Во время всевозможных дискуссий, касающихся судеб российской отрасли ПО, последнее время все чаще приходится доказывать необходимость КОНКУРЕНЦИИ. Но именно сейчас мы не просто уверены — у нас есть все основания считать, что только здоровая конкурентная среда в состоянии порождать технологически грамотные, работающие программные приложения и инструменты.

Программы сегодня требуются не только для банков и заводов, но и для военкоматов, органов социальной защиты, детских домов и управлений недвижимостью. Особой строкой стоят задачи ВПК, МЧС, атомной энергетики и т. п. Но и без них у каждого заказчика есть свои специфические требования и условия эксплуатации ПО. Кто должен выполнять все эти заказы?

Здесь есть два пути.

Первый путь предполагает организацию конкурса (тендера) среди профессиональных разработчиков и заказ разработки (поставки) у победителя. Отметим, что сегодня уже становится хорошим тоном включение в состав тендерных комитетов представителей независимых консалтинговых фирм. В чем прелесть открытых или закрытых тендеров? В том, что у заказчика появляются варианты решения одной и той же проблемы, а следовательно, выбор. А если есть выбор, то есть и конкуренция. Полем для конкурентной борьбы можно выбрать и разработку пилотных моделей, и выполнение тестовых задач, подготовленных независимыми экспертами, и другие формы деятельности. Например, для седьмого конкурса «Бизнес-Софт» в этом году была разработана целая серия тестовых задач, в создании которых участвовали 15 экспертов.

Конечно, всегда есть вероятность, что конкурс по сути окажется «выбором из одного депутата», то есть победитель будет определяться известными внерыночными методами. Но это — вопросы коррупции, которые сегодня безрезультатно обсуждаются и на более высоком уровне.

Второй путь — это централизованное создание неких аналогов научно-исследовательских институтов и разработка ПО силами госслужащих. Сейчас опять возникли разговоры о необходимости специальных программ финансирования подобных проектов. Так как в бюджете вряд ли найдутся под такие программы деньги, вероятнее всего, эти проекты, как и многие другие, канут в Лету. Но, поскольку разговоры об этом уже ведутся, выскажем наше отношение к такой форме создания программ.

Для начала — экскурс в историю. Пример будет из области финансово-экономического ПО (близкого и известного нам, поскольку мы изучаем этот рынок более десяти лет), но задействованные здесь механизмы точно так же работают и для других секторов рынка.

Государственная монополия: звезда и смерть

В начале 90-х возник большой спрос на бухгалтерские программы. Основным заказчиком таких программ были бывшие государственные предприятия, переоформившиеся в хозрасчетные (если помните, «первая и вторая модель хозрасчета»).

Тиражных разработок в то время не было или они находились в зачаточном состоянии. Напомним, что первые массовые «коробочные» продукты появились только в 1992 году. Поэтому выбирать приходилось между частными коллективами разработчиков, которые могли продемонстрировать небольшие свеженаписанные «кусочки» программ, и программами, разработанными в различных специализированных ВЦ и НИИ, которые, подчеркнем, занимались созданием АСУ с незапамятных времен.

На выставках тех лет бок о бок стояли мальчики-разработчики из фирм, насчитывающих четыре-пять человек, и солидные представители больших государственных информационных центров типа калининского института Центрпрограммсистем (ЦПС), московского «Алгоритма», ПроектИнформСистем из подмосковного Раменского и ряда других.

Чем закончилось соперничество между государственным и частным ПО — известно. Государственные коллективы не смогли долго конкурировать с маленькими частными коллективами. И постепенно рынок вытеснил государственные разработки из сектора бухгалтерских программ. Естественно, причин такого развития событий довольно много. Это и медлительность, бюрократизм государственных структур, и демонстрируемое ими невнимание к заказчику. Но, по мнению экспертов, один из важнейших параметров, по которым государство проиграло частникам, — это качество самих программ.

Этот пример иллюстрирует следующий тезис: передача разработки определенному специализированному НИИ ведет к тому, что при отсутствии здоровой конкурентной борьбы программы будут получаться «сырыми», технологически несовременными и нежизнеспособными. Государственные институты в нашей отрасли продемонстрировали именно эти качества своих разработок.

Создание программ ОБЯЗАТЕЛЬНО должно идти в условиях конкурентной борьбы. Это может быть или естественная рыночная, или искусственно созданная конкуренция. Например, между отделами НИИ (или целыми НИИ), которые решают похожие задачи, а дальнейшее их финансирование зависит от сравнения полученных результатов. В любом случае оставлять такой важный пласт задач на откуп государственных чиновников было бы неправильным и недальновидным.

Свежие примеры

Один из наиболее ярких примеров здоровой конкуренции — правовые базы данных. Наиболее крупных и известных поставщика компьютерных правовых систем три. Это «Гарант-Сервис», «Консультант Плюс» и «Кодекс ВМ». Между ними идет жесткая борьба за клиента. В результате растет уровень самих программных разработок. Фирмы соперничают в ценах, предлагая все более выгодные условия покупки и обновления информации. Если бы на рынке остался только один игрок, то прогресс не был бы так заметен.

Другой пример демонстрирует пользу от невмешательства государственных органов в формирование нового рынка. Это уже упоминаемый рынок «бизнес-софта» — бухгалтерские, управленческие, правовые, торговые, корпоративные системы и т. п. Конкурс «Бизнес-Софт ?99» еще раз показал: жесткая конкурентная борьба дает реальный толчок к идеологическому, методическому и техническому совершенствованию программных решений. Добиться этого нормативными документами и законами невозможно.


Мария Евгеньевна Гершуни, Дмитрий Владимирович Соколов — сотрудники Центра исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис». С ними можно связаться по электронной почте по адресу: finsoft@finsoft.ru.

«Бизнес-Софт» как зеркало рынка приложений

Чтобы показать объем и значимость рынка финансово-экономических программ, приведем некоторые статистические данные последнего конкурса. В нем участвовало 54 фирмы, выставившие по нескольку разработок в различных классах.

  • Большинство коллективов сформировалось в 1991 году.
  • В среднем в каждой фирме трудится 92 человека (в 1997 году этот показатель был равен 56).
  • Самые маленькие фирмы состоят из 5 человек, самая большая имеет 1200 сотрудников.
  • Фирмы в среднем имеют по 82 дилера (максимум — 626).
  • Каждая фирма в 1998 году в среднем «отгрузила» 4857 коробок (число продаж), максимальное число клиентов у одной фирмы — 310 тыс.

Мало это или много? Смотря как считать, да и точный ответ не столь уж важен. Главное, потребителю есть из чего выбрать.