Компания развертывает серверы. Известно, насколько сложен и долог этот процесс. Разработчики Microsoft знакомы с проблемами, волнующими ИТ-специалистов: чтобы отобрать компоненты, включаемые в новые выпуски продуктов, группы разработчиков Windows Small Business Server (SBS) 2008 и нового продукта Windows Essential Business Server (EBS) 2008 провели исчерпывающее исследование рынка. В ходе этого исследования экспериментальным путем было выяснено, сколько именно времени и усилий тратится на развертывание. Бьорн Левидоу, главный менеджер программы EBS, рассказывает: «Мы пригласили специалиста, который установил Exchange Server и Windows Server 2003, настроил IIS, установил шлюз управления рисками Threat Management Gateway и добился их правильного функционирования. Ему потребовалось для этого около 80 часов».

На основании результатов этого эксперимента процедуры развертывания и настройки SBS 2008 и EBS 2008 были переработаны. Но, кроме того, удалось определить проблемы, затрагивающие все ИТ-подразделения, и составить рекомендации для их корректировки и профилактики. Уроки, извлеченные из исследований SBS и EBS, помогут специалистам как малых и средних, так и крупных компаний добиться успешного функционирования сети и, в частности, инфраструктуры Active Directory (AD).

10 основных проблем

Разработчики Microsoft выяснили, что можно упростить развертывание EBS и SBS, отыскав проблемы, о существовании которых не подозревали ИТ-специалисты общего профиля. Левидоу подчеркнул, что развертывание заняло у эксперта 80 часов и потребовало соблюдения всех инструкций. «У эксперта были первоначальные знания о процессе. Но на предприятиях среднего бизнеса у ИТ-специалистов таких знаний нет», — поясняет он. Таким образом, разработчики продукта поставили себе цель сделать так, чтобы покупатели могли установить EBS за выходные дни.

Тестируя оборудование в существующих сетях, специалисты Microsoft обнаружили общие инфраструктурные проблемы. «Самая большая проблема, которую мы обнаружили при развертывании в рамках TAP (Technical Adoption Program — программы технической адаптации), заключалась в том, что существующая инфраструктура компаний не была готова принимать среду EBS, настроенную в соответствии с рекомендациями. Во многих наших средах TAP существующая сетевая инфраструктура была столь запутанной, что установки могли пройти неудачно, поскольку AD была недоступна. Все вроде бы должно работать хорошо, но, как только мы пытались делать вещи, которые были чувствительны к временным задержкам, или когда сложные операции шли одна за другой, давая нагрузку на сеть AD, мы начинали получать отказы или длинные тайм-ауты», — рассказал Левидоу.

Решением этих проблем было создание инструмента диагностики развертывания для EBS и SBS. Левидоу пояснил: «Мы создали комплексный инструмент, который проверяет всю среду в целом. Средство, с помощью которого мы узнали, что исправлять, — это внутренний инструмент службы поддержки Microsoft, существовавший ранее, который отсылался в компанию, запускался там, а затем удалялся, потому что официально не поддерживался. Мы взяли все его возможности и реализовали их в поддерживаемом коде. Служба поддержки Microsoft предусматривает около 300 различных проверок. Разработчики EBS взяли 90 проверок, которые были пригодны для компаний среднего рынка, и закодировали их. Теперь мы можем запускать их заранее, чтобы убедиться, что среда чистая».

90 проверок, проведенные в ходе разработки EBS и SBS, применимы не только к ИТ-среде малых и средних компаний, но и к организациям любых размеров. Можно загрузить Windows Essential Business Server Preparation and Planning Wizards с сайта Microsoft по адресу go.microsoft.com/fwlink/?LinkID=120587. В таблице перечислено десять главных проблем, которые выявила команда по созданию EBS, и указано, куда обратиться за помощью на сайте Microsoft.

Влияние AD

Многие проблемы, выявленные при подготовке EBS и SBS, связаны с AD. Разработчики Microsoft обсудили способы, которые при разработке обоих продуктов позволят учесть возможные проблемы. Кент Комптон, старший проектировщик продукта EBS, объяснил: «Наши клиенты знают об AD. Но любопытно, что, когда мы спрашиваем, сколько OU или GPO у них есть, они не могут ответить. В целом у Windows XP, Windows Vista, Windows Server 2003 и 2008 имеется около 3 тыс. GPO. Обычная компания среднего размера использует, вероятно, около трех. Они не делают простых вещей, таких как защита паролем хранителя экрана, чтобы кто-нибудь не подошел и не начал работать на компьютере. Проблема с AD и Group Policy в том, что пользователи не настраивают их».

Команды разработчиков EBS и SBS сконструировали инструменты, которые помогают потребителям воспользоваться преимуществами этих технологий. Левидоу сказал: «Мы настраиваем групповые политики для автоматического перенаправления папки каждый раз, когда вы создаете учетную запись пользователя. Мы также устанавливаем по умолчанию политику обновления программного обеспечения для всех клиентов, поэтому они по умолчанию защищены, также посредством Group Policy. Мы применяем AD гораздо шире, чем это могли бы делать средние компании без нашей помощи».

Шин Даниэль, старший менеджер программы SBS, добавляет: «Для технологий Group Policy или AD мы предлагаем покупателям простые, знакомые страницы свойств или мастера настройки, запуск которых позволит настраивать их параметры — если они не установлены по умолчанию — или модифицировать их».

«Мы делаем то же самое в EBS, — замечает Левидоу. — Мастера настройки EBS более гибки в отношении параметров, которые вы можете установить. Настройки по умолчанию легче изменить, так как ИТ-специалисты общего профиля в средних компаниях предпочитают иметь более широкие возможности управления, чем пользователи SBS».

Упрощение AD и групповой политики благодаря мастерам может усложнить задачу поиска неисправностей для администраторов. Левидоу рассказывает: «Административная консоль EBS спроектирована с учетом потребностей диагностики. Консоль обеспечивает контекстуальный выбор различных инструментов диагностики, в том числе из системного центра Essentials (SCE). Предупреждения и сведения о событиях из различных мест поступают в SCE, и данные обобщаются в единое представление в консоли. То же самое сделано для всех остальных инструментов. Мы стремимся к тому, чтобы администратор мог увидеть всю свою среду из единой отправной точки».

Доступно для всех?

Поскольку множество проблем, обнаруженных в ИТ-отделах предприятий среднего бизнеса, относится к организациям всех размеров, почему бы компании Microsoft не упростить использование самой операционной системы Windows Server? Дело в большей сложности ИТ-инфраструктуры крупных компаний. Обобщить потребности малого и среднего бизнеса гораздо проще, чем найти конфигурацию, пригодную хотя бы для двух корпораций. Как говорит Левидоу: «Учитывая размер компании, в которой будет применяться EBS, мы можем прогнозировать конфигурацию, располагая тремя серверами. В крупных компаниях такие прогнозы невозможны. Поэтому проблему нельзя решить, лишь упрощая Windows Server. Необходимо обладать достаточными знаниями о среде, чтобы удачно упростить операционную систему, но при этом предоставить потребителям необходимую функциональность для данного сектора рынка».

Хотя Microsoft не может угадать потребности каждой компании, уроки, полученные в процессе изучения особенностей малого и среднего бизнеса, будут полезны для любых предприятий. Проверьте, не свойственны ли сети вашей компании проблемы, обнаруженные Microsoft, и, может быть, вам удастся избежать проблем в будущем. Упрощение конфигурации и следование рекомендациям принесут пользу компаниям любых размеров. Как сказал Дивиш Сатьяволу, менеджер продуктов семейства Windows Essential Server Solutions: «Настоящая болевая точка рынка средних компаний — оптимизировать конфигурацию и упростить ИТ-инфраструктуру. Оптимальная ИТ-инфраструктура принесет плоды в долгосрочной перспективе».

Карен Форстер (karen@windowsitpro.com) — директор редакционной группы Windows IT Pro


Таблица. Десять основных проблем, обнаруженные в сетях среднего рынка