Сможет ли Microsoft добиться успеха в сфере системного управления?
Три продукта Microsoft, предназначенные для сетевого и системного управления, - Systems Management Server (SMS), Application Center 2000 и Microsoft Operations Manager (MOM) - первая попытка компании реализовать систему управления корпоративного уровня. Продукты располагают полным набором инструментов для управления крупномасштабными сетями.
Выбирая средство системного управления, необходимо сравнить решение Microsoft с тремя основными конкурентами: Tivoli фирмы IBM, OpenView компании Hewlett-Packard (HP) и Unicenter компании Computer Associ-ates (CA). Еще один заслуживающий внимания продукт - PATROL фирмы BMC Software. Каждое из этих решений - полнофункциональная кросс-платформенная среда, пригодная для управления глобальными ресурсами межнациональной корпорации. Но у них есть и общий недостаток: все они возникли и развивались на почве Unix.
Декорации готовы...
В сфере сетевого управления родословную, берущую начало от Unix, нельзя считать недостатком. Я выяснил, что аппаратные средства (мосты, маршрутизаторы, коммутаторы), которые работают с различными вариантами Unix, составляют более 99% Internet. Протоколы семейства TCP/IP пришли из мира Unix и относительно поздно стали применяться в сетях на базе PC, вытеснив транспортные протоколы IPX/SPX компании Novell. Однако для системного управления требуются глубокие знания операционной системы, особенно в корпорациях, и здесь большое преимущество имеют специалисты по Win32. Крупные поставщики средств управления системами делают все, что в их силах, но тем не менее потребители полагают, что специалисты Microsoft знают об управлении компьютерами Windows больше, чем все остальные. Несомненно, Microsoft приложит все усилия, чтобы укрепить их в этом мнении; представители компании уже объявили, что цель Microsoft - не соперничать с крупными поставщиками системных решений, а предоставить лучшие инструменты управления Windows, которые можно было бы интегрировать с другими системами управления.
Этому заявлению можно было бы верить, если бы оно исходило не от Microsoft. Компания добилась своего выдающегося положения не потому, что поставляла модули расширения для чужих решений. Microsoft всегда стремилась к господству на любом рынке, и этот подход всегда приносил ей успех. Корпоративные системы управления - идеальная мишень для Microsoft, так как никто не обвинит компанию в монополизме на рынке, на котором активно работают такие фирмы, как IBM, HP и CA.
Актеры в сборе...
Любопытно, что ни одно из решений Microsoft нельзя назвать «фирмен-ным» - все они в той или иной степени основаны на продуктах других компаний. Выпущена версия 2.0 пакета SMS (идет работа над следующей версией, с условным названием Topaz), и этот продукт - старший в семействе пакетов управления, дальше других отошедший от «независимых» корней. Значительная доля программного кода Microsoft внесена в Appli-cation Center 2000, но широко разрекламированные службы балансировки нагрузки заимствованы из программы Convoy компании Valence Research. В первой версии MOM мало отличий от исходного продукта, хотя программа стала намного «чище» (MOM в значительной степени основан на лицензированной версии Operations Manager фирмы NetIQ).
Беседуя с представителями Microsoft о базовых решениях управления, я узнал, что первый шаг группы разработчиков - придать продукту вид, присущий приложениям Microsoft. Следующий шаг - реализовать в приложениях внутреннюю логику Microsoft. Я уверен, что со временем управляющие решения будут тесно интегрированы друг с другом и станут частями целого, а не набором разрозненных инструментов со штампом Microsoft.
Это означает, что в краткосрочной перспективе компоненты программ управления других поставщиков будут интегрированы более тесно, чем продукты Microsoft. Возможно, читатели уже используют для управления разнообразными платформами консоль, отличную от предлагаемой Microsoft, и им будет трудно убедить руководство, что решение Microsoft - оптимальный выбор для компании.
... а Microsoft еще предстоит выучить роль
Недавно я побывал на предприятии с очень большой сетью Windows 2000/NT. В настоящее время компания переходит с NT 4.0 на Windows 2000 и с Mic-rosoft Exchange Server 5.5 на Exchange 2000 Server. Для управления глобальной сетью с сотнями серверов (число одних лишь серверов Exchange приближается к сотне) на предприятии используются различные инструменты управления среднего уровня. Отдел ИТ планирует заменить набор разрозненных инструментов полнофункциональным решением корпоративного уровня, но не рассматривает продукты Microsoft в качестве возможного варианта.
Я поинтересовался, в чем причина такого пренебрежения, так как мне было известно, что в прошлом эта компания изучала возможность применения NetIQ. Мне объяснили, что компании нужно полное, интегрированное и, главное, проверенное на практике решение. Специалисты отдела уверены, что продукт Microsoft не отвечает их требованиям, несмотря на то, что его компоненты (например, SMS) широко применяются в компании (за исключением аппаратных средств сетевой инфраструктуры, предприятие почти на 100% полагается на продукты Microsoft). По последним сведениям, полученным от представителей компании, примерно равные шансы на победу имеют Tivoli и Unicenter, причем симпатии высшего руководства на стороне Tivoli.
До тех пор пока Microsoft не достигнет высокого уровня интеграции своих системных продуктов управления, а именно к этому, насколько я знаю, компания стремится, описанная выше ситуация будет типичной. Специалисты отделов ИТ объясняют свой выбор, указывая руководству на снижение затрат и повышение качества обслуживания (SLA). Обычно этих целей можно достичь, используя один продукт, а не работая с несколькими консолями, как в текущих версиях инструментов управления Microsoft.
Однако пренебрегать решениями Mic-rosoft не следует. Я уверен, что инструменты компании будут значительно усовершенствованы в ближайшие полтора года, когда появятся технологии .NET My Services. Если вычислительной среде на базе служб будет сопутствовать успех, то обязательно возникнет необходимость в хорошем наборе инструментов для управления службами и провайдерами. Без сомнения, Mic-rosoft незамедлительно удовлетворит эту потребность.
Дэвид Черников - главный редактор Windows & .NET Magazine. С ним можно связаться по адресу: david@winnetmag.com.