За последние пять десятков лет через руки потребителей прошло несколько поколений средств вычислительной техники. Сначала на сцене появились мейнфреймы (кстати, многие системы этого класса эксплуатируются и по сей день). Они осуществляли пакетную обработку данных. Затем был реализован режим разделения времени с использованием подключаемых по коммутируемым линиям неинтеллектуальных терминалов. Модель разделения времени распространилась на мини-компьютеры, которые отошли в прошлое с появлением персональных компьютеров, локальных сетей и клиент-серверных систем. Теперь же первую скрипку играют рабочий мобильный телефон и планшет, которые служат дополнением к ноутбуку. Но при этом большая часть данных обрабатывается в «облаке». Если иметь в виду режим разделения времени, то эту тенденцию можно было бы описать словами «назад в будущее». Правда, на новом витке спирали мы имеем дело с гораздо более высокими показателями пропускной способности, надежности, более широкими возможностями сетевых соединений, а также — и тут мы подходим к теме нашей статьи — с моделью периферийных вычислений (edge computing).
Часто отмечается, что по емкости памяти, вычислительной мощности и возможностям коммуникационных средств эксплуатируемые сегодня оконечные, или периферийные, клиентские системы во много раз превосходят обходившиеся в миллионы долларов мейнфреймы 60-х годов. Иначе говоря, похоже, что применяемые в бизнесе мобильные телефоны, планшеты и ноутбуки могут с большим успехом использоваться в качестве вычислительных платформ и что нам следует по-прежнему рассчитывать на увеличение мощности этих периферийных систем, а также числа приложений для них. Что ж, такая стратегия может сработать, но все дело в том, что в наше время вычислительная мощность сама по себе не является критерием при выборе стратегии организации вычислений. Нужно учитывать тот факт, что вся парадигма обработки информации, в сущности, оказалась опрокинутой вверх дном, а позднее подобный переворот был выполнен еще раз.
Что я имею в виду? В эпоху мейнфреймов обработка данных сводилась к автоматизации выполнения конторских задач, таких как составление ведомостей заработной платы, запись данных о персонале, ведение бухгалтерии и т. д. Эти данные и в самом деле имели большое значение, но их объемы были невелики, а это особенно важно на фоне того, что мы имеем сегодня. И потом, поскольку вычислительные задачи решались небольшими группами профессионалов, чья работа даже старшим администраторам того времени часто казалась чем-то таинственным, вычисления способствовали повышению производительности труда, но только в очень небольших масштабах (и это несмотря на то, что на одно только «железо» расходовались миллионы долларов).
А теперь вернемся в день сегодняшний. Вычислительные ресурсы даже при распределенной обработке данных настолько дешевы, что их стоимостью по большому счету можно пренебречь. То же можно сказать и об «облачных» серверах, обладающих огромной вычислительной мощностью и объемами памяти и способных по запросу получать доступ к любому мыслимому приложению, причем по совершенно бросовым ценам. Но истинная ценность компьютерной обработки состоит сегодня именно в данных, хранящихся на этих устройствах, от периферийных до «облачных» серверов. Как персональные, так и разделяемые данные играют важную роль не только в повышении производительности (сегодня это происходит на уровне организации), но и в достижении успеха всей компанией, где бы она ни находилась. Вам требуется немедленно получить дополнительные вычислительные мощности или ресурсы памяти? Вопрос решается одним щелчком мышью. Но если вы потеряли электронную таблицу, над которой трудились полдня, у вас возникает чувство, которое может представить себе только тот, кто прошел через это сам. Всякий переживший аварийный сбой текстового редактора в момент, когда в замечательный новый бизнес-план вносятся завершающие штрихи, знает, о чем я говорю. Итак, мы имеем дешевые вычислительные ресурсы и бесценные данные.
К счастью, аварийные сбои в наши дни случаются довольно редко, но случаи утери или кражи вычислительных устройств никого не удивляют. Так какие же меры могут принимать организации для того, чтобы получать максимальную отдачу от использования технологии периферийных вычислений? Вот что нужно сделать в первую очередь:
- Используйте продукты и услуги категории «управление корпоративной мобильностью», enterprise mobility management (EMM). За последние пять лет системы EMM стали весьма популярными именно благодаря тому, что они помогают решать, какие приложения следует задействовать на том или ином участке производственной цепочки, а также обеспечивать сохранность, резервируемость и в более широком контексте управляемость всех используемых в организации данных. За безопасностью и целостностью самих данных следят реализованные в системах EMM функции управления мобильными приложениями, mobile application management (MAM).
- Организуйте службы подготовки кадров и технической поддержки. Современные высокомобильные клиентские устройства — это, в сущности, маленькие компьютеры, они могут выходить из строя и с ними происходят всякие неприятности, от неверных настроек устройства до ошибочных действий его оператора. Позаботьтесь о том, чтобы ваши ресурсы в сфере переподготовки кадров и техподдержки обеспечивали решение проблем по мере их возникновения, ведь каждая минута, затраченная на поиски выхода из непредвиденной ситуации, — это как минимум потеря производительности.
- Ограничьте перечень моделей личных мобильных устройств, разрешенных к использованию на работе. Важно гарантировать, что отобранные модели телефонов и версий операционных систем в любом сочетании обеспечивают безопасность, целостность данных и надежность, необходимые для безотказной работы; между тем для сертификации изделий требуется время. Кроме того, чем короче ваш перечень, тем меньше нагрузка на сотрудников техподдержки в случае проблем.
«Облачные» службы, используемые при организации совместной работы, играют в сфере обработки информации все более важную роль. В этой ситуации периферийные вычисления сохранят свое значение. Но помните: когда мы говорим об информационных технологиях применительно к организациям, основная проблема не в устройствах и не в приложениях; главное — это все-таки данные.