Ученые предупреждают, что алгоритмы, точно отражающие поведение участников дорожного движения и имеющие жизненно важное значение для безопасного использования беспилотных транспортных средств, по-прежнему недоступны в силу их сложности. Чтобы улучшить существующее положение дел, исследовательская группа под руководством профессора Густава Марккулы из Института транспортных исследований Лидского университета разработала первую в мире модель поведения людей на дорогах, основанную на когнитивных теориях. В ходе компьютерных тестов модель точно воспроизвела поведение пешеходов и водителей в типичных дорожных ситуациях. Модель предсказывала также реакцию людей на сценарии, предлагаемые симулятором виртуальной реальности.

Ожидается, что появление автоматизированных транспортных средств окажет серьезное влияние на экономику Великобритании. Правительство страны говорит о создании в ближайшем будущем 38 тыс. новых рабочих мест в отрасли с оборотом в 42 млрд фунтов стерлингов. Но для этого к 2025 году нужно обеспечить безопасность беспилотных транспортных средств.

До сих пор большинство компьютерных моделей поведения участников дорожного движения были основаны на статистике – прогнозировании с обработкой больших наборов данных, но, как правило, без детального анализа на поведенческом уровне. В исследовании профессора Марккулы и его команды основное внимание сосредоточено на деталях человеческого поведения и ключевых концепциях человеческой психологии. Исследователи рассматривают различные формы типичного поведения человека на дороге, в том числе проявление нерешительности в неясных ситуациях и подачу невербальных сигналов путем замедления и ускорения транспортного средства, а также с помощью жестов, указывающих на свой приоритет или побуждающих другого участника ехать первым.

Модель предсказывает, как люди будут вести себя, отталкиваясь от ключевых когнитивных теорий. Согласно одной из них, «теории разума», люди формируют свое мнение на основе анализа поведения других и учитывают, как их собственное поведение может повлиять на решения, принимаемые другим человеком. Примерно то же самое относится и к «поведенческой теории игр». Еще одна теория, используемая в модели, говорит о несовершенстве человеческого восприятия, в силу которого для оценки и понимания происходящего вокруг людям требуется определенное время.

В ходе испытаний модель сумела точно предсказать поведение 32 пар водителей и пешеходов на перекрестке. При этом авторы отмечают, что в реальном мире все гораздо сложнее. С учетом этого наиболее перспективным выглядит сочетание предлагаемого подхода с машинным обучением, которое поможет смоделировать поведение, выходящее за рамки существующего механистического моделирования. Конечная же цель, по словам исследователей, состоит в разработке компьютерных моделей, которые будут лучше отражать особенности человеческого фактора при прогнозировании поведения на дорогах.