоммуникационных сетей;
  • стимулирование интереса детей к изучению своего края, своей «малой родины»;
  • всестороннее отражение в Интернет жизни и интересов российских детей, взаимопознание детей через Интернет;
  • насыщение Интернет позитивной, ориентированной на детей, информацией, которая могла бы найти учебное применение.

В конкурсе могут участвовать команды и отдельные учащихся средних общеобразовательных школ (с 1-го по 11-й класс) России и других стран.

Могилев Александр Владимирович – зав. кафедрой новых информационных технологий ВГПУ. Тел. 52-78-20. E-mail: mog@vspu.ac.ru.