Слияния и поглощения — распространенное явление на рынке средств массовой информации. Как раз в результате слияния компаний Penton Media и Prism Business Media небольшому ИТ-подразделению представилась возможность перевести новую объединенную компанию с Windows XP и Windows 2000 на Windows Vista и комплекс Microsoft Office 2007. Три ведущих ИТ-специалиста Penton, выполнивших эту работу, — старшие сетевые инженеры Брент Маммен (БМ) и Крис Рипкей (КР) и старший сетевой архитектор Лукас Смит (ЛС) — побеседовали с редакторами Windows IT Pro об опыте перевода новой компании Penton Media на Vista. Внесли бы они изменения в свой план, если бы пришлось начать заново? Да. Довольны ли миграцией? Безусловно. Был ли весь процесс безупречным? Конечно, нет, но к счастью, непреодолимых проблем не встретилось. ИТ-группа Penton столкнулась с дополнительными трудностями миграции, в том числе переводом объединенной компании, половина из которой работала с Lotus Notes, на Exchange Server 2007, и виртуализации некоторых приложений.
Чем был обусловлен переход на Vista?
КР. Одной из главных причин было желание объединить платформы двух компаний. В компании Penton в течение некоторого времени использовалась XP. В Prism было много старого оборудования и в течение восьми лет применялась Windows 2000 Professional. Многие ИТ-специалисты уже использовали Vista и знали о преимуществах ее групповой политики. И наконец, через пару лет обслуживание XP будет прекращено.
БМ. Половину компании требовалось перевести на новую платформу электронной почты, а другая находилась в процессе миграции домена и обновления парка компьютеров. Нам не хотелось повторять модернизацию через один-два года. Кроме того, в целях обслуживания удобно, чтобы большинство клиентов работало с одной и той же операционной системой.
Как удалось убедить руководителей в пользе перехода на Vista?
КР. Когда мы задумались о развертывании Windows Vista и Office 2007, было необходимо, чтобы руководители компании понимали преимущества Vista и Office 2007. С этой целью мы перевели нашего директора по технологии, Синди Рединг, на Vista и Office 2007. Познакомившись с новой платформой, Синди быстро поняла преимущества развертывания Vista во всей компании. Когда же были приобретены компьютеры с памятью и видеоплатами, достаточными для работы с интерфейсом Windows Aero, достоинства явно перевесили недостатки.
Сколько компьютеров было переведено с XP на Vista?
БМ, ЛС. В компании Penton было немногим более 1700 управляемых настольных компьютеров, и к настоящему времени мы перенесли около 700.
КР. Операционная система XP на некоторых компьютерах остается из-за недостаточной совместимости Office 2007 с приложением Oracle Financials и модулем расширения Oracle ADI для Microsoft Excel. Бизнес-менеджеры в компании Penton пользуются модулем расширения Oracle ADI для загрузки финансовых отчетов в Excel. Насколько я понимаю, проблема заключается в том, что модуль расширения ADI несовместим с более новыми версиями, чем Microsoft Office 2003.
Обнаружились ли другие проблемы совместимости приложений в результате миграции?
ЛС. Мы успешно протестировали Vista с комплексом Office 2003. Его можно использовать с Vista.
КР. Часть новой компании, бывшая Penton, работает с MSG и Advantage, и SB-клиент для MSG несовместим с Vista. Некоторые сотрудники используют эти приложения, поэтому мы переместили MSG и Advantage на Windows Terminal Server. Основные трудности в бывшей компании Prism были связаны с Act! (CRM-продукт). В большей степени эта проблема относилась к миграции Office, так как Act! не удавалось интегрировать с новой версией Office. Несколько сотрудников активно тестируют Act 6.0 и Office 2003 на платформе Vista и пока не обнаружили никаких проблем.
Использовались ли инструменты миграции независимых поставщиков?
БМ. Мы не применяли внешних инструментов. В нашем случае большинство компьютеров представляли собой «чистое железо». Очень пригодились утилиты Microsoft, такие User State Migration Tool и Microsoft Application Compatibility Toolkit. В прошлом в компании для развертывания компьютеров использовалась среда удаленной загрузки PXE со службами Remote Installation Services, поэтому переход к новым службам Windows Deployment Services (WDS) для рассылки образов Vista Windows Imaging Format не был трудным для нашей группы настольных компьютеров.
Какие шаги применялись для миграции?
КР. Первой задачей было построить образ, затем выбрать приложения для него. Я также занимался организацией инфраструктуры Microsoft Office Communicator. Одной из основных задач, над которыми работал Брент, была установка Microsoft Forefront Client Security. Лукас много занимался конфигурацией внутреннего сервера и групповой политики. Брент и я много работали с WDS и способами установки образов на сервере WDS. Нам пришлось развертывать множество новых продуктов. Все мы работали над отдельными фрагментами мозаики и объединяли их в образе системы для настольного компьютера.
ЛС. Начиная с установки до исчерпывающего тестирования нам потребовалось от полутора до двух месяцев, чтобы подготовить образ, серверы и групповые политики. Затем мы тестировали клиентов и вносили изменения в групповую политику. В июле мы выполнили начальную миграцию; перевели четырех сотрудников в новом офисе.
Что же было потом?
КР. Затем мы работали с первой пилотной группой. Опыт был неудачным. Самая крупная проблема возникла не в результате наших действий, а по причине поставки старых моделей ноутбуков Dell. Обнаружив, что полученные ноутбуки — не новые, нам следовало отказаться от приобретения. Тем не менее мы приступили ко всеобщей миграции, но половина сотрудников офиса работала со старыми ноутбуками; их перемещаемые профили не работали, поскольку удалялись в ходе миграции. Проблема перемещаемых профилей была настоящей катастрофой — мы удаляли их, затем пытались заново настроить ноутбуки и устанавливали Office 2003 на совсем старых компьютерах. Мы затратили 30% времени на новые платформы и 70% времени на попытки вернуть работоспособность старым ноутбукам.
ЛС. Мы заново оценили проблемы и пришли к единому мнению, что проблема заключалась в ноутбуках. Это задержало миграцию. Нашей следующей площадкой был Кливленд, и в целом процесс прошел довольно успешно, было лишь несколько неполадок. 300 клиентов были развернуты за два выходных.
Какой этап миграции занял больше всего времени?
КР. Нам пришлось проделать большую работу на серверах, чтобы упростить миграцию. При переходе от XP к Vista изменилась структура домашнего каталога — папки пользователя. Сложность заключалась в том, что требовалось обработать всех сотрудников и переместить данные их домашних каталогов в папки Vista. Больше всего времени пришлось потратить на реструктуризацию личных данных пользователей для Vista.
Посещая офис, хочется оставить его в лучшем состоянии, чем он был. Нашей целью было улучшить состояние офисов после миграции и, в частности, путем чистки данных.
ЛС. В силу некоторых наших решений миграция усложнилась, но одновременно стала более чистой. Например, можно было сделать, чтобы компьютер Vista работал как компьютер XP, с папками My Documents и My Music в структуре каталогов локального компьютера. Мы позволяем пользователям запускать iTunes, но блокируем музыкальные файлы с сервера. В Vista мы могли направить музыку на локальный диск пользователя. Конечные пользователи получают множество преимуществ, но нам пришлось потрудиться.
Какие подходы к миграции оказались эффективными?
БМ. Мы должны были модернизировать большое число офисов в сжатые сроки. Приходя в каждый офис, необходимо иметь четкий план всех работ. В частности, мы направляли сотрудников на однодневную переподготовку вне компании, а сами обновляли компьютеры, переносили электронную почту и перемещали локальные папки на новые компьютеры. Когда сотрудники возвращались на следующий день, их компьютеры были в полностью рабочем состоянии. Если было время, мы могли выполнять дополнительное тестирование, пилотные проекты и исследования перед миграцией. Автоматизированная инвентаризация программ всегда полезна, но лучше всего выяснить у пользователей, какие именно программы они применяют в своих компьютерах.
КР. Прежде чем приступать к миграции, нужны хорошая документация и инвентаризация программных продуктов и оборудования. Некоторые из лучших ИТ-подразделений достаточно квалифицированы, чтобы адаптироваться на лету и корректировать проекты миграции, не вызывая проблем. Умение приспосабливаться помогло нам в ходе миграции.
ЛС. Обучение очень помогло нашим пользователям. Для освоения Vista не потребовалось много усилий, но освоить Office 2007 гораздо труднее.
Удалось ли выполнить миграцию по плану или пришлось преодолевать много препятствий?
БМ. В сущности, больше проблем возникало с совместимостью Office 2007, нежели с Vista. С комплексом Office связано на удивление много приложений, и переход от Office 2003 к Office 2007 — сложная задача.
ЛС. Для успешного развертывания необходимо провести глубокое тестирование. Хотелось бы увеличить время для тестирования, но в компании были установлены строгие временные рамки. Некоторые проблемы были связаны с групповой политикой. Например, многие пользователи работают дома, и у нас не было времени проверить все варианты. В результате замедлилась процедура регистрации некоторых пользователей из-за проблем с синхронизацией.
Некоторые администраторы говорят, что им не нравится Vista. Каковы ваши впечатления от операционной системы?
КР. Я бы не хотел возвращаться к старому. Дома у меня есть компьютер с XP, которым я редко пользуюсь, поскольку в нем отсутствуют необходимые функции для повседневной работы, такие как интегрированный поиск Vista.
БМ. Наша отрасль настолько насыщена технологией, что идти с ней в ногу практически невозможно, поэтому, когда пользователь наконец осваивает операционную систему и способы управления ею, он, естественно, не хочет перемен. Но помнится, то же самое происходило и при выпуске XP. В крайнем случае пользователь может установить Vista, отключить контроль учетной записью пользователя (UAC), отключить функции Windows Aero, настроить представление рабочего стола Classic и вообразить, будто перед вами — операционная система шестилетней давности.
У пользователей возникают проблемы при запуске приложений в операционной системе Vista. Улучшается ли положение?
КР. На мой взгляд, ситуация меняется. Мы пришли к выводу, что всем пользователям необходимо предоставить версии приложений, совместимых с Vista. Приложения должны быть сертифицированы для Vista; не пытайтесь заставить работать с Vista старые программы. Например, в компании было множество продуктов Adobe, поэтому вместо того, чтобы настраивать четыре различные версии Adobe Creative Suite, было решено развернуть текущую Vista-совместимую версию. Таким образом удалось избежать многих проблем.
Выполняя переход на Vista, нужно сознавать, что некоторые приложения придется обновить. Модель Vista отлична от модели XP. Многие приложения для Vista не годятся. В этой ситуации поможет набор инструментов Application Compatibility Toolkit. С его помощью можно точно прогнозировать проблемы, и, сталкиваясь с проблемами совместимости Adobe, мы знали, что нужно перевести всех сотрудников на новейшие версии.
Подведем итоги?
КР. Необходимо знать свою среду. Нужно иметь точные сведения о продуктах, развернутых в компании. Эту информацию можно собрать с помощью продуктов Microsoft и путем опроса сотрудников. Собрав данные, составьте четкий план миграции. Переход к Vista не должен пугать. Используя инструменты Microsoft в сочетании со знаниями, собранными в ходе аудита программ и компьютеров, ИТ-администраторы могут сравнительно легко развернуть Vista.
Каролин Марвиц (cmarwitz@windowsitpro.com) — помощник редактора в Windows IT Pro и SQL Server Magazine