При оценке перспектив перехода на ту или иную платформу для передачи сообщений компании, эксплуатирующие системы Exchange Server 2003 и Exchange Server 2007, оказываются перед интересным выбором. Традиционное решение состоит в том, чтобы, по-прежнему устанавливая программные средства внутри организации и управляя ими локально, переходить на версии Windows Server 2008 R2 и Exchange Server 2010 SP1. Альтернатива — воспользоваться возможностями «облака» и перевести часть почтовых ящиков организации (или все эти ящики) на платформу стороннего подрядчика. .

BPOS, предшественник Office 365

Набор SaaS-служб Microsoft Business Productivity Online Standard Suite (BPOS) поступил в продажу в ноябре 2008 года; это была первая попытка Microsoft закрепиться на рынке решений, предоставляемых в аренду. Представители корпорации определяют Office 365 как «продукт эволюции технологий BPOS». Если в основе BPOS лежат версии пакетов Exchange и Microsoft Office SharePoint Server (MOSS), выпущенные в 2007 году, то Office 365 базируется на версиях 2010 этих изделий.

Варианты аренды решения Office 365

Предприятиям, желающим работать с системой Office 365, на выбор предлагается несколько вариантов. Microsoft группирует эти варианты по различным планам, которые оплачиваются подписчиками помесячно. Отмечу, что приведенные здесь цены являются базовыми для США; необходимо уточнить их в ближайшем локальном офисе Microsoft. Планы применимы к стандартным версиям Office 365. В свое время на рынок поступят построенные на базе Office 365 решения для замены специализированной версии и версии для государственных учреждений BPOS. Их цены будут определяться в ходе переговоров между представителями Microsoft и клиентами корпорации.

Варианты для небольших предприятий

План P ориентирован на поддержку предприятий малого бизнеса (с числом пользователей от пяти и более). Это сверхконкурентный рынок, где Microsoft ведет жесткую борьбу с Google Apps. Ежемесячно Microsoft взимает по 6 долл. с каждого пользователя, подписавшегося на план P, который включает следующие компоненты:

  • почтовый ящик Exchange 2010 емкостью в 25 Гбайт (включая онлайн-архив) с доступом через Outlook или Outlook Web App (OWA);
  • сайты группы SharePoint 2010;
  • Office Web Apps;
  • простой общедоступный веб-сайт;
  • Интернет-конференции Lync и совместное использование рабочих столов;
  • мгновенный обмен сообщениями с участием нескольких сторон и вызов конкретного абонента;
  • самопомощь и функция под названием «поддержка сообщества» (возможность искать ответ с помощью любимого процесса поиска).

План P включает множество нужных функций, и, с точки зрения компаний, эксплуатирующих по одному или по два сервера Exchange 2003, он явно определяет направление дальнейшего развития. Однако, если такие компании хотят перейти на платформу Office 365, им придется вложить дополнительные средства в развитие сетевых ресурсов, поскольку в данном случае их пользователи смогут выполнять свою работу лишь при наличии надежного канала связи с широкой полосой пропускания. Новые горизонты план P открывает и перед независимыми реселлерами, поскольку у тех появится возможность предоставлять компаниям услуги по перемещению почтовых ящиков в среду Office 365, а затем использовать некоторые из новых функций для формирования сайтов групп, для создания веб-сайта (если клиент еще не обзавелся таковым), для подготовки пользователей к работе с продуктом Lync и т. д.

Варианты для более крупных предприятий

Корпоративные планы для крупных компаний — задача более сложная; ведь и количество пользователей, чьи потребности необходимо учитывать, и число типов этих пользователей в данном случае возрастает. Пользователи крупных компаний зачастую работают во множестве офисов, расположенных в целом ряде стран; они организованы в различные структуры и в функциональном отношении должны удовлетворять множеству требований, чтобы не нарушались правовые нормы, регулирующие работу соответствующей отрасли.

К факторам, которые могут осложнять планирование и развертывание программного обеспечения на крупных предприятиях, относятся следующие.

  • На ряде предприятий может возникнуть необходимость формирования комбинированной среды, где часть пользователей будет подключаться к серверам, функционирующим в собственном центре обработки данных компании, тогда как другие пользователи будут подключаться к Office 365. Федерация, или способность серверов, функционирующих в одной и в другой среде, совместно использовать такую информацию, как данные о доступности, чрезвычайно важна для организации объединенной службы для пользователей.
  • Как правило, на предприятиях используется более широкий диапазон устройств.
  • Работа некоторых приложений может зависеть от Exchange или SharePoint. Так, система Exchange нередко выполняет функции сервера SMTP, который позволяет приложениям отправлять сообщения в процессе их обработки. Платформа Office 365 не предполагает работу с общедоступными папками, и это обстоятельство заставит отказаться от нее те компании, которые по-прежнему применяют такие папки для распределения и совместного использования информации в рамках своих систем Exchange.
  • Администраторы предприятий должны сводить к минимуму действия, снижающие производительность труда пользователей. Одно дело, если после перемещения почтового ящика администратор осуществляет однократный перезапуск программы Outlook — против этого не может быть никаких возражений. Но с другой стороны, после миграции ИТ-системы в «облако» такие компоненты, как Autodiscovery, должны функционировать безотказно — во избежание обращений в службу поддержки в связи с разрывами сетевых соединений.
  • Большое значение придается оперативной и четкой работе в режиме 24 часа 7 дней в неделю службы технической поддержки, которая должна состоять из опытных профессионалов.

Действие этих факторов осложняет операционную среду Office 365. Планирование ее развертывания часто занимает много времени и требует учета большого количества деталей. Чтобы наладить четкое взаимодействие локальных и «облачных» серверов и обеспечить тем самым безупречное обслуживание пользователей, необходимо разобраться во всех хитросплетениях обстоятельств, связанных с федерацией, синхронизацией, обеспечением безопасности и с организацией мониторинга.

Microsoft подразделяет корпоративных пользователей на две категории: пользователей киосков и сотрудников, занимающихся обработкой информации. План K разработан для служащих, которые не проводят за компьютером много времени. Типичным примером таких сотрудников являются фабричные рабочие. Возможно, им нужен доступ к электронной почте и к сайтам групп — чтобы принимать участие в совместных мероприятиях в рамках компании, — но по большому счету на этих мероприятиях они выступают в роли скорее потребителей информации, чем генераторов новых идей. Когда у пользователей этой категории возникает необходимость познакомиться с актуальной информацией о положении дел в компании, они обычно садятся за общедоступный корпоративный компьютер. Поэтому в соответствии с планом K пользователям предоставляются следующие средства:

  • почтовые ящики емкостью 500 Мбайт с доступом через OWA или доступ по протоколу POP3, таким образом обеспечивается поддержка некоторых мобильных клиентов;
  • доступ к сайтам групп SharePoint, но без выделения средств для хранения данных;
  • Office Web Apps.

Здесь имеется два варианта. План K1 (с ежемесячной оплатой 4 долл.) предназначен для сотрудников, которым лишь периодически требуется доступ к корпоративной системе обработки электронной почты и право доступа к документам Office (только для чтения). План K2 (с ежемесячной оплатой 10 долл.) включает приложения Office Web Apps, обеспечивающие служащим возможность редактирования документов.

План E предназначен для служащих, занятых обработкой информации, которые являются традиционными пользователями продуктов Exchange и SharePoint. Клиентам предлагается четыре варианта (от E1 до E4); ежемесячная плата за подписку составляет от 10 до 27 долл. Два наиболее полных варианта (E3 и E4) предусматривают право подписчика устанавливать на компьютер копию пакета Office 2010 Professional Plus. Все варианты плана E включают следующие компоненты:

  • почтовый ящик емкостью 25 Гбайт, доступный через Outlook или OWA либо через мобильные клиенты (ActiveSync или POP3/IMAP4);
  • хранилище для данных SharePoint на 500 Мбайт;
  • телекоммуникационные решения Lync, включая средства для мгновенного обмена сообщениями и атрибуты присутствия.

Чтобы добиться приемлемого баланса между функциональными возможностями и затратами, администраторам компаний, по-видимому, придется посвятить какое-то время планированию разделения сотрудников на группы, пользующиеся планами K и E в различных сочетаниях. При этом предполагается, что руководство компании знает своих пользователей и имеет четкое представление о том, как те обращаются к существующим локальным корпоративным службам и пользуются ими. Но беда в том, что администраторы многих организаций не имеют данных о том, какие сотрудники используют те или иные функции Exchange, SharePoint и других приложений. Легко распределить по различным планам сотрудников, чьи потребности очевидны: надо полагать, что все работники управленческого аппарата будут работать по плану E4, даже если им нужны не все предусмотренные средства, а служащие, занятые неполный рабочий день, получат план E1, если их потребности ограничиваются доступом к системе обработки электронной почты, календарю и средствам мгновенного обмена сообщениями. А вот как быть с сотрудниками, занимающими промежуточное положение между названными категориями, — над этим придется поломать голову проектировщикам.

Сколько это будет стоить

Рассчитать основной показатель — базовую стоимость решения Office 365 — несложно. Достаточно выполнить ряд элементарных арифметических действий. Берем ежемесячную плату за использование каждого плана и умножаем ее на количество пользователей, которые будут работать с соответствующим планом, после чего суммируем полученные результаты. Далее мы можем определить объем тех средств, которые могут быть сэкономлены и о которых можно будет доложить директору информационной службы, поскольку нам не придется более нести расходы по эксплуатации локальных серверов со всеми необходимыми лицензиями, а также все прочие расходы, которые быстро формируются в связи с работой таких служб, как служба обработки электронной почты.

Однако дело не сводится к замещению крупных затрат по одной статье менее значительными ежемесячными выплатами или, как выражаются специалисты по анализу финансовой отчетности, к переносу капитальных затрат на производственные расходы. Переход на «облачную» платформу влечет за собой и другие затраты. Хорошим примером могут служить расходы на эксплуатацию сетей. Почти все компании сегодня пользуются сетями, спроектированными для обслуживания внутренних коммуникаций. Эти сети отражают связи между корпоративными центрами обработки данных и пользователями в офисах и в других рабочих помещениях компании. Но при переходе на «облачную» платформу сеть должна быть переориентирована на обмен данными с внешним миром, поскольку теперь клиенты, функционирующие внутри компании, взаимодействуют по каналам Интернета с серверами, расположенными в удаленных центрах обработки данных. Мы должны быть уверены, что инфраструктура сети может справиться с изменившимися запросами и взаимодействовать с «облачными» службами столь же эффективно, как она взаимодействовала с локальными серверами.

Часто забывают также о затратах на мониторинг и составление отчетов. Несложно следить за работой серверов, размещающихся во внутренних центрах обработки данных и полностью контролируемых сотрудниками ИТ-департамента компании. Труднее решать эту задачу, когда серверы располагаются где-то в «облаке» и к ним надо обращаться с использованием среды, которая вообще никем не контролируется (Интернет). Крупные поставщики услуг хостинга, такие как Microsoft, предлагают потребителям добротные панели мониторинга, которые отображают данные о доступности услуг и об известных периодах простоев, но эти средства измеряют доступность лишь в терминах поставщика и часто по границам центра обработки данных поставщика, а не в представлении, понятном для пользователя («Могу ли я получить свою электронную почту?»). Поэтому потребителям важно измерять и анализировать быстродействие таким образом, чтобы иметь возможность действовать с упреждением и предъявить претензии поставщику, в случае если предоставляемые услуги не соответствуют требованиям соглашения об уровне обслуживания service level agreement (SLA).

Кроме того, переход на «облачную» платформу влечет за собой увеличение затрат на развертывание. Планирование перехода и его осуществление предполагают выполнение множества различных задач, в том числе настройку служб федерации Active Directory Federation Services (ADFS), активацию единой процедуры регистрации, обеспечение легкого переноса почтовых ящиков (что не должно отражаться на работе локальных серверов). Кроме того, администраторы должны позаботиться о том, чтобы такие сведения, как, например, данные о доступности для почтовых ящиков по обе стороны границы, отделяющей локальные серверы от «облачных», были доступны для всех пользователей.

К расчету динамики затрат каждая компания подходит по-своему. В некоторых организациях по-прежнему широко практикуется оказание услуг на локальном уровне. В других реализуется комбинированная модель, а в третьих в основу всего положена модель «облачная». Исключительно важно уделить достаточное время предварительному планированию. Оно поможет вам понять, из каких элементов складывается общая сумма затрат при пользовании «облачными» услугами. Тогда вы сможете оперировать корректными сравнениями и получите четкое представление о том, где можно добиться экономии и где предстоят новые расходы. Вооружившись этими сведениями, вы сможете принять более обоснованное решение о том, имеет ли смысл переводить компанию на «облачное» обслуживание (и если да, то когда лучше всего предпринять этот шаг).

Работа с Office 365

Деятельность администраторов всегда оценивают по качеству услуг, которые они оказывают пользователям. Вот почему так важно знать, насколько эффективна платформа Office 365 в глазах потребителей. В этом отношении мне повезло: вот уже несколько месяцев я являюсь пользователем Office 365 и обращаюсь к своему почтовому ящику с помощью Outlook 2010, OWA и аппарата iPhone. Когда я пользовался Office 365, это решение проходило стадию бета-тестирования, но даже на той стадии оно произвело очень хорошее впечатление. Некоторые накладки имели место лишь в тех случаях, когда я использовал клиент OWA в браузере Chrome (платформа Office 365 полностью совместима с браузерами IE 7 и более новых версий, FireFox 3 и более новых версий, а еще Safari 4 и более новых версий), а также когда мне пришлось настраивать свой iPhone для доступа к электронной почте по протоколу IMAP, вместо того чтобы использовать для этой цели предусмотренную разработчиками iPhone возможность применения учетной записи Microsoft Exchange (ActiveSync). Второе затруднение в конечном итоге было устранено. По прошествии двух недель после моей первой попытки настроить iPhone для подключения к домену Office 365 с помощью ActiveSync я предпринял вторую попытку, и она завершилась успешно. Правда, мне пришлось столкнуться и с несколькими другими не столь острыми проблемами, но в реальной жизни они, в сущности, не имеют значения.

С точки зрения пользователя работа с программами OWA или Outlook организована точно так же, как и в случае взаимодействия с локальным сервером. Чтобы подключиться к Office 365, требуется программа Outlook 2007 SP2 или ее более новая версия; поддерживается и Outlook 2011 for Mac. Клиентские платформы включают в себя Windows 7, Windows Vista SP2, Windows XP SP3, Mac OS 10.5, а также Mac OS 10.6. Для модернизации операционной системы настольных компьютеров, как и приложений Office, специалистам некоторых компаний придется выполнить дополнительную работу, но ситуация на сегодня такова, что, если вы используете старые версии программного обеспечения, вам так или иначе пора их обновлять.

Как показано на экране 1, единственное отличие, которое сразу бросается в глаза после подключения с помощью OWA, — это логотип Office 365 в верхнем левом углу экрана, а также ряд дополнительных возможностей (таких, как функция Team Site) на верхней панели меню. На том же экране показано, что в оформлении можно использовать различные темы и что Office 365 обеспечивает доступ к архивированным почтовым ящикам. В распоряжении пользователя имеются все средства, поддерживаемые пакетом Exchange 2010 SP1, включая подсказки MailTips и сетевые архивы.

 

Экран 1. Интерфейс OWA в системе Office 365

Административный доступ

Для обращения к Office 365 и выполнения таких задач, как создание новых почтовых ящиков, администраторы используют веб-браузер или дистанционно размещенную программу PowerShell. Инструментальные средства типа консоли управления Exchange Management Console (EMC) для этой цели не используются. На экране 2 показана базовая страница, которую может увидеть администратор Office 365, а экран 3 иллюстрирует процедуру назначения пользователю лицензии.

 

Экран 2. Страница Microsoft Online Services Admin Overview

 

Экран 3. Просмотр настроек лицензии в Office 365

При работе с Office 365 администраторы Exchange используют модифицированную версию панели управления Exchange Control Panel (ECP), а также функцию управления доступом на основе ролей Role Based Access Control (RBAC). Иными словами, ECP показывает, какими компонентами вам разрешается оперировать в соответствии с правами ролевых групп RBAC, в которые входит ваша учетная запись. Группы RBAC продукта Office 365 отличаются от групп, определенных для локальной версии Exchange 2010, поэтому вы увидите группы с такими именами, как администрирование клиента (Tenant Admin, располагает всем набором средств для управления учетными записями пользователей той или иной группы) и администрирование службы поддержки (Help Desk Admin). Возможно также использование дистанционно размещенной среды PowerShell; поэтому для решения задач администрирования в оболочке PowerShell можно запускать составные команды и сценарии этой оболочки (они тоже управляются посредством RBAC). На экране 4 показано, как администратор может устанавливать свойства почтового ящика пользователя. Этот интерфейс хорошо знаком всякому, кто работал с локальной версией ECP.

 

Экран 4. Редактирование настроек пользовательского почтового ящика

Office 365 и независимые поставщики

Независимые поставщики услуг хостинга традиционно предлагают клиентам доступ к дистанционно размещенным системам Exchange. В продукте Exchange 2010 SP1 разработчики Microsoft предусмотрели для таких партнеров специальный режим хостирования, но этот режим не предоставляет столь же широких возможностей, как Exchange, выполняемый в среде Office 365. В решении Office 365 реализован ряд уникальных функций, но важно отметить: Microsoft не забывает о том, что поставщики услуг хостинга годами сохраняли верность этой компании. Microsoft должна сохранять способность этих партнеров в ряде случаев конкурировать с Office 365 на сравнительно справедливых условиях.

Сторонние производители программного обеспечения ликвидировали многие прорехи в составе Exchange, дополнив его, в частности, средствами антивирусной защиты и подготовки отчетов. Но когда вы работаете с арендованными приложениями, вероятность того, что вам потребуются продукты от сторонних производителей, снижается — хотя бы потому, что администратор, как правило, не может устанавливать программные средства, способные взаимодействовать с серверами, которые функционируют в среде провайдера услуг. В результате у независимых поставщиков программных решений возникает реальная бизнес-проблема. Они могут сосредоточить свои усилия на обслуживании меньшего числа использующих локальные решения клиентов. Кроме того, они могут полностью переориентировать свое предприятие или взяться за разработку решений для платформы Office 365, отдавая себе отчет в том, что административного доступа к серверам у них в любом случае не будет. Самые успешные поставщики обнаружат для себя некую новую функциональную нишу, в рамках которой они смогут поставлять для продуктов Office 365 действительно нужные решения.

Компании, специализирующиеся на консультировании или аутсорсинге Exchange, вряд ли вдохновит широкий диапазон вариантов аренды продуктов Office 365, поскольку эта платформа разрушает значительные сегменты их рынка. Компаниям, перешедшим на Office 365, не будет смысла привлекать сторонних подрядчиков, а тем, кто остановит свой выбор на стандартном варианте аренды Office 365, нет нужды обращаться к консультантам, занимающимся проектированием и развертыванием систем Exchange и SharePoint. С другой стороны, компаниям, которым требуются сложные системы на платформе Office 365, особенно если в них используются комбинированные конфигурации, так или иначе придется привлекать к сотрудничеству консалтинговую фирму, если в штате этих компаний нет сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для управления данными системами. Как всегда, изменения в направлении развития технологии и смена акцентов в ее развитии являются стимулом для эволюции рынка консалтинговых услуг.

Локальные и облачные решения: чему отдать предпочтение?

Быть слугой двух господ нелегко, поэтому руководству Microsoft в течение последующих нескольких лет предстоит проделать большую работу, чтобы найти такой курс развития рынка арендуемых решений, который не оттолкнул бы от корпорации ее традиционных клиентов, ориентированных на локальные продукты. Никто не любит принимать решения под давлением, и заказчики Microsoft вряд ли испытали бы воодушевление, узнав, что эта корпорация вкладывает все свои ресурсы в развитие базы Office 365, игнорируя при этом своих клиентов из сегмента рынка на базе «локального» Exchange.

Платформа Office 365 уже сегодня решающим образом влияет на развитие приложений Microsoft Office, и, по мере того как разработчики Microsoft добиваются все новых успехов в разработке хостируемых серверных приложений, превращая последние во вполне конкурентоспособные альтернативы традиционным локальным системам, это влияние будет только возрастать. Office 365 уже сейчас открывает перед клиентами из мира бизнеса новые возможности — это касается и тех компаний, которые используют комбинированную модель работы, и тех предприятий, которые полностью переходят на «облачную» платформу.

Тони Редмонд (exchguru@windowsitpro.com) — редактор журнала Windows IT Pro, старший технический редактор Exchange & Outlook Administrator, вице-президент и главный технолог HP Services