Выпустив в начале этого года Windows Vista и Office Sytem 2007, компания Microsoft, на мой взгляд, оказалась на своеобразном перепутье в планировании дальнейших разработок. Несколько неожиданно для самой компании изменились правила игры, да и не только правила. Само игровое поле стало намного больше, а заодно и игроков разного калибра прибавилось. В этих условиях многолетний лидер гонки инноваций в программном обеспечении почувствовал прерывистое дыхание конкурентов, кое-где даже обошедших Microsoft с новыми продуктами и набравших силу, сравнимую с мощью программно-технического гиганта. Вопрос «что дальше?» обозначился довольно явно, и, при всем благожелательном отношении пользователей и бизнеса к новой Vista, компании приходится искать на него ответ. Даже выход в свет новых версий SQL Server 2008 и Windows Server 2008 в конце этого года или начале следующего ситуацию кардинально не изменит в силу стратегической важности этого ответа.
Microsoft привыкла чувствовать себя лидером, что признавали и конкуренты, лидером, за разработками которого следили и продуктов которого ждали миллионы пользователей. И вдруг (хотя, конечно, это «вдруг» скорее для самой компании) ее лидерство стало терять некую ауру «совершенно нового и теперь доступного многим». Компания как бы забежала за лицевую линию поля... свисток судьи, и игра начинается заново?
Нет, конечно, не заново, просто игра пошла в некотором смысле «в другом направлении»: то, что раньше ценилось в программных продуктах компании, не то чтобы утратило свою ценность, а стало привычным, обыденным, можно даже сказать, что именно такими эти продукты и должны были быть с самого начала. Читаю новости и натыкаюсь на сообщение о том, что производители компьютеров упросили компанию продлить продажи версии Windows XP до середины 2008 года, нарушив принятую практику приостановки отгрузки версий операционных систем, с момента выпуска которых прошло больше четырех лет. Конечно, это не означает, что новая версия, Vista, не находит своего места на рынке, и 70 миллионов проданных с начала года копий тому свидетельство. Может, просто для многих и возможностей версии XP вполне достаточно, и эта версия невольно стала основным конкурентом для активно продвигаемой и обладающей несомненными функциональными улучшениями и повышенной защищенностью Windows Vista.
То, что компании необходимо менять курс развития и направления разработок, побуждает ее руководство искать пути плавного поворота, одним из которых стала стратегия Software Plus Services — «программы плюс услуги». Обращает на себя внимание именно этот самый «плюс», ведь ранее встречалась другая формула, Software as a Service (SaaS) — «программное обеспечение как услуга». Названия звучат похоже, но смысл они несут несомненно разный. Microsoft, обладая огромным набором программных продуктов, приносящих ей основную прибыль, конечно, не будет отказываться от их продвижения и развития в будущем. Но, помимо продвижения имеющегося программного обеспечения, «плюс» к нему, компания намеревается создать дополнительную среду возможностей, построенных на консолидации, на всеобщем единении и взаимодействии имеющихся у нее и пока еще разрозненных продуктов. Один из уже работающих примеров — Exchange Server, для которого клиент Office Outlook запускается на компьютере с Windows, Outlook Web Access (OWA) позволяет получить услугу доступа к электронной почте из любой системы, где есть Web-браузер, Outlook Mobile позволяет делать то же с мобильного устройства, а пока еще не всем известный Outlook Voice Access олицетворяет непрерывность коммуникаций, воплощая концепцию Unified Communications (UC). То ли еще будет!