Стратегия завоевания заслуженного материального поощрения
Пятница, вечер. Вы строите планы на выходные, но неожиданно появляется ваш начальник. Неужели очередная сверхурочная работа?! Нет, оказывается, на заседании правления принято решение отметить ваши заслуги в обеспечении бесперебойной работы сети повышением заработной платы!
Сценарий заманчивый, но нереалистичный... Досадная особенность работы специалиста ИТ-службы такова, что его замечают только тогда, когда система выходит из строя. Другими словами, успешная деятельность в этой области предполагает пребывание в тени, что не создает благоприятных условий для получения материальных поощрений. Стимулирование процесса поощрения в долгосрочной перспективе требует разработки соответствующей стратегии и определенных усилий. Для начала следует разбить процесс построения аргументации на три этапа — планирование, подготовка и представление.
Планирование
Первая ошибка большинства работников заключается в том, что обращение с просьбой о прибавке или вознаграждении не планируется. Слишком часто такое обращение вызвано лишь срочной потребностью в дополнительных денежных средствах. При подобных обстоятельствах в неудобном положении оказывается как сам сотрудник, так и руководитель. Претендент на повышение зарплаты не располагает достаточными аргументами, а у руководителя отсутствует обоснование для материального поощрения работника с точки зрения интересов бизнеса. Такой ситуации можно избежать, если использовать перспективное планирование. При разработке плана следуйте приведенным ниже рекомендациям.
- Сделайте вашу работу видимой. Добейтесь, чтобы лица, принимающие ключевые решения о материальном стимулировании, были осведомлены о вас и вашей деятельности. Направляйте руководству отчеты о состоянии дел, представляйте положительные отзывы о вашей работе, организовывайте презентации и вообще не уходите «в тень».
- Используйте все возможности. Проявление инициативы и демонстрация своей необходимости компании могут способствовать не только получению вознаграждения, но и расширению перспектив карьерного роста. Помните, что руководители принимают решения о материальном поощрении главным образом на основании оценки потенциала работника с точки зрения долгосрочной перспективы.
- Ставьте измеримые цели, чтобы иметь объективное обоснование для получения прибавки или премии. При отсутствии измеримых целей начинайте ставить их прямо сейчас. Например, такую цель, как «управление службой DHCP», замените установкой на «поддержание 99,99-процентной эксплуатационной готовности службы DHCP». Первая формулировка лишь отражает обычные обязанности, определяемые вашей должностью, тогда как вторая позволяет продемонстрировать позитивный вклад ваших знаний и квалификации в общую деловую активность.
- Ясно представляйте себе, чего вы хотите. Помните, что в организациях разовым поощрением обычно отмечают прошлые заслуги, тогда как прибавка к заработной плате дается в расчете на перспективу продолжительного позитивного вклада. Когда вы решите, на какой вид вознаграждения следует брать курс, сформулируйте соответствующие цели и воспользуйтесь правильной системой оценки результатов. Например, ставьте вопрос о разовом поощрении, если можете продемонстрировать экономию определенной суммы в денежном выражении для компании за истекший год, либо просите прибавки к заработной плате, если в данный момент работаете над реализацией программы, нацеленной на экономию определенной суммы в денежном выражении для компании в будущем. Получение разового поощрения, конечно, не повредит, однако прибавка к заработной плате обычно более привлекательна с точки зрения долгосрочной перспективы, так как означает повышение базового вознаграждения.
Подготовка
Не жалейте времени на подготовку рекламы собственных достижений. Копите аргументы в пользу собственного материального поощрения. Подготовка предполагает следующее.
- Составление списка ваших обязанностей. О вашем участии в некоторых важных видах деятельности руководство может не знать. Такой список может пригодиться, если вы ставите вопрос об увеличении заработной платы или о продвижении по службе.
- Сбор сведений о достижениях. Список обязанностей может представлять интерес только в определенных случаях. Обдумайте свои достижения, их позитивные последствия и значимость. Вспомнить все события истекшего года непросто, поэтому полезно вести журнал достижений и регулярно его обновлять. Способность продемонстрировать измеримый вклад в деятельность компании сделает вашу аргументацию более убедительной.
- Сопоставьте ваши обязанности и достижения с целями компании. Если выяснится, что вы не оправдали каких-либо ожиданий руководства, постарайтесь исправить эту ситуацию, чтобы устранить возможные блокирующие факторы. С другой стороны, если вы превзошли ожидания, не забудьте подчеркнуть это обстоятельство.
- Составьте краткое письменное обоснование повышения заработной платы или разового поощрения. Объем документа должен быть не более одной страницы. Сосредоточьте внимание на вашем позитивном вкладе в бизнес, но не на количестве проведенных за работой часов и не на перечислении своих должностных обязанностей. Особое внимание обратите на правильность орфографии и стиль. Недостаточная грамотность может стать причиной несерьезного отношения к вам.
Представление
Представляя свою просьбу, соблюдайте ясность в отношении запрашиваемого размера прибавки или разового поощрения и ожидаемой оценки вашей значимости со стороны руководства. Демонстрируйте свою уверенность и будьте лаконичны. Можно направить письменное обоснование руководителю заранее, чтобы дать время на рассмотрение. Не следует использовать ультимативные формы, например говорить о предполагаемом уходе, если вы не готовы в действительности осуществить свои угрозы. Разыграть такую карту можно лишь один раз, и использование этого шанса может заставить руководство навсегда усомниться в вашей лояльности. Я не рекомендую идти по этому пути.
Препятствия
Даже при выполнении всех рекомендаций, если вы не учитываете общую ситуацию, рассмотрение вашей просьбы может быть отложено на неопределенное время. Могут сыграть роль не зависящие от вас обстоятельства, например тотальное замораживание заработной платы. Не следует также недооценивать человеческий фактор. Известно, что все предпочитают работать с приятными и легкими в общении людьми. Перечисленные ниже четыре свойства характера могут свести на нет ваши усилия на пути завоевания достойного материального поощрения.
- Привычное негативное восприятие. Руководитель проводит свое рабочее время, решая проблемы. Вы заинтересованы в том, чтобы ваше имя ассоциировалось с решением, а не с проблемой.
- Несоблюдение графика. Мало что способно выводить из себя руководителя так, как несоблюдение сроков, даже при наличии уважительных причин. Если вы чувствуете, что не укладываетесь в график, выявите блокирующие факторы, продумайте план их устранения и ознакомьте с этим планом руководителя.
- Необоснованное высокомерие. Приписывание себе слишком большого значения и отрицание собственных недостатков не может нравиться ни коллегам, ни руководителю. Воспитывайте в себе корпоративный дух. Отдавайте должное достижениям коллег и делайте комплименты в уместной форме. Умейте достойно признавать свои ошибки.
- Самодовольство. Ваша просьба о поощрении или прибавке к заработной плате не увенчается успехом, если руководитель увидит в вас необоснованное самодовольство. Не упускайте возможности проявить инициативу. Если вы ищете легких путей, руководство вряд ли удовлетворит вашу просьбу в обход аналогичной просьбы вашего коллеги, который не боится сделать лишний шаг.
Использование описанной выше схемы, включающей три этапа, поможет увеличить шансы на получение прибавки к заработной плате в долгосрочной перспективе. Не падайте духом, если первая попытка оказалась неудачной. Используйте вашу подготовку как платформу для последующего обсуждения ситуации с руководством, и вы добьетесь нужного результата. Удачи!
Бен Смит (bensmi@microsoft.com) — специалист по безопасности в компании Microsoft