В субботу, 2 октября 2004 года, состоялся Семинар Системных Администраторов и Инженеров (SYSM.03). Семинар по счету был третьим, и, похоже, его организаторы собираются сделать это мероприятие традиционным. Организаторы - это портал SysAdmins.RU и рекламное агентство "Элемент" при поддержке журнала "Системный администратор". Семинар проходил в Радиус Холле на Проспекте Мира, в "приятном и уютном месте VIP-уровня".

На новостной страничке SysAdmins.RU, посвященной семинару, можно прочесть о том, чего ожидали от мероприятия  организаторы семинара - "...той же интересной, позитивной и запоминающейся атмосферы, которая сопровождала все предыдущие семинары и которая может быть только среди коллег по цеху". Организаторы ожидали увидеть "всех, кто так или иначе относится к специалистам IT-индустрии - системных и сетевых администраторов, системных архитекторов, инженеров техподдержки, аналитиков, IT-менеджеров".

Итак, суббота, утро. Уже в непосредственной близости от Радиус Холла встречаю человек восемь молодых людей с бутылками пива, по виду напоминающих публику около метро в районе 23-24 часов где-нибудь около удаленной от центра станции метро, и явно что-то ищущих. "Уж не в одно ли место мы направляемся?" - мелькнуло в голове. До начала семинара было еще минут 30, я решил прогуляться. Прогулялся, возвращаюсь. И снова вижу тех же ребят, но уже с бейджиками и без пива. Угадал. На этот раз ребята стояли у киоска и догружались баночным. Ладно, бывает.

Регистрация прошла без проблем. Поднимаюсь в зал. Уютно, но явно не приспособлено для подобного рода мероприятий. Зал довольно большой, мест на 150-200, полукружьем, и если сидеть с краю, то оказываешься практически в плоскости небольшого экрана - ничего не будет видно. Пересчитываю всех находящихся в зале на тот момент - 61 человек. За вычетом мальчиков-девочек у чая-кофе и представителей фирм-устроителей получается примерно 35-40 человек гостей.

Сажусь во второй галерее, почти напротив экрана, и жду начала. Мероприятие началось с опозданием минут на 40.

Ведущий: "Рад вас всех здесь видеть. Не буду отнимать у вас много драгоценного времени. Это мероприятие мы проводим в третий раз. Многие из вас... могут оценить проделанную работу, она качественно улучшилась, ладно, это не главное. Программа нашего сегодняшнего мероприятия составлена таким образом, чтобы предоставить максимум интересной, полезной информации, приглашены специалисты, которые ответят на любые интересующие вас вопросы. То оборудование, о котором будет рассказано, можно пощупать, потрогать, если разрешат, поломать..." (Хохот.) "Ну, вот, наверное, по организации и хватит. Пока вы здесь слушаете,  можете пользовать чай там, кофе, разные мучные ништячки...". Таким было вступление.

На сцену вышел первый выступающий, Юрий Коротченко, Allied Telesyn Int.  Юрий: "Сегодня я расскажу о TriplePlay и о том, какие необходимо использовать аппаратные и программные продукты, в том числе для реализации практически от края до края концепции TriplePlay, целого пакета услуг. Собственно TriplePlay - это новый термин. Поддержан он был большинством производителей и подразумевает передачу голоса, видео и данных по одной среде".

Доклад Юрия произвел очень хорошее впечатление. Методически выстроенный, технически не перегруженный, с тщательно проработанными и снабженными комментариями слайдами. Отлично поданный доклад. Только одно "но". Тема семинара, как мне кажется, предполагает демонстрацию проблем системного администрирования, рассказ об опыте внедрения в сравнении с имеющимися решениями. Этого в докладе не было. Какие преимущества я получу, приняв эту концепцию? Не вполне ясно. Ведь новые технические решения, присущие TriplePlay, вполне применимы и для старых подходов. Но это мелочи. Я думаю, специалист в области телекоммуникационных технологий увидел бы "между строк" то, чего не смог разглядеть я. Жаль, что доклада не было в раздаточных материалах участников семинара.

Доклад Юрия несколько раз прерывался продолжительными аплодисментами. Только это совсем не то, о чем вы подумали. "Мои" любители пива, которые сидели как раз напротив докладчика, восприняли слова ведущего, что во время докладов можно ходить, "пользовать чай-кофе и разные мучные ништячки", последовали его совету. Содержимое одного из столиков третьего яруса перекочевало на столик в двух шагах от Юрия, ребятки достали пивко, разлили по бокалам... Когда пиво (или ништячки?) закончилось, прямо во время доклада был посланы гонцы (один бы столько не дотащил) за продолжением. Когда в полутемном зале они, уже нагруженные, вновь появились в дверях, чтобы привлечь их внимание, "мои" разразились теми самыми бурными, продолжительными аплодисментами. А то, неровен час, ништячки пронесут мимо. Век живи, век учись.

Юрий, снимаю шляпу. Я бы так не смог. Оценив ситуацию, вспомнив, что в зале есть и другие слушатели, есть, в конце концов, организаторы, и каждый должен заниматься своим делом, он не стал прерывать доклад и блестяще довел его до конца.

Но мои знакомые отличились еще раз. Уже после того, как Юрий закончил свой доклад и стал отвечать на вопросы, один из них встал и, обращаясь наполовину к Юрию, наполовину к своим сотрапезникам, спросил, что означает "маркетинг пакетов", который используется для разделения трафика. "У нас здесь - сисадмины, а вы - про маркетинг. Не по теме, значить?" Юрий заметил, что, видимо, его не расслышали, речь шла о маркировании пакетов. "А как это?" Пришлось объяснить. Занавес.

Следующий доклад. Как заявлено в программке - "IT-специалист на рынке труда: особенности и проблемы поиска работы". Докладчик - Михаил Торчинский, фирма 3R.

Очень злободневная тема, судя по тому, как загудел зал. Михаил имел неосторожность разрешить во время доклада задавать вопросы, что едва не превратило все выступление в сессию вопросов и ответов. К сожалению, из-за какой-то неувязки презентация Михаила отсутствовала, за что он принес аудитории свои извинения. Правда, Михаил настолько владел темой и умением выступать перед залом, что отсутствие презентации не мешало.

В докладе было затронуто много тем: взаимоотношения кадрового агентства и соискателя, кадрового агентства и заказчика, этика взаимоотношений всех трех сторон;  приоритетные направления поиска IT-специалистов. Михаил рассказал о рынке и востребованности ERP- и CRM-специалистов, о методике подбора специалистов, о разных ситуациях, с которыми может столкнуться соискатель. Отмечалось преимущество наличия сертификации у соискателя. Живой такой получился доклад, доклад-экспромт.

Вопросы, которые задавались из зала, оказались разными не только по содержанию, но и по пониманию своей роли в бизнесе как специалистов по информационным технологиям.

Вопрос: "Насколько реально найти работу, обратившись в вашу фирму, если я претендую на $400 в месяц?"

Михаил объяснил специфику поиска заказчика и оплаты труда служащих его компании в случае успешного трудоустройства кандидата, из чего вытекало, что $400 в месяц - ниже минимального порога оплаты IT-специалиста, за который берется работать его фирма. "А почему вы так дешево себя цените? Минимум, с которым мы работаем, и который пользуется спросом - $1000". Оживление в зале, хохот. Реплика: "Скажите, где это - мы в очередь выстроимся". "А вот еще есть горящая позиция на $2000 в месяц, но никак не можем найти достойного кандидата". Михаил никак не мог понять реакцию зала. Если бы его доклад был первым, я бы тоже, наверное, не смог бы понять.  Михаил с трудом вписался в отведенный регламент, под конец аудитория оживилась настолько, что многие забыли про обед.

На вторую часть семинара я не остался. Было запланировано еще три доклада - "Intel, новое поколение серверного оборудования (Д.Зотов, Intel)", "SoftLine, Citrix MetaFrame (Ф.Ковальчук)" и "Тенденция развития безопасности в компьютерных технологиях (И.Ляпунов, ЛАНИТ)". Любопытные темы, но - суббота, три часа дня. Хотя главное, конечно, было не в этом. На этот раз уровень докладчиков и содержание докладов, по крайней мере, в двух первых случаях (и заранее не вижу причин отказать в этом и другим докладчикам, одного из них слышал не раз), оказался куда выше уровня аудитории. И дело не только в компании мальчиков с пивом, которых должны были остановить на входе.

Состав аудитории оказался очень пестрым. Но общее впечатление, что основная часть аудитории воспринимала IT-специалиста в бизнесе как "мальчика для битья". Отсюда и уровень вопросов, и отсутствие взаимопонимания аудитории и докладчиков, и проскользнувшее презрение к сертификации: мол, кому она нужна, за нее не доплачивают. Да вам она нужна, вам самим - неужели не ясно? Или вы собираетесь до 40 лет вытаскивать ярлычки на рабочий стол, рассказывать байки про секретарш, которые используют CD-ROM как подставку для кофе, и при этом именовать себя "сисадминами"?

Как громко назывался семинар - Семинар Системных Администраторов и Инженеров. Все с большой буквы. А, по сути, состоялся междусобойчик устроителей. Фирмы, которые представили свои доклады, подготовились ответственно. Все остальное вызывает чувство недоумения, граничащее с протестом.

Мероприятий с таким названием и содержанием, соответствующим названию, в Москве не хватает. В конце концов, узнать о тенденциях развития безопасности в компьютерных технологиях, можно из личного общения с представителями фирмы ЛАНИТ или посетив сайт компании, очень, кстати, содержательный. А вот живого и профессионального общения системных администраторов и инженеров  не хватает, и его ничем заменить нельзя. Как это сделать? Не нужно изобретать велосипед. В 90-х годах в Москве были такие семинары, тот же ежемесячный семинар "У Карася" (кто знает - поймет, о чем речь), и это было все равно что получение второго высшего образования инженера-системщика. Очень коротко и непрезентабельно - " У Карася". Кто помнит - откликнетесь, пожалуйста. А иначе так и будут у нас проходить одни пивные "ништячки".

Олег Лохин, редактор электронной версии "Windows & .NET Magazine/RE".