Последние годы только слова «виртуализация» и «облако» могут сравниться с «объединенными коммуникациями» по частоте употребления в ИТ-среде. Суть технологии объединенных коммуникаций в соединении различных средств общения, таких как электронная почта, служба мгновенного обмена сообщениями (IM), телефонная связь, голосовая почта, видео, факс и конференции, в одну систему и предоставлении пользователям контекстной информации, позволяющей им выбрать лучший способ связи с определенным абонентом в конкретный момент времени. Например, компании, установившие комплексную систему объединенных коммуникаций, такую как Microsoft Lync Server 2010, обнаружили, что механизмы голосовой почты используются редко, так как пользователи могут посмотреть, находится ли контактное лицо у телефона, и в случае недоступности абонента принимают решение отправить ему сообщение по электронной почте или сообщение IM вместо голосового письма. Если заглянуть чуть дальше в будущее, становится ясно, что концепция объединенных коммуникаций может быть встроена в бизнес-процессы. Примером может служить выбор группы поддержки, в зависимости от доступности ее специалистов, и последующее обращение к выбранным специалистам посредством автоматизированных механизмов либо с помощью сообщений IM, либо по голосовой связи.
Реализация этой утопической модели требует колоссального объема подготовительной работы. Очевидно, что объединение механизмов связи — технически сложная задача, но она решается гораздо проще, чем задача изменения принципов ведения бизнеса. Информацию о присутствии на рабочем месте и квалификации специалистов придется сделать общедоступной, а также потребуется создать обладающий необходимыми полномочиями коллектив из людей, которые гарантированно будут поддерживать друг друга и организацию в сложных ситуациях. Группа, которая берется за проект создания в компании среды объединенных коммуникаций, UC, должна четко понимать, зачем это делается, кратко сформулировать технические и деловые задачи и сообщить пользователям, как изменятся процессы взаимодействия внутри коллектива.
Что такое Lync?
Lync — это новое название платформы коммуникаций в реальном времени от компании Microsoft, ранее известной как Microsoft Office Communications Server. В состав Office Communications Server (OCS) входили средства IM, механизм определения присутствия, проведения конференций и средства прямой интеграции с набором приложений Microsoft Office. Кроме того, в данном пакете присутствовали зарождающиеся механизмы телефонной связи и средства проведения конференций, простые в обращении и оправдавшие затраты на разработку.
Как и системы Microsoft Exchange Server 2010 и Microsoft SharePoint Server 2010, платформа Lync создана на основе пакета OCS. В ней получили развитие ключевые возможности предшественника. О механизмах взаимодействия с пользовательскими компьютерами и клиентскими программами я расскажу ниже. Платформу Lync отличает от ранее существовавших решений, в частности, следующее.
- Большая расширяемость благодаря инструментарию Microsoft Unified Communications Managed API (UCMA) 3.0, который предоставляет единый набор функций API для доступа ко всем механизмам связи и управления ими. Данные API позволяют легко осуществить доступ к механизмам связи из новых и существующих приложений с помощью пакетов Microsoft Silverlight и. NET Framework.
- Улучшения интерфейса управления (PowerShell, консоль управления Silverlight с веб-интерфейсом).
- Усовершенствованные функции телефонной связи.
Эти изменения особенно значимы в свете появления механизмов тесной интеграции с «облаком», предоставляемых Microsoft Office 365. Использование Office 365 позволит размещать серверы Lync либо локально, либо в «облаке», и обеспечит механизмы совместной работы и единую точку входа (SSO) для таких систем, как Exchange и SharePoint, вне зависимости от их размещения.
Клиент Lync
При разработке Lync специалисты Microsoft хорошо потрудились над модернизацией механизмов взаимодействия с клиентской системой и созданием единого клиентского программного обеспечения для общения в реальном времени. Самое крупное изменение заключается в том, что клиент Live Meeting больше не существует, а все его функции переданы базовому клиенту системы Lync.
Клиент Lync дает пользователям всю необходимую информацию, чтобы связаться с нужным человеком наиболее подходящим способом. Информация о присутствии берется из сведений в календаре Exchange и дополняется данными о состоянии компьютера, расположении и готовности устройства. Возможность добавления фотографий, тесная интеграция с системами SharePoint 2010 или SharePoint 2007 для поиска специалистов по навыкам, механизм обновления, аналогичный механизму в системе Twitter, названный Activity Feed (он обеспечивает обновление статуса, формирование сообщений «нет на месте», создание уведомлений об изменении фотографий), — эти возможности формируют насыщенную информационную среду, которая позволяет различным группам более тесно взаимодействовать и понимать цели друг друга. Кроме того, пользователи могут без труда найти нужного человека в организации. Безусловно, если требуется отключить некоторые функции, например Activity Feed, это можно сделать в настройках клиента.
Клиент Lync был полностью переделан по сравнению с клиентом OCS. Интерфейс клиента имеет простую структуру с легкодоступными ключевыми функциями, его работа основана на четырех главных закладках, которые предоставляют доступ к контактам, истории и телефонной связи, а также к механизму определения состояния Activity Feed. Среди примеров, демонстрирующих легкость использования Lync, — переключение между аудиоустройствами даже во время звонка, сворачивание подачи видео в вызове и перемещение его на другой монитор для более удобного просмотра, а также получение визуального доступа к голосовой почте и большой цифровой панели, предназначенной для набора номера.
Компания Microsoft проделала огромную работу, чтобы обеспечить тесную интеграцию между системами Outlook, Lync и большим программным пакетом Microsoft Office 2010. Конечно, система Lync работает и с более ранними версиями Office. Для получения более подробной информации о совместимости обратитесь на TechNet к странице Lync 2010 Compatibility по ссылке technet.microsoft.com/en-us/library/gg412817.aspx.
Одним весьма полезным улучшением в системе Lync при работе с Office 2010 является карта присутствия контакта, которая всегда имеет один и тот же вид вне зависимости от того, из какой программы Office она была запрошена. Карта контакта содержит ключевые данные о местонахождении человека и его доступности, а также предоставляет доступ к основным режимам связи по щелчку мыши, как показано на экране 1. Например, система Lync объединяет объекты контактов, найденные в списке Global Address List (GAL), контактах Outlook и, возможно, в социальных сетях Facebook и LinkedIn с помощью коннектора Outlook Social Connector (OSC), чтобы создать единый контакт, включающий всю доступную информацию о пользователе. Еще одно дополнение в клиенте Lync, которое при запуске описывается как «основа всех звонков», — новая закладка истории беседы. Механизм работы этой закладки служит еще одним примером тесной связи с системой Exchange. Он использует серверы Exchange 2010 или Exchange 2007 в качестве хранилищ данных, из которых мгновенно извлекает историю всех предыдущих разговоров по IM, голосовой связи или в конференции, а также дает пользователям возможность вновь вернуться к разговору, предоставляя им информацию о ходе прерванной беседы.
Экран 1. Карта контакта Lync 2010 |
В составе Lync отсутствует инструмент, заменяющий приложение Communicator Web Access (CWA) из клиентского пакета OCS. Клиент CWA предоставлял пользователям доступ к основным механизмам IM и функциям проверки присутствия, а также обеспечивал возможность общего доступа к компьютеру через веб-браузер. Хотя (я еще коснусь этого вопроса чуть ниже, в разделе, посвященном конференциям) простая клиентская программа на основе браузера в составе Lync все-таки имеется, на данный момент она предоставляет доступ только к конференциям (экран 2).
Экран 2. Встроенный веб-клиент Lync 2010. Подключение к конференции через веб-интерфейс |
На сегодня, если вы хотите использовать более функциональный веб-клиент, вам необходимо установить программу CWA из пакета OCS 2007 R2. У Microsoft есть планы по созданию встроенного веб-клиента для системы Lync, хотя сроки его выпуска пока неизвестны.
Система Lync предоставляет ряд усовершенствованных функций для пользователей мобильных устройств, в частности для пользователей решений BlackBerry. Платформа BlackBerry Enterprise Server (BES) 5.0 SP3 включает встроенный клиент Lync, который подключается непосредственно к системе Lync, так же как это делает клиент Microsoft Office Communicator Mobile (CoMo) в устройствах на базе Windows Mobile 6.5. Решение BES 5.0 SP3 делает устройства BlackBerry одними из самых многофункциональных клиентских решений, доступных для работы с Lync (по крайней мере, пока не появятся новые клиентские решения iPhone и Windows Phone 7, выпуск которых запланирован в 2011 году). Пользователи, верные платформе Windows Mobile 6.5, в дальнейшем продолжат применять существующий клиент CoMo для работы с системой Lync.
Наконец, стоит отметить, что клиент Lync можно устанавливать на компьютеры с Windows XP SP3 или более новыми версиями, а также существует клиент для решений Mac, совместимый с системами Mac OS X 10.5.8 и выше. Это решение под названием Microsoft Communicator for Mac 2011 содержит механизмы IM, голосовой связи, видеосвязи, а также обеспечивает проведение конференций и интеграцию с пакетом Microsoft Office for Mac 2011. К сожалению, некоторые механизмы на данный момент отсутствуют, например средства настройки конференций через Microsoft Outlook 2011, однако расширение функциональности ожидается в ближайшем будущем. Для получения более подробной информации об уникальных функциях, которые доступны на данный момент, обратитесь на сайте Microsoft TechNet к странице Client Comparison Tables по ссылке technet.microsoft.com/en-us/library/gg425836.aspx.
Совместная работа
Ключевым улучшением клиента Lync является интеграция функциональности продукта Microsoft Office Live Meeting, для которого больше не нужен отдельный клиент. Теперь можно успешно проводить конференции, как запланированные (то есть добавленные в календарь через клиента Microsoft Outlook версий 2010, 2007 или 2003), так и срочные, с помощью одного клиента. Доступны все прежние функции, такие как загрузка слайдов и раздаточного материала, режим докладчика с возможностью самостоятельной навигации между слайдами и пометками к ним, анимация слайдов, разделяемый блокнот (white boarding) и голосования. Кроме того, есть возможность предоставления общего доступа к программе или ко всему компьютеру во время передачи видео- или аудиопотоков, что делает Lync совершенной системой конференций. Безусловно, конференции можно записывать и затем напрямую загружать на сайт SharePoint для просмотра в будущем.
Существуют и некоторые проблемы, связанные с работой конференций в системе Lync, — например, к сожалению, отсутствует возможность расположить мозаикой изображения с камер всех участников, чтобы видеть всех одновременно во время конференции. Работа над логикой переключения изображений в системе Lync между текущим и предыдущими ораторами все еще ведется. В данном случае могут помочь решения по организации конференц-моста от сторонних производителей, например от компаний Tandberg, Polycom и LifeSize.
Система Lync предоставляет доступ к конференциям для внешних партнеров различными способами. Можно зайти на конференцию через выбранный веб-браузер, через предоставленный телефонный номер или клиентскую программу Attendee, которая представляет собой упрощенную версию клиента Lync, предоставляющую доступ ко всем элементам конференции, в том числе голосовой доступ и видеодоступ с компьютера, не принадлежащего вашей компании. Также возможен прямой доступ по телефону. Механизмы подключения к системе Lync по коммутируемым телефонным линиям были оптимизированы, чтобы позволить участникам подключиться к любой конференции. Сразу после подключения пользователи могут задействовать знакомые, настраиваемые тоновые команды DTMF для управления участием в конференции. Например, участников могут попросить указать свои имена и предоставить возможность включать или выключать телефонные линии, а организаторы легко смогут произвести перекличку.
Среди новых функций конференций особенно выделяется функция фойе. Эта функция позволяет организаторам не пускать участников на конференцию до получения соответствующего разрешения, чтобы провести качественную презентацию. Пока участники ожидают в виртуальном «фойе», звучит музыка. Хотя Microsoft не поддерживает возможность изменения музыки, вы все равно можете ее поменять (см. статью Microsoft «How to customize voice prompts or music files for dialin audio conferencing in Microsoft Office Communications Server 2007 R2», которую можно найти по ссылке support.microsoft.com/kb/961177).
Телефонная и голосовая связь
Особое внимание группы разработчиков при обновлении Lync было уделено усовершенствованию функций телефонной связи. Цель Microsoft — конкурировать с Cisco и Avaya и войти в тройку крупнейших телефонных компаний. Возможности Lync 2010 помогут Microsoft продвинуться в этом направлении.
С точки зрения архитектуры в Lync было внесено множество изменений, необходимых для того, чтобы поддерживать повышенную работоспособность и возможности перехода на другой ресурс при сбоях как в центрах хранения и обработки данных, так и в филиалах. Клиенты Lync могут подключаться либо к основному, либо к резервному регистратору, который позволяет системе автоматически переключаться на резервный центр обработки данных в случае возникновения проблем. Пока сохраняется доступ к медиаканалу, существующие подключения не будут прерваны. Специально для филиалов предусмотрены аппаратные решения Survivable Branch Appliances. Это оборудование, поставляемое партнерами Microsoft, такими как NET Quintum, HP, Ferrari и Audiocodes, управляется централизованно и не требует глубоких технических знаний для установки. Устройства работают как регистраторы для локальных пользователей и в случае отказа канала WAN пересылают звонки в центральный офис по местной телефонной сети общего пользования (PSTN). Список поддерживаемых устройств можно найти на сайте Lync Unified Communications Open Interoperability Program по ссылке technet.microsoft.com/en-us/lync/gg131938.
Важной особенностью системы Lync является поддержка службы Enhanced 911 (E911). Lync может предоставлять информацию о местонахождении сотрудника службам спасения через соединение на основе протокола Session Initiation Protocol (SIP). Информация о местонахождении собирается автоматически, если пользователь находится в локальной сети и администратор прописал данную сеть в настройках службы Location Information Service (LIS) системы Lync. В случае с внешним пользователем сотруднику предлагается внести данную информацию самостоятельно. Информация хранится в системе и автоматически предоставляется в момент, когда Lync распознает сеть, подключение к которой уже осуществлялось.
Конечные пользователи могут опробовать в своей работе преимущества множества новых функций, таких как пауза в звонке, вторая/частная линия, проверка качества звонка. Проверка качества будет полезна при работе с незнакомыми сетями, а также подключениями по Wi-fi или ADSL. Пользователь может просто заказать разговор по телефону у автоматической программы-робота, сделать аудиозапись и прослушать ее, чтобы определить, является ли качество голоса приемлемым. Помимо этого, данная функция предоставляет информацию о причинах плохого качества звонка, как показано на экране 3.
Экран 3. Уведомление о качестве звонка в Lync 2010 |
В системе Lync сохранился механизм работы с делегированием, необходимым в случаях, когда ассистент управляет звонками руководства, — эта возможность появилась в пакете OCS 2007 R2. В Lync реализация механизма делегирования и управление им осуществляется через клиентскую программу, а не через консоль Attendant Console. Attendant Console зарезервирована для сценариев обработки большого объема звонков, например для сценариев работы оператора. Кроме того, пользователи могут помечать звонки особой важности и нежелательные звонки, а также добавлять ярлыки облегчения поиска звонков среди записей Call Detail Records (CDR), хранящихся на сервере слежения. Эта функция сильно ограничена в данный момент: запись звонков выполняется не мгновенно; кроме того, отсутствует механизм автоматического оповещения администраторов.
К другим важным обновлениям относятся внедрение механизмов Call Admission Control (CAC), а также улучшения в приложении групп ответственности, которые помогают обеспечивать поддержку небольших центров обработки вызовов. Компания Microsoft внедрила механизм САС для решения проблем с предоставлением связи в реальном времени в локальных и распределенных сетях с ограниченной пропускной способностью. Для настройки работы САС необходимо связаться с сетевым администратором и узнать адреса групп концентраторов и ссылок WAN. Вы должны знать доступную ширину канала, возможность использования кодека и определить максимальную пропускную способность для системы Lync, чтобы надлежащим образом контролировать количество одновременных звонков. Когда достигается предельное значение, можно воспользоваться политиками для принятия решений о переадресации звонков (например, перенаправить видео через Интернет или передать звонок в сеть PSTN). Видео и голос можно переадресовывать по разным каналам, чтобы оптимизировать использование полосы пропускания. Другим преимуществом Lync является то, что система ведет журнал всех заблокированных и переадресованных звонков, чтобы в дальнейшем на его основе можно было подходящим для вас образом настроить политики. Если говорить об улучшениях в группе ответственности, то ключевым нововведением, которое стоит выделить особо, является возможность поддержки объединенных групп и сокрытия нескольких агентов за групповым именем, позволяющая обеспечить анонимность агентов.
И наконец, Lync 2010 поддерживает широкий спектр устройств, включая общедоступные (расположенные в общественных местах) и настольные телефоны, которые работают по протоколу IP, а не через соединение USB. Хотя система Lync сохранила поддержку всех старых механизмов взаимодействия с офисными телефонными станциями, теперь для них существует достойная альтернатива.
Управление и составление отчетов
В Lync 2010 можно отметить некоторые улучшения в управлении и составлении отчетов. Оснастка Microsoft Management Console (MMC) OCS осталась в прошлом и была заменена отличной панелью управления с веб-интерфейсом, которая показана на экране 4.
Экран 4. Панель управления Lync Server 2010 |
Панель управления Lync 2010 обеспечивает простой доступ к ключевым функциям без необходимости преодоления множества слоев информации о конфигурации системы. Так как панель основана на веб-интерфейсе, вы можете управлять системой Lync с любого компьютера, на котором установлены браузеры Internet Explorer (IE) 7.0 или 8.0 или Firefox версии 3 и выше, а также дополнение Microsoft Silverlight 4.
Как и в случаях с Exchange 2010 и большинством серверных приложений компании Microsoft, система Lync полностью управляема через среду PowerShell, а это означает, что возможна автоматизация почти любого процесса, а техническая документация по настройке системы проста для восприятия. Безусловно, как и в системе Exchange, не все параметры можно настроить из оболочки и не все действия выполняются через интерфейс пользователя. Например, параметры приостановки звонка, оповещения о неопределенных расширениях, а также определенные политики клиента могут быть настроены только через PowerShell. В общем, имеет место баланс между оболочкой и интерфейсом пользователя, а учитывая, что использование PowerShell становится стандартом для всех продуктов компании Microsoft, данная оболочка — одна из основ, которые администраторы должны изучить.
Еще одним удачным нововведением является ролевая модель управления доступом RBAC. В системе OCS было очень сложно реализовать механизмы управления на уровне организации или пула. Крайне ограниченная глубина делегирования не давала глобальным организациям возможности передать права на установку или администрирование, поэтому требовалось организовывать команду сотрудников, которая отвечала за централизованное управление. Система Lync 2010 включает 11 предопределенных ролей, которые позволяют выполнять наиболее распространенные административные задачи. К тому же вы можете создавать собственные настраиваемые роли для более гибкого делегирования управления. К сожалению, в системе Exchange отсутствует возможность прямой интеграции с системой RBAC.
Система Lync тесно интегрирована с решением Microsoft System Center Operations Manager и при составлении отчетов предоставляет даже больше информации, чем ее предшественник. Например, в состав Lync 2010 входит механизм оповещений с возможностью действия: когда приходит оповещение, оператор может щелкнуть кнопкой мыши по ссылке, чтобы запустить автоматический процесс исправления ошибки (например, перезапуск служб). Это означает, что операторы могут восстановить службу без административного доступа к серверам. Еще одно нововведение — возможность создания искусственных транзакций, которые позволяют системе Operations Manager автоматически выполнять действия (например, имитировать телефонные вызовы) для регулярной проверки работоспособности службы.
И наконец, в системе Lync усовершенствованы механизмы создания отчетов о параметрах и качестве звонков. Это позволяет формировать наглядные отчеты, необходимые для управления системой. Отчеты располагаются на информационной панели, как показано на экране 5. Такой подход обеспечивает быстрый доступ к данным и позволяет получить подробную информацию об определенных проблемах, например плохом качестве вызова.
Экран 5. Панель отчетов Lync Server 2010 |
Установка
У большинства администраторов сложилось мнение, что процесс установки пакета OCS слишком сложен. К тому же требовалось много серверов для поддержки всех возможностей данного решения. Специалисты Microsoft сделали многое, чтобы система Lync 2010 изменила этот стереотип. На рисунке показаны различные серверные роли, используемые в системе Lync 2010.
Рисунок. Серверные роли Lync Server 2010 |
Внешний сервер (Front End) является ядром системы и используется в качестве точки доступа к конфигурации и регистратора для пользователей. Внутренний сервер (Back End) — это сервер базы данных SQL Server. Пограничный сервер (Edge) обеспечивает внешний доступ. Сервер-посредник (Mediation) осуществляет изменение сигнала при использовании различных голосовых кодеков и может быть установлен на одном компьютере с внешним сервером. Роль сервера конференций (AV Conf) обеспечивает масштабируемость узлов Multipoint Control Units (MPU), используемых в конференциях для распределения рабочей нагрузки по разным серверам. Серверы архивации (Archiving) и наблюдения (Monitoring) обеспечивают хранение передаваемых данных и отчетов о звонках соответственно. Сервер-диспетчер (Director) используется в качестве дополнительного средства безопасности, защищающего внешний сервер, а также как средство перенаправления нагрузки между внешними серверами в системах с несколькими пулами. И наконец, на сервере группового общения (Group Chat) создаются устойчивые области общения с возможностью контроля соблюдения установленных требований и фильтрации сообщений.
Если говорить о поддерживаемых платформах, то, как и большинство серверных продуктов, вышедших в 2010 году, систему Lync можно устанавливать на серверы Windows Server 2008 R2 или Windows Server 2008 SP2. Приятным дополнением стала поддержка гипервизорами Microsoft Hyper-V и VMware виртуализации всех ролей системы, включая те, что обрабатывают потоковые данные в реальном времени. Ориентироваться стоит на 50-процентное сокращение задействованных аппаратных мощностей. Более подробную информацию о поддержке виртуализации в системе Lync 2010 можно найти в статье Microsoft TechNet «Running in a Virtualized Environment» по ссылке technet.microsoft.com/en-us/library/gg399035.aspx.
Еще одно преимущество заключается в том, что система Lync 2010 меньше зависит от распределителей нагрузки. Эти устройства скорее необходимы для траффика HTTP и HTTPS, а не для больших объемов потоковых данных, которые проходили через них при работе с системой OCS. Такой подход упрощает процесс установки и почти исключает одну из самых сложных задач, которые приходилось решать при развертывании OCS.
Специалисты Microsoft внесли существенные изменения в систему Lync, призванные устранить известные проблемы в процессе установки. Теперь установка начинается с запуска инструментов Planning Tool и Topology Builder. Инструмент Planning Tool собирает информацию о параметрах установки, включая имена и IP-адреса серверов. Далее собранные данные добавляются в файл XML, который потом импортируется в инструмент Topology Builder. Хотя инструмент Planning Tool довольно прост, он помогает начинающим пользователям и гарантирует, что хотя бы основные операции процесса установки будут выполнены правильно. Остальные параметры будущей системы, в том числе данные о пулах внешних серверов, пулах пограничных серверов и других элементах инфраструктуры, таких как серверы наблюдения и архивации, задаются с помощью инструмента Topology Builder. После этого происходит установка центральной базы данных конфигурации и в ней прописывается топология системы. Затем нужно развернуть все серверы системы, которые после начальной загрузки установят соответствующие конфигурации из главного хранилища. Еще одно преимущество нового продукта состоит в том, что пограничный сервер теперь управляется централизованно, и администраторам не надо регистрироваться в системе с локального сервера. Новая модель репликаций SQL Server гарантирует, что администраторы как минимум обдумают параметры установки во время использования Topology Builder и таким образом смогут избежать серьезных ошибок. Кроме того, для хранения информации о конфигурации теперь используется одно хранилище, в то время как пакет OCS задействовал хранилища SQL Server, Active Directory (AD) и Windows Management Instrumentation (WMI).
И еще одна вещь, о которой стоит помнить при планировании и установке, — при использовании оборудования и служб от сторонних производителей лучше пользоваться программой Microsoft Unified Communications Open Interoperability Program. Эта программа позволяет производителям выпустить сертификат, удостоверяющий, что их продукты корректно взаимодействуют с системой Lync. Более подробную информацию о программе можно найти на сайте Lync Unified Communications Open Interoperability Program по адресу technet.microsoft.com/en-us/lync/gg131938.
Стоит попробовать!
Система Lync 2010 доступна для использования с декабря 2010 года. Эта версия включает важные функции, гарантирующие превосходное качество обслуживания объединенной архитектуры, состоящей из различных механизмов связи. Систему удалось превосходно интегрировать в схемы телефонной связи и совместной работы. К тому же легкость использования и тесная интеграция Lync с производительной платформой Microsoft гарантируют, что пользователи смогут с ходу разобраться в механизмах системы. Словом, Lync 2010 — один из самых интересных продуктов от Microsoft за последние годы, и каждой компании стоит опробовать его возможности.
Натан Винтерс (nathan@clarinathan.co.uk) — консультант по объединенным коммуникациям в компании Dimension Data. Имеет звание MVP по Exchange Server