Качество - это общая философская категория или технический термин? Качество программного средства - это его надежность и удобство или то, что это "средство" делает?

Участники Клуба "Работающие директора после работы" могли соглашаться или не соглашаться по отдельным вопросам качества. Но все они имели под руками базисные термины и определения, предусмотренные стандартами.

Общие определения и исходные положения

Качество

По ГОСТ 15467-79: Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.

По ISO 8402-86 (Управление качеством и обеспечение качества - Словарь):

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Версия стандарта ISO 8402-94 подчеркивает, что все упоминаемые понятия о качестве имеют экономическое значение.

Назначение системы качества

Стандарт ISO 9004-1-94 утверждает, что через проектирование эффективной системы качества в организации могут быть обеспечены требования к продукции, благодаря которым последняя:

  • отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
  • удовлетворяет требованиям потребителя;
  • соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
  • отвечает требованиям общества;
  • учитывает требования охраны окружающей среды;
  • предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • является экономически выгодной (приносит прибыль).

По ISO 8402: Система качества - совокупность организационой структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для всеобщего управления качеством. Всеобщее (total - встречаются переводы: всеобъемлющее, полное, "тотальное") управление качеством - TQM, total quality management.

О связи между конкурентоспособностью и качеством

В экономической теории конкурентоспособности "уровень конкурентоспособности" продукта определяется через соотнесение "показателей конкурентоспособности" (совокупности свойств, то есть качества) продуктов - вашего и конкурента.

Правило (подразумевается достаточно стабильная рыночная среда): При неизменяемом качестве уровень конкурентоспособности продукта становится ниже единицы после начала продаж и продолжает падать непрерывно. (На основе [Окрепилов96].)

Определения и положения, связанные с автоматизированными системами (АС) и программными средствами (ПС)

Стандарт ISO12207:1995. Автоматизированная система по ISO и ГОСТ

"По определению ISO12207 - это базовый стандарт процессов жизненного цикла (ЖЦ) ПС, ориентированный на различные (любые!) виды ПС и типы проектов АС, куда ПС входит как часть. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПС, он охватывает ЖЦ ПС от концептуализации идей до завершения ЖЦ.

Очень важное ЗАМЕЧАНИЕ ISO12207: процессы, используемые во время ЖЦ ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время ЖЦ АС. (Отсюда становится понятна целесообразность совместного применения стандартов на АС и на ПС.)" (На основе [Зиндер97].)

Стандарты фиксируют, что в понятие АС включены такие свойства/характеристики системы, как "потребности", "цели" и "люди", а также предполагают связь стандартов на АС и ПС.

По ISO12207-1995: [Автоматизированная] Система - это объединение одного или более процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.

ПО ГОСТ 34 (РД 50-680-88): АС - организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т. д.) или в их сочетаниях.

Общие показатели качества и надежности ПС

"По ISO 9126:1991: рекомендуется использовать 6 основных групп характеристик качества ПС, детализируемых через 21 характеристику:

  • функциональная пригодность (пригодность для применения, точность, защищенность, способность к взаимодействию, соответствие стандартам и правилам проектирования);
  • надежность (уровень завершенности (отсутствия ошибок), устойчивость к ошибкам, перезапускаемость (повторновыполняемость));
  • применимость (понятность, изучаемость, простота использования);
  • эффективность (ресурсная экономичность, временная экономичность);
  • сопровождаемость (удобство для анализа, возможность модификации, стабильность, тестируемость);
  • переносимость (адаптируемость, структурированность, замещаемость, внедряемость).

По ГОСТ 28806-90: Функциональная пригодность - это набор атрибутов, определяющий назначение, номенклатуру, основные необходимые и достаточные функции ПС, указанные в техническом задании заказчика или потенциального пользователя." (На основе [Липаев98].)

Процессы и требования для обеспечения качества (в ISO 12207:1995; связь с ГОСТ 34)

"В ISO 12207 описаны 8 вспомогательных процессов, которые поддерживают реализацию какого-либо основного процесса (например, "создание ПС"), будучи неотъемлемой частью всего ЖЦ программного изделия, и обеспечивают должное качество проекта ПС. Это процессы: "решение проблем", "документирование", "управление конфигурацией", "гарантирование качества". Последний использует результаты остальных процессов группы обеспечения качества, в которую входят процессы: "верификация", "аттестация", "совместная оценка", "аудит".

При выполнении анализа требований к АС предусматривается, что:

  • рассматривается область применения системы для определения требований системы (к системе);
  • спецификация требований системы должна описывать: функции и возможности системы, бизнес-требования, организационные требования и требования пользователя, безопасность, защищенность, человеческие факторы, эргономику, связи, операции и требования сопровождения; проектные ограничения и квалификационные требования;
  • квалификация требований системы должна быть документирована.

Далее, при выполнении анализа требований к ПС предусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при гарантировании качества. Эти характеристики хорошо корреспондируются с характеристиками АС, предусматриваемыми в ГОСТ34 по видам обеспечения системы." (На основе [Зиндер97].)

Еще о требованиях для обеспечения надежности и качества (сложных) ПС

"Для обеспечения качества и надежности ПС (в процессе разработки) стандартами рекомендуется формулировать требования:

  • к объекту разработки на данном этапе - к его программным и информационным компонентам, а также к интерфейсу между ними и с внешней средой;
  • к процессу, технологии и организации выполнения совокупности работ и документов каждого этапа;
  • к методам и характеристикам средств автоматизации выполнения работ, обеспечивающим необходимую надежность функционирования и качество ПС;
  • к методам и средствам контроля, измерения и документирования качества процессов и результатов выполненных работ." (На основе [Липаев98].)

Литература

Стандарты ГОСТ и ISO (их обозначения указаны в тексте).
[Окрепилов96]: Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством С.-Пб. Ун-т, 1996.
[Зиндер97]: Зиндер Е. З. Соотнесение и использование стандартов организации жизненных циклов систем // СУБД, № 3. 1997.
[Липаев98]: Липаев В. В. Надежность программных средств. СИНТЕГ, 1998.