Управление знаниями и интеллектуальный капитал — это распространенные громкие слова, породившие тысячи книг, статей и конференций. Но действительно ли предлагается полезное увеличение показателей эффективности, которое можно измерить, или это только проходящее увлечение?

Трудно сказать. Пока еще никто из практически работающих в этой области не преуспел в оценке того, увеличиваются ли активы знания или уменьшаются. В различных схемах оценки смешиваются факты, субъективные определения и мнения. Эти схемы показывают только то, что управление знаниями эволюционирует от волшебства к астрологии и все еще находится далеко от того, чтобы предложить менеджерам воспроизводимые, недвусмысленные и полезные системы измерений. Чтобы преодолеть этот недостаток, я покажу, что запасы знаний действительно поддаются количественной оценке. Вот способ измерения знаний, основанный на точных числах, а не на мнениях.

Связь запаса знаний и финансовых оценок

Реальная мера знания содержится в явно наблюдаемых результатах.

Самый надежный способ определить, чего стоит организация, — это выставить ее на продажу. Цена покажет, стоит ли компания больше, чем ее отчетные финансовые активы. Это обнаруживается во время слияний, поглощений, выкупов или при продаже пакета акций компании. Стоимость знаний компании можно представить как разницу между ее отчетными финансовыми активами и реальной рыночной стоимостью, которая равна цене акции, умноженной на число акций.

К сожалению, непрактично вычислять стоимость запаса знаний компании таким образом. Биржевые цены изменяются по причинам, не имеющим отношения к тому, какими знаниями владеет персонал продаваемой компании. Да и предложения злонамеренного покупателя не обязательно отражают его оценку знаний менеджеров компании. Следовательно, кто-то должен заниматься переоценкой таким образом, чтобы отразить экономические ценности, создаваемые персоналом.

Вычисление капитала знаний

"Капитал знаний" формируется, когда сотрудники думают и говорят о том, как нужно производить товары и услуги. Это обычно происходит, когда работники заняты реализацией сверхзадач, а не просто производят одни и те же товары или услуги.

Если для повышения производительности устраивать обучение, тренинг, обсуждения и обмен опытом, обнаружится улучшение экономических показателей, которое будет измеримо в долларах. Эти реальные деньги и есть прибыль от вновь создаваемого капитала знаний. Так выявляется ценность знаний, полученных квалифицированными действиями.

Какова измеримая ежегодная отдача от накопления знаний?

Отдачу от накопления знаний я называю "добавленной стоимостью информации"; экономисты называют это чистой прибавочной стоимостью. Это то, что остается после оплаты сырья и материалов, выплат руководству, сотрудникам, кредиторам и акционерам и после замены изношенного оборудования. Но добавленная стоимость информации — это не то же самое, что капитал знаний. Капитал знаний — тот неосязаемый источник, который делает возможным получение ежегодной прибыли.

Иначе говоря: если капитал знаний — это основной капитал, то добавленная стоимость информации — это его ежегодные проценты. Если вы знаете, какова минимальная ожидаемая инвестором норма прибыли, легко подсчитать стоимость первоначальных активов.

Такой подход дает возможность выразить капитал знаний в цифрах, поддающихся вычислению.

Рассмотрим, например, оценку капитала знаний для Microsoft. В конце 1996 года финансовый капитал компании составлял 7 млрд. долл. После вычитания из прибыли за 1996 год, равной 2,2 млрд. долл., процентных выплат за капитал, которые составили 210 млрд. долл., остается добавленная стоимость информации в 2 млрд. долл. Для получения такого результата, учитывая низкую стоимость собственного капитала Microsoft, требуется наличие основного капитала в 67 млрд. долл. (2 млрд. долл., деленные на 0,03, — часть финансового капитала, идущая на выплату процентов), что и является величиной капитала знаний для Microsoft.

Получилось так, что рыночная стоимость пакета акций Microsoft в конце 1996 года составляла 98,6 млрд. долл. Другими словами, заинтересованные инвесторы оценивали капитал знаний компании Microsoft в 91,6 млрд. (98,6 млрд. минус 7 млрд. долл. финансовых активов). Как ни крути, а величина капитала знаний компании Microsoft находится где-то между 67 и 91,6 млрд. долл.

Сопоставимый анализ 359 индустриальных компаний Соединенных Штатов показывает, что суммарная стоимость их капитала знаний составляет 1,7 трлн. долл., или 217% их чистых финансовых активов. Ясно, что знания важнее того, что учитывается бухгалтерами как материальное имущество.

Как работать с оценками

Можно доказать, что возрастание стоимости капитала знаний компании является важнейшим показателем ее успеха в эру информации. Этот тезис должен способствовать изменению позиции финансовых директоров и других руководителей экономических служб по отношению к стоимости информации. Например, если компания разбирает на металлолом 100 подъемников до того, как они полностью вырабатывают свой ресурс, это было бы зафиксировано бухгалтерией как потеря. Но если 1000 сотрудников, на профессиональную подготовку которых потрачено по крайней мере 150 млрд. долл., покидают корпорацию, ни один из финансовых отчетов не отражает это как потерю. Более того, рынок акций может показать это как выгоду. Множество недостатков в сегодняшней практике управления информацией приводят к тому, что бухгалтерские показатели предпочитают активам, генерируемым посредством знаний.

Капитал знаний можно рассматривать как результат потока затрат, делающих компанию более эффективной. К большей осведомленности сотрудников могут привести встречи и обсуждения. Полезен тренинг, если он приводит к хорошим результатам. На программное обеспечение не требуется больших затрат, если оно используется повторно. Все, что идет на накопление знаний, может стать капиталовложением при правильном управлении информацией.

Таким образом, каждый менеджер должен следить за тем, какая часть его накладных расходов является временной и сколько идет на формирование капитала. Такой мониторинг возможен, если отслеживать преобразование накладных расходов фирмы в капитал знаний. К примеру, сумма всех накладных расходов известной фармацевтической компании за десять лет увеличивается до 18,9 млрд. долл. За этот период, по моим подсчетам, капитал знаний компании вырос на 8,6 млрд. долл. Имея эффективность преобразования, равную 45,5%, эта фирма по праву принадлежит к элите Соединенных Штатов, и я могу доказать это, основываясь на цифрах, а не на мнениях. (Еще больше впечатляет 451% эффективности преобразования накладных расходов в капитал знаний компании Microsoft.)

Что это значит для директора ИС

Осознавая, что капитал знаний является величиной, поддающейся измерению, руководители, отвечающие за управление информацией, должны продвинуться от своих пристрастий к затратам, приносящим быструю отдачу, к новой перспективе: как создать ценные активы знаний. Правильный набор показателей поможет в разъяснении и обосновании способа достижения этой цели.


Пол Страссман (www.strassmann.com) владеет зарегистрированной торговой маркой Knowledge Capital от U.S. Patent and Trademark Office. С ним можно связаться по адресу paul@strassmann.com.