В прошлом месяце мне понадобилось купить для своей тестовой лаборатории новые серверы. Серверного оборудования я не приобретал на протяжении четырех лет, поэтому мне было интересно, стала ли покупка компьютеров за это время проще. Компьютерная индустрия недавно появилась в верхней десятке рейтинга Better Business Bureau (BBB), превзойдя по количеству жалоб потребителей даже дилеров по продаже подержанных машин. К сожалению, мои личные выводы совпадают с данными BBB.
Мои серверы – тестовые машины, так что никакие излишества не нужны: по три диска EIDE на систему (чтобы можно было работать с зеркальным отображением и программным обеспечением RAID) и процессоры на 1Ггц. Я ожидал, что у меня будет два источника проблем: память с коррекцией ошибок (Error-Correcting Code, ECC), предназначенная для увеличения надежности, и поддержка загрузки Preboot Execution Environment (PXE), который дает доступ к серверам Microsoft Remote Installation Services (RIS). В результате PXE доставил неприятности, а ECC – нет.
ECC является существенной частью любой системы на базе Windows NT. Во времена появления первых IBM PC компьютеры использовали особую функцию памяти, называемую контролем четности, которая при помощи дополнительного бита выявляла сбои в работе памяти. К сожалению, контроль четности только находил ошибки памяти, но не исправлял их, то есть функция просто сообщала об ошибке, а затем блокировала систему. Примерно десять лет назад продавцы оборудования начали поставлять системы, не имеющие контроля четности. Таким образом им удавалось сэкономить несколько долларов и предотвратить шквал звонков от разгневанных поломкой компьютеров пользователей. Ведь всякий раз, когда из-за сбоя в памяти происходил полный отказ системы, пользователи, не имеющие контроля четности, думали, что всему виной программное обеспечение, а не оборудование. Я уверен, что многие пользователи, посчитавшие NT недостаточно стабильной, на самом деле запускали ее на платформе с ненадежной памятью.
Ситуацию изменили компьютеры Pentium. Побочный эффект конфигурации оборудования на базе Pentium состоит в том, что если в систему с подходящей материнской платой и памятью ECC вернуть биты контроля четности, то система сможет выявлять ошибку и автоматически исправлять ее. А разница в цене при этом незначительна. Я недавно оценивал SDRAM на 512 Мбайт – она стоила $74 без ECC и $84 с ECC.
Пару лет назад крупные продавцы не предлагали ECC с системами низкого уровня. Если вам нужен был сервер с надежной памятью, вы были вынуждены покупать дорогую систему. Другое дело – компьютеры мелких производителей. Каждая материнская плата в таких машинах, попадавшихся мне на глаза за последние четыре года, поддерживала ECC при условии, что вместо 64-разрядной SDRAM вы устанавливаете 72-разрядную, а некоторые машины для проверки памяти задействовали переключатель CMOS.
Узнав во время своих последних поисков оборудования, что ведущие продавцы предлагают серверы только с поддержкой ECC, я был приятно удивлен. Теперь продавцы оборудования должны понять, что наши простые настольные и переносные системы тоже нуждаются в защите ECC.
Вторым важным шагом была интеграция сетевой платы NIC и реализация программного обеспечения для поддерживающей PXE системы. Мне очень нравится RIS-функция Windows 2000, но получить доступ к RIS-серверу можно только либо используя родной загрузочный RIS-диск, либо с помощью поддержки BIOS для соединения с RIS через PXE. Загрузочный RIS-диск работает всего с 25 жестко заданными встроенными драйверами NIC. И если система не поддерживает хотя бы один из этих 25 драйверов, то BIOS должен поддерживать PXE, иначе придется отказаться от использования RIS.
Наличие поддержки PXE при загрузке стало основной причиной, по которой я исключил из списка компьютеры малоизвестных фирм и обратился к крупным производителям, поскольку до сих пор не обнаружил ни одного компьютера с PXE-загрузкой у мелких поставщиков. Ни один сайт крупных поставщиков не использовал термин "PXE-совместимый" или "RIS-загружаемый", и мне пришлось часами выяснять по телефону, какие системы работают с RIS. Ни один продавец не сумел ответить мне на вопрос менее чем за 30 минут. Совет продавцам: раз уж вы потратили деньги на построение систем, работающих с RIS, так не скрывайте это от клиентов!
В конце концов, я купил Dell 500SC, но в нем компонент PXE, к несчастью, не работал. Пытаясь загрузиться с агентом PXE, машина зависала, выдавая сообщение о том, что не может найти DHCP-сервер. Тогда я загрузил сервер с загрузочным RIS-диском, надеясь, что на сервере имеется один из 25 магических драйверов. Драйвер был, и установка RIS прошла безупречно. Но PXE, за который я заплатил, не работал. Поэтому я связался с Dell, объяснил, что если на машине работает загрузочный RIS-диск, а встроенный PXE-компонент - нет, то ясно, что в фирменном программном обеспечении машины содержится ошибка, и поинтересовался, нет ли у компании исправления. Ответ был следующий: «Это проблема программного обеспечения – платите деньги, и мы ее рассмотрим». Я даже предоставил записи Network Monitor, четко показывавшие, что DHCP-сервер отвечал клиенту программного обеспечения Dell, а клиентская программа Dell игнорировала сервер. Однако Dell продолжала отказывать в поддержке продукта.
Итак, мои похождения доказали, что приобрести качественное оборудование сегодня так же непросто, как и несколько лет назад. Однако сознание того, что в нашем непостоянном мире есть вещи, которые никогда не меняются, все же дает некоторый комфорт…
Марк Минаси - редактор Windows NT Magazine, имеет сертификат MCSE; является автором книги «Mastering Windows NT Server 4.0» (издательство Sybex). С ним можно связаться по адресу: mark@minasi.com.