Есть целый ряд неявных факторов, которые следует учесть еще до развертывания SMS.

Microsoft Systems Management Server (SMS) - это важная технология уровня предприятия, обеспечивающая создание службы управления компьютерными системами. Она дает организациям возможность проводить инвентаризацию аппаратных и программных компонентов, использовать приложения, дистанционно управлять ресурсами, отслеживать состояние лицензий на программные продукты, выполнять мониторинг сетевых объектов и формировать отчеты по проблемам управления. SMS - это сложный и функционально богатый продукт, и тщательное планирование его реализации имеет очень большое значение. Технические службы многих компаний не утруждают себя составлением планов инсталляции новых продуктов. Но в случае с SMS игнорировать данную стадию подготовки нельзя: это обернется срывом развертывания пакета и, в конечном счете, приведет к тому, что придется отложить установку изделия в долгий ящик, а то и вовсе отказаться от его использования.

Нужна ли помощь со стороны?

В наше время компании, которые нуждаются в опыте и знаниях по определенному вопросу, но не имеют штатных специалистов соответствующей квалификации, все чаще прибегают к услугам консультантов. Это вполне логично. Но беда в том, что консультирующих организаций, специализирующихся на SMS, очень мало.

Консалтинговые фирмы прилагают все усилия для того, чтобы решить технические вопросы клиента. Я никогда не слышал, чтобы представители консультирующей организации заявили клиенту, что ничего не знают об интересующем его продукте, и тем самым отказались бы от заказа. Но как же оценить компетентность консультанта?

В предлагаемой статье я расскажу о тех неочевидных обстоятельствах, которые следует учитывать при планировании развертывания SMS. В любой консалтинговой компании, в которую клиенты обращаются с просьбой помочь в реализации SMS, об этих обстоятельствах должны знать. Если же консультанты вообще не заводят о них речь, значит, они, вероятно, прочли руководство SMS Administrator's Guide или даже прошли какой-нибудь учебный курс, но, судя по всему, реального опыта работы с SMS не имеют.

Подыскивая хорошую консалтинговую компанию, лучше всего обратиться к администраторам организаций, уже установивших у себя SMS, и попросить порекомендовать консультантов, с которыми те сотрудничали. Ну а для того, чтобы найти компании, использующие SMS, можно просмотреть в Internet форумы, посвященные техническим вопросам.

Эти неявные факторы придется учитывать и в том случае, если потребуется взять в свои руки как планирование, так и собственно развертывание SMS. Задолго до установки клиентского программного обеспечения нужно собрать данные, о которых будет рассказано ниже, и использовать их в процессе составления плана. Я не описываю процесс во всех подробностях - всякий, кто планирует развертывание SMS, должен ознакомиться с SMS Administrator's Guide (это руководство в формате HTML входит в комплект поставки SMS). Я остановлюсь на отдельных факторах, которые важны хотя бы потому, что иногда их просто упускают из виду.

Число служащих компании

В процессе планирования структуры SMS важно иметь информацию о количестве служащих компании и о том, какое число сотрудников пользуется одним компьютером. Это связано с тем, что на каждом компьютере в среде SMS придется устанавливать специальные клиентские программы. Разумеется, знать, сколько компьютеров имеется в организации, необходимо уже потому, что это число определяет количество лицензий на клиентское обеспечение SMS, которые нужно будет приобрести. Но, с другой стороны, число клиентов определяет и то, какой тип сервера и какую общую структуру SMS следует избрать.

Большинство консультантов считают это число одним из основных факторов, влияющих на процесс планирования, однако они нередко упускают из виду другой столь же важный показатель - ожидаемое увеличение количества пользователей в течение ближайших двух лет. При формировании структуры SMS следует учитывать возможность роста. Если через 6 месяцев после развертывания SMS число пользователей выросло вдвое, а администратор в свое время не предусмотрел такой возможности, затраты на функционирование SMS возрастут, и, соответственно, производительность системы может снизиться.

В ходе установки программа инсталляции SMS предлагает ввести число клиентов, которые администратор приписывает к данному узлу SMS. Служба SMS использует это число для выполнения расчетов, после чего устанавливает для сервера Microsoft SQL Server соответствующие настройки производительности (всю собранную информацию SMS хранит в базе данных SQL Server). Так что эта цифра должна включать прогнозируемое увеличение количества клиентов в течение ближайших двух лет. Даже если она в конце концов окажется не совсем точной, резервируя дополнительные устройства на случай роста, можно немало сэкономить, ибо в дальнейшем не придется тратить время и силы на исправление неполадок в работе и вносить изменения в структуру службы.

Потенциальные проблемы, связанные с клиентами

Служба SMS должна взаимодействовать с компьютерами, на которых она установлена, поэтому администратор обязан сделать все возможное для того, чтобы это взаимодействие осуществлялось безупречно.

Многие потенциальные проблемы, связанные с использованием клиентов, что называется, лежат на поверхности, но есть и такие, которые легко упустить. Речь идет о плановых модернизациях операционных систем рабочих станций, о мобильных клиентах, а также о тех клиентских компьютерах, на которых выполняются антивирусные программы.

Операционные системы рабочих станций. Готовясь к установке SMS во всех подразделениях компании, следует иметь четкое представление о том, какие операционные системы установлены на рабочих станциях. Дело в том, что каждая операционная система взаимодействует с SMS по-своему. Скажем, модель безопасности Win-dows 95 отличается от модели безопасности Windows 2000 Professional, и SMS устанавливает различные службы, которые по-разному взаимодействуют в каждой из моделей. Поэтому план развертывания SMS обязательно должен включать мероприятия по оптимизации SMS для обеспечения взаимодействия с клиентскими операционными системами.

При составлении плана развертывания SMS нередко упускают из вида важную деталь - план компании по модернизации операционных систем всех имеющихся рабочих станций. Руководители компаний часто принимают решение о реализации SMS в то время, когда приближаются сроки модернизации операционных систем рабочих станций - ведь известно, что SMS хорошо справляется с этой задачей. Если в компании утвержден план модернизации операционной системы всех имеющихся компьютеров, который нужно безотлагательно реализовать вслед за развертыванием SMS, следует рассмотреть такие ключевые вопросы, как возможная модернизация локальной и распределенных сетей: она поможет сетям справиться с трафиком, который вызовет распределение операционных систем.

Мобильные клиенты. Давно уже никого не удивляет, что многие сотрудники работают дома и даже в дороге. В связи с появлением мобильных служащих перед устанавливающим SMS администратором встает любопытная дилемма. Дело в том, что SMS ориентирована не столько на сотрудников, подключающихся к сети извне, сколько на компьютеры, работающие в сети. Однако если не идентифицировать и не включить мобильных клиентов в схему SMS, то не будет и полной информации относительно систем, имеющихся в организации.

Представители Microsoft утверждают, что компания уже работает над решением для мобильных клиентов, которое будет реализовано в следующих версиях SMS, а пока организации, имеющие разъездных служащих, должны довольствоваться продуктами независимых поставщиков. Компания Altiris предлагает полный набор оснасток, которые дополняют и расширяют SMS, а также повышают эффективность взаимодействия с мобильными клиентами. Среди других поставщиков, предлагающих мобильные решения для SMS, стоит упомянуть Callisto Software, Mobile Automation и Open Software Associates. URL-адреса этих поставщиков указаны во врезке «Ресурсы в Internet».

Антивирусные программы. Программные средства борьбы с вирусами входят в число важнейших приложений для современных компьютеров. Но в зависимости от способа реализации антивирусные программы могут по-разному влиять на работу клиентов SMS. Когда SMS осуществляет инвентаризацию установленных на компьютере программных средств, пакет считывает записанную в двоичном формате заголовочную информацию указанных файлов, чтобы узнать название изделия, его версию и имя изготовителя. Такой всесторонний процесс сканирования может привести к замедлению работы компьютера, если антивирусная программа установлена и сконфигурирована так, чтобы выполнялись глубокие и тщательные проверки. Конечно, администратор может изменить настройки как SMS, так и антивирусной программы, но, так или иначе, данный этап должен быть включен в общий план развертывания SMS.

К вопросу о компонентах SMS

Схема развертывания SMS будет зависеть от того, какие компоненты пакета имеют для компании наибольшее значение. Еще на стадии планирования потребуется посовещаться со всеми причастными к реализации новой технологии сотрудниками и уточнить, в чем состоят цели развертывания изделия, обеспечивающего управление системами. SMS позволяет реализовать любой аспект управления системами, и какие-то из аспектов будут иметь большее значение для компании, другие окажутся не столь существенными. Требуется выявить самую важную задачу управления системами, а затем перечислить другие компоненты в порядке убывания значимости. Очевидно, что основная цель будет состоять в том, чтобы успешно реализовать наиболее важные в контексте интересов компании компоненты.

Например, если главная причина, побудившая организацию установить пакет SMS, - это наличие в нем средств инвентаризации аппаратных и программных компонентов, тогда при тестировании в ходе пилотной фазы проекта упор следует делать на выявление проблем, связанных со службой инвентаризации SMS. Как уже упоминалось выше, процесс инвентаризации программ средствами пакета SMS отличается ресурсоемкостью и вполне может привести к тому, что функционирующие в режиме тщательной проверки антивирусные программы снизят производительность компьютера. Внеся несколько изменений в настройки антивирусной программы, администратор может частично решить проблему, но, если с самого начала исходить из того, что средства инвентаризации следует подвергать самым серьезным испытаниям, подход к развертыванию SMS, возможно, будет другим.

Когда главным компонентом SMS считаются средства дистанционного управления, администратор должен принять во внимание некоторые обстоятельства, касающиеся локальных и распределенных сетей (например, каналы связи с низкой пропускной способностью), а также подумать об обеспечении конфиденциальности и о защите данных. Если же важнейший аспект - это создание подробных отчетов об использовании программных средств и о действующих лицензиях на приложения, следует изменить структуру узла, добавив мощный сервер отчетов SMS. Возможно, придется изменить расположение узлов распределения, узлов клиентского доступа и узлов регистрации, а также использовать «на той стороне» каналов связи распределенной сети серверы других типов, чтобы пакет SMS лучше работал, был проще в управлении и требовал для передачи данных меньшую долю полосы пропускания.

Узлы и сеть

Когда начинаешь работать с SMS, понимаешь, что функционирование пакета связано с иерархической структурой, которая зависит от размера компании, количества подразделений, пропускной способности сетевых линий связи и от числа сотрудников в каждом офисе. Необходимо уделить особое внимание организации структуры SMS.

SMS и SQL Server нужно устанавливать на сервере Windows 2000 или Windows NT. SMS 2.0 взаимодействует с серверами Novell NetWare, но ключевые компоненты пакета, такие, как средства регистрации клиента и инвентаризации, могут «капризничать», если в сети присутствуют серверы NetWare. Следующая версия SMS под кодовым названием Topaz, которая должна поступить в продажу во втором квартале 2002 г., вообще несовместима с NetWare. И если в сети задействованы серверы NetWare, необходимо обратить на это внимание и предусмотреть в плане соответствующие меры. Возможно, придется перейти с NetWare на Windows еще до развертывания SMS.

В планах развертывания SMS следует учесть и такое обстоятельство, как плановая модернизация операционной системы серверов Windows. Отметим, к примеру, что сейчас многие компании параллельно с существующей доменной структурой Windows NT 4.0 создают в своих сетях лес Windows 2000 Active Directory (AD). Это делается для того, чтобы постепенно перевести ресурсы в среду Windows 2000. В подобной ситуации имеет смысл устанавливать SMS только в лесу Windows 2000, а клиентское обеспечение SMS инсталлировать на компьютерах по мере перехода пользователей в новый лес. Такой метод будет способствовать управляемости процесса развертывания SMS и, если этот процесс распланирован правильно, поможет отыскивать пользователей после их миграции в структуру AD.

Корпоративная политика

Как ни парадоксально звучит, но серьезное влияние на общую схему и на процесс развертывания SMS может оказать корпоративная политика. Схема, основанная на политике, возможно, не самая эффективная, но вполне вероятно, что она будет способствовать росту числа сторонников новой технологии.

Если, к примеру, в компании имеется несколько узлов, возможно, на одном из них потребуется организовать локальное распределение всех программных продуктов в противоположность установке программного обеспечения из единого центра. Чтобы выполнить такое требование, понадобятся опыт использования технологии SMS и знания в этой области, а также мощный сервер на соответствующем узле (в данном офисе). Возможна и такая ситуация: в одном из офисов пакет SMS перед тем, как дать работникам службы поддержки санкцию на дистанционное управление удаленным компьютером, запрашивает разрешение у пользователя, тогда как на других узлах подобная мера безопасности не применяется. Для обеспечения этой функции на узле, где она будет задействована, должен быть отдельный сервер (хотя, строго говоря, достаточно возложить ответственность за предоставление услуг SMS на существующий сервер).

Если следовать требованиям корпоративной политики, схема SMS может получиться уникальной. Консультирующим организациям неизвестны «внутренние пружины» конкретной компании, и они могут просто не поинтересоваться этой стороной дела, так что администраторам придется самим подумать о ней.

Обеспечение непрерывной технической поддержки

Если многие сотрудники организации незнакомы с технологией SMS, в план необходимо включить мероприятия по организации обучения, причем для этой цели обязательно нужно найти самые лучшие учебные курсы. Услуги по развертыванию системы и поддержке в период после развертывания предусматриваются в любом договоре о консультировании, тогда как услуги по обучению персонала предлагаются гораздо реже. Если удастся найти консалтинговую компанию, предоставляющую эту дополнительную услугу, можно без колебаний заключать с ней контракт. Если же нет, следует искать организацию, предлагающую учебные курсы с упором на практические занятия. Важно, чтобы преподаватели имели опыт работы с SMS в корпоративной среде. Дело в том, что организаторы большинства курсов педантично следуют «букве» учебных материалов Microsoft, но не уделяют внимания практической стороне дела.

Однако пропустить через учебные курсы всех служащих - задача нереальная. Учебные курсы по SMS будут посещать избранные сотрудники отдела ИТ, остальные же начнут постепенно осваивать технологию на практике. Но администраторам без знаний и опыта в этой сфере не обойтись. Когда один из узлов иерархической структуры SMS теряет служащего, прошедшего обучение или освоившего продукт на практике, от этого страдает и данный узел, и вся структура SMS.

Планируя иерархическую структуру SMS на предприятии, необходимо рассмотреть возможность схемы технической поддержки по принципу «сверху вниз», или, если воспользоваться аналогией, взять за основу модель зонтика. Обладающие максимальным опытом и знаниями сотрудники располагаются у вершины зонтика, а их опыт и знания, подобно каплям, стекают вниз. В таком случае, если увольняется служащий более низкого уровня, техник более высокого уровня, хорошо разбирающийся в SMS, может взять на себя обслуживание этого узла до тех пор, пока не будет подготовлен или взят со стороны сотрудник на замену. При установке пакета SMS сначала устанавливается сервер в главном узле; в нем будут храниться данные для всей иерархической структуры SMS. Под сервером главного узла распределяются серверы узлов-потомков. Таким образом, если использовать описанную «зонтообразную» структуру технической поддержки, компания будет, в сущности, следовать заложенной в SMS модели управления.

Если SMS - это первое развернутое в компании приложение, обеспечивающее управление системами, возможно, придется взять на работу несколько новых технических специалистов для управления службой. Хотя для большинства организаций внедрение SMS означает лишь изменение качества работы сотрудников за счет повышения эффективности и делегирования задач.

Планирование и еще раз планирование

SMS - это полнофункциональное средство управления системами, способное помочь крупным компаниям снизить издержки владения вычислительной техникой и программными средствами, а также повысить эффективность управления ресурсами. Для того чтобы успешно реализовать эту мощную службу, недостаточно прочесть руководство SMS Administrator's Guide и познакомиться с содержимым посвященного SMS Web-сайта корпорации Microsoft (http://www.micro-soft.com/ smsmgmt/ default.asp). В составлении плана и развертывании пакета SMS могут помочь консультанты. Однако к выбору консультанта следует относиться со всей серьезностью, и обязательно нужно обсудить с ним неявные факторы, которые могут оказать влияние на развертывание службы. Чтобы успешно развернуть в своей организации пакет SMS, нужно помнить: в этом деле планирования не может быть слишком много.

Род Трент - эксперт по корпоративным системам управления и независимый технический писатель. Его последняя книга «Admin911:SMS» (Osborne/McGraw-Hill). С ним можно связаться по адресу: rtrent@yahoo.com.


Ресурсы в Internet

ALTIRIS http://www.altiris.com

CALLISTO SOFTWARE http://www.callisto.com

MICROSOFT http://www.microsoft.com/smsmgmt/default.asp

MOBILE AUTOMATION http://www.mobileautomation.com

OPEN SOFTWARE ASSOCIATES http://www.netdeploy.com