Мацей Кранц, вице-президент Cisco, ответственный за группу стратегических инноваций, стремится воплотить Интернет вещей в реальность. В ходе своих исследований он написал книгу Building the Internet of Things (https://www.amazon.com/Building-Internet-Things-Implement-Competitors/dp/1119285666), а недавно дополнил ее практическим пособием с тем же названием (https://www.amazon.com/Building-Internet-Things-Project-Workbook/dp/0692068880/ref=asap_bc?ie=UTF8). Обе книги ориентированы на целевую аудиторию специалистов, ответственных за принятие решений в отрасли. «Как ни странно, хотя я работаю в Cisco, но в моих книгах очень мало собственно технологии», — отметил он в своем недавнем интервью.
Идея практического пособия пришла Кранцу после читательских откликов, суть которых сводилась к следующему: «Книга хороша, но я думаю, что мне все же нужна помощь». Он решил написать пошаговый набор инструкций. «Трудность была в том, чтобы сделать практическое пособие применимым к различным отраслям с использованием терминологии, понятной каждому, — вспоминает Кранц. — Нужно было найти баланс между обобщением и чрезмерными подробностями. Хотелось, чтобы читатель мог взять практическое пособие и легко добавить пару шагов, специфичных для конкретной отрасли».
В приведенном далее интервью мы побеседовали с Кранцем о мотивах его вовлеченности в Интернет вещей (IoT), причинах неудач IoT-проектов и трудностях определения рентабельности инвестиций в эту область.
Какими мотивами вы руководствовались, приступая к работе над темой IoT?
В сущности, моя задача — помочь воплотить идеи Интернета вещей в реальность. Каждая компания, большая или маленькая, должна иметь возможность увеличить свои шансы на успех IoT-проектов. Я взялся за эту задачу, чтобы просто сделать IoT реальностью, отбросив рекламную шумиху. Я хотел поделиться конкретными примерами. Это желание привело меня к написанию книги Building the Internet of Things. Это практическое руководство для лиц, ответственных за принятие решений в сфере бизнеса. В случае с IoT очень важно ясно определить задачу, которую вы хотите решить, и подобрать специалистов, которые должны войти в вашу команду.
Правильно собрать команду — проще сказать, чем сделать, не так ли?
Не могу вспомнить, сколько раз мне приходилось чувствовать себя воспитателем в детском саду. Именно такое ощущение возникает, когда в одной комнате собираются специалисты по ИТ, операционной деятельности (ОТ) и логистике. В течение двух часов вы можете выслушивать, почему их совместная работа бессмысленна. А после того как пройдете начальную стадию «почему нет?», придется придумывать, как задействовать знания разных членов команды, и лишь затем приступать к совместной работе над проектом.
Что вы скажете о прошлогоднем исследовании Cisco, показавшем, что почти три четверти корпоративных IoT-проектов завершаются неудачно (https://newsroom.cisco.com/press-release-content?articleId=1847422)?
Это не совсем верная интерпретация результатов. В общей сложности 26% респондентов заявили, что их IoT-проект завершился успехом, но, если вы копнете глубже, выяснится, что большинство респондентов еще находятся в процессе работы. Вместе с тем есть проекты, которые было сдвинулись, но забуксовали.
Каковы основные причины неудач IoT-проектов?
Главная ошибка многих компаний — акцент на разработку решения, а не на решение проблемы.
Другая типичная ошибка — недостаточные фонды. Вы можете потратить два года на разработку продукта и обнаружить, что он не востребован в отрасли. Вы потратили время впустую. Такая ошибка может оказаться роковой для начинающей компании.
Еще один неверный подход — стремление делать все самому, и в результате вы многократно повторяете одни и те же ошибки.
Трудно ли найти компании, готовые поделиться информацией о своих ошибках в развитии IoT, чтобы другие могли извлечь соответствующие уроки?
Когда я работал над своей книгой, представителям многих известных компаний было нелегко публично признаться, что они внедряли IoT-проект. И было в 10 раз труднее найти компании, готовые заявить о своих неудачах из-за опасений, что это негативно отразится на их репутации. В восьмой главе, где говорится о проблемах IoT, не названо ни одной компании, поскольку никто не хотел признаться в неудаче.
Похоже, одна из самых больших трудностей при выполнении сложных корпоративных IoT-проектов — просто начать?
Впервые пытаясь оценить рентабельность инвестиций для нового IoT-проекта, вы вынуждены строить догадки. Однако после завершения первого проекта необходимо провести исчерпывающий анализ рентабельности инвестиций и определить, все ли возможное сделано для увеличения этого показателя. Финансирование для следующего IoT-проекта не должно выделяться просто на доверии, а зависит от успеха предыдущего проекта.
Впрочем, некоторые преимущества, получаемые от инвестиций в Интернет вещей, не поддаются объективному измерению. Примером может служить безопасность. Снижение количества сбоев приносит материальную выгоду, но она не всегда очевидна. В некоторых случаях благодаря Интернету вещей удается повысить качество продукта. Но в конечном итоге вам, скорее всего, удастся точно определить рентабельность инвестиций. Следует выбирать проект с ясной рентабельностью инвестиций или определенными ключевыми показателями эффективности.
Иногда рентабельность инвестиций становится очевидной лишь после начала, верно?
Да, такое возможно. Во всей моей книге встречается лишь два упоминания о Cisco. Одно относится к проекту, который мы выполняли на наших заводах в Малайзии. Мы думали, что можем использовать Интернет вещей для оптимизации энергопотребления. И конечно, мы начали изменять режимы оборудования и получили экономию в 20%. Теперь, основываясь на этом опыте, можно достичь 30-процентной экономии на всех заводах. Но с самого начала у нас было предположение, что мы сможем оптимизировать работу этих систем с помощью Интернета вещей.
У таких компаний, как PepsiCo, использовавших Интернет вещей (https://blogs.cisco.com/digital/building-the-iot), эксплуатационные показатели улучшились на 30-40%. Это хорошая статистика. Если вы скажете: «Мы сделали первый продукт в единственном экземпляре и улучшили показатели на 30%», это будет превосходно. Но если вы скажете: «Мы полагаем, что получили отдачу, но не знаем точно, какую», то не получите финансирования для следующего проекта.
Как компании правильно выбрать цель для своего первого IoT-проекта?
Мой совет: стройте большие планы, но позаботьтесь об архитектурной составляющей. Затем вы можете начать с малого, выбирая фрагмент инфраструктуры для внедрения IoT. Это важно, потому что, если начать с малого без инфраструктуры, проект может завязнуть.
Конечно, никто из нас не может заглянуть в будущее и увидеть, как выглядит эта архитектура. Вы делаете некоторые предположения. Например, я могу решить, что буду анализировать данные в реальном времени. Возможно, я не смогу делать это сейчас, но я должен избрать какой-то архитектурный подход к обработке данных в производственных цехах. Также, вероятно, нужно запланировать какую-либо сопутствующую службу.
Другая ловушка — расплывчатые цели IoT-проектов. Мой совет компаниям, осваивающим Интернет вещей: выбрать достижимую цель и сделать это продуманно.
Еще одна тема — присутствие в команде специалистов различного профиля. Инженер по операционной деятельности точно знает, как работает завод, но незнаком с современными инструментами. ИТ-персонал понятия не имеет о непрерывном производственном цикле и о том, что нужно, например, для обеспечения безопасности в цехах, но имеет доступ к полезным инструментам.
Что возвращает нас к вопросу о том, как организовать совместную работу ОТ и ИТ?
В одной автомобилестроительной компании поменяли местами руководителей отделов ОТ и ИТ. Было замечательно иметь ИТ-специалиста во главе ОТ. Результат превзошел все ожидания — команды действительно работали вместе.