Робомобилям иногда придется принимать решения, исходя из моральных принципов. Широко известна так называемая «проблема вагонетки» и ее многочисленные варианты — например, следует ли автомобилю, который не может остановиться, свернуть с дороги и столкнуться с препятствием, из-за чего погибнут пассажиры, или продолжать движение прямо и сбить пешеходов. Однако, полагают исследователи из университета Северной Каролины, в реальной обстановке водителю приходится принимать множество других, не столь радикальных, но тоже основанных на моральных принципах решений, последствия которых в итоге могут стать серьезными.

Исследователи предлагают использовать для изучения этих принципов разработанную ими модель ADC («агент — действие — последствия»). На основе этой модели они создали ряд сценариев дорожного движения, отличающихся характером водителя, решением выполнить или нарушить правило движения и последствиями. Сценарии были запрограммированы в виртуальной реальности, а участникам эксперимента предлагалось оценить этичность действий водителя. Крупномасштабное исследование такого рода могло бы дать ценную информацию для разработки алгоритмов для беспилотных автомобилей, считают авторы.

Предложена модель для изучения этики в реальной дорожной обстановке