Каждый понедельник утром я обычно проверяю сообщения об обновлениях продуктов на Web-узле Windows Update компании Microsoft (http://v4.windowsupdate.microsoft.com/en/default.asp). На этот раз я обнаружил новую программу коррекции для Outlook 2002 (http://office.microsoft.com/downloads/ 2002/olk1005.aspx). Мне бросилось в глаза одно предложение из описания: "Данная заплата устраняет проблему, приводящую к нестабильности клиентов Outlook POP3/SMTP, внесенную Office XP Service Pack 2 (SP2)". Такова суровая действительность - новая программа устраняет изъян, внесенный предыдущим пакетом обновлений.

Я добросовестно обновляю мои личные и рабочие машины, устанавливая все текущие исправления, но ясно осознаю сложность процедур обновления после того, как посетил небольшой офис своего друга, чтобы помочь ему в решении проблем с сетью для 10 пользователей. Все компьютеры этой сети выпущены меньше года назад и работают с Windows XP или Windows Me. Все они оснащены процессорами Pentium 4 с памятью не менее 256 Мбайт, и на каждом установлено лишь несколько прикладных программ. Я намеревался выяснить причины беспорядочного появления «голубых экранов смерти» и зависания компьютеров при работе в Internet.

Я начал с самого старого компьютера в офисе, 10-месячной модели Dell с Windows Me. Первым делом я обратился на сайт Windows Update и проверил, какие обновления отсутствуют на данной машине. Мой друг регулярно запускал на машине процедуру Automatic Updates (он утверждал, что последний раз делал это недавно, и применил все исправления), но после проверки выяснилось, что необходимо дополнительно установить 6 обязательных заплат Critical Update, 44 исправления Windows и 2 обновленных драйвера. Затем я решил установить заплаты и посмотреть, как они повлияют на общее состояние машины. Оказалось, что осуществить мой план не так-то легко. Спустя два часа машина была полностью обновлена и с тех пор работает надежно. Но я никогда не думал, что процесс обновления может занять два часа.

Даже при наличии скоростного соединения с Internet загрузка и развертывание крупных программ-исправлений с перезапуском машины между обновлениями отнимает много времени. Значительная задержка произошла из-за того, что, установив несколько рекомендованных заплат и повторив проверку, я обнаружил, что число неинсталлированных заплат Critical Update увеличилось. Это объясняется тем, что я установил на машине Microsoft Internet Explorer (IE) 6.1, который требует нескольких дополнительных исправлений для системы безопасности. Ситуация осложняется необходимостью индивидуальной установки некоторых исправлений, например для IE и DirectX; в отличие от большинства исправлений, их нельзя устанавливать вместе с другими.

Справедливости ради необходимо отметить, что я потратил первый час на модернизацию операционной системы, а второй час провел на сайте Office Product Updates (http://office.microsoft.com/productupdates/default.aspx), где обнаружил множество дополнительных программ коррекции, которые пришлось устанавливать отдельно, и столкнулся с проблемами, вызванными одной из них. Для их устранения пришлось загрузить еще одно исправление. Но спустя два часа я проверил компьютер на обоих сайтах модернизации, и не получил никаких сообщений об обязательных и даже рекомендуемых программах коррекции, которые могли быть полезны в данной ситуации. На сайте Windows Update предлагается множество заплат для операционной системы, которые многим пользователям не нужны (например, заплата для Microsoft .NET Framework).

Дополнительным аргументом в пользу своевременного обновления служит то обстоятельство, что описанный мною компьютер был самым нестабильным в офисе, но после применения соответствующих исправлений целую неделю работал без сбоев.

Мораль: не полагайтесь исключительно на службу Windows Automatic Updates. Регулярно проверяйте, нет ли новых исправлений и, если вы обслуживаете пользователей малых или удаленных офисов, заставьте их делать то же самое.

Дэвид Черников - главный технический редактор и директор тестовой лаборатории Windows 2000 Magazine. Пишет обзоры по компьютерам и продуктам уже более 15 лет, в том числе с 1992 года и по теме Windows NT. С ним можно связаться по адресу: david@win2000mag.com.