Полтора десятка лет назад шла большая битва между Exchange 2000 и другими системами электронной почты. Скотт МакНили, в то время главный управляющий компании Sun Microsystems, говорил, что всем безразлично, кто управляет нашими системами электронной почты. По сути, он прав. Просто для подтверждения его слов потребовалось больше времени, чем он полагал. Недавно, просматривая свою книгу об Exchange 2000 (не спрашивайте, зачем я это делал!), я нашел это высказывание. Цитата взята из статьи Скотта МакНили в «Уолл-стрит Джорнел» (2 сентября 1999 года) (http://business.highbeam.com/3594/article-1G1-57634800/outsourcing-your-into-infrastructure):
«Нашим клиентам безразлично, кто готовит еду в кафетерии, приводит в порядок здания или поливает лужайку. Точно так же их не интересует, кто обслуживает системы электронной почты».
Тогда МакНили говорил о традиционном аутсорсинге электронной почты. Компания Sun соперничала с Microsoft на многих фронтах: война между Unix и Windows была в полном разгаре. Соперничество в области электронной почты было одним из важных направлений, и Sun предлагала iPlanet Messaging Server (на основе протоколов SMTP/IMAP/POP). Цена была важным преимуществом Sun, и платить за iPlanet неизменно приходилось гораздо меньше, чем за Exchange, в основном потому, что большие серверы Solaris использовались более широко, чем аналогичные серверы Windows. Поэтому Sun могла предложить пользователям услуги электронной почты за несколько долларов за почтовый ящик в месяц.
Слабым местом Sun была функциональность. На сегодня признано, что комбинация Exchange/Outlook намного более эффективна, чем любые возможности сервера и клиента IMAP. Компании могут сделать вывод, что переход от Outlook (в особенности) приведет к значительным внутренним трудностям, а потенциальная экономия на аппаратных средствах и программном обеспечении быстро компенсируется снижением производительности работы.
В конце 1999 года перспективы виделись иначе. Exchange 2000 был первым продуктом нового поколения Exchange, и переход от Exchange 5.5 проходил непросто. Клиентом был Outlook 98, а Outlook 2000 только что появился. Ни один из этих продуктов не имел столь многочисленной армии лояльных пользователей, как современный Outlook. Обдумывая стоимость миграции, в том числе необходимость впервые развернуть Active Directory, компании рассматривали альтернативы для Exchange 2000. Привлекательность для директоров по ИТ почтового ящика Sun всего за несколько долларов в месяц стала серьезной угрозой для Microsoft, которой пришлось включиться в длительную борьбу. В то время я участвовал во многих кампаниях по продажам и помню, что комбинации Exchange, аппаратных средств Compaq и качественных услуг часто было достаточно, чтобы отразить натиск Sun.
Перенесемся в сегодняшний день. Самые большие отличия от прежних времен — огромное количество обрабатываемых сообщений электронной почты и многочисленность и разнообразие мобильных устройств, подключаемых к нашим серверам. Однако многое осталось неизменным. Стоимость миграции по-прежнему высока — это подтвердит каждый, кто занимался переходом с Exchange 2003 на Exchange 2010 или 2013. Даже несмотря на совместимость с основными протоколами электронной почты, по-прежнему не утихают споры о достоинствах закрытых почтовых систем по сравнению с системами на основе интернет-протоколов. А низкая месячная плата за один почтовый ящик часто используется как аргумент в пользу перехода от локальных систем электронной почты к платформам с размещением у поставщика услуг.
Важная перемена последних двух лет — общее признание факта, что «облачные» платформы способны предоставлять службы электронной почты при уровне безопасности, функциональности и доступности, достаточном для крупных компаний. Успех, достигнутый Office 365 за такое короткое время, просто удивителен. Мне казалось, что переход в «облако» пойдет медленнее, но благодаря сочетанию надежности, привлекательной цены и методичным усилиям Microsoft с целью повышения качества и сертификации аудита удалось развеять сомнения потребителей в отношении Office 365.
Конечно, путь не был совсем гладким, в частности возникали проблемы при переносе клиентов на новейшую программную платформу, но ничто не безупречно, и гигантский размер среды означает, что небольшие затруднения разрастаются в размерах. Office 365 и Google Apps показали, что МакНили был прав: всем безразлично, кто обслуживает наши системы электронной почты. Просто подтвердилось это позже, чем он думал. В статье, опубликованной Мэри Джо Фоули (www.zdnet.com/how-microsoft-is-speeding-up-the-office-trains-7000014370/?s_cid=e539&ttag=e539), приводится высказывание Джеффа Тепера, корпоративного вице-президента Microsoft по офисным серверам и службам: «Идея заключается в том, что работать в облаке удобнее всего». Мы можем не задумываться о том, кто обслуживает наши системы электронной почты, но по крайней мере сегодня нам предоставляются самые качественные услуги.