Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон как-то заметил: «Люди начинают изучать геологию на следующий день после землетрясения».

Ричард Нолан: «Решения
руководства тех фирм,
появление которых
непосредственно связано
с ростом популярности
Internet, заметно
отличаются от политики,
проводимой директорами
других организаций»
После мощнейшего извержения вулкана Web, заставившего забыть о спокойной и размеренной жизни, потребовалось оценить влияние цифровой экономики на решения высшего руководства компаний. Увы, пока большинство руководителей крупнейших предприятий не понимают роли Internet в современном мире и не предпринимают каких-либо мер по корректировке своей опасно неполной стратегии.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Ричард Нолан заметил, что решения руководства тех фирм, появление которых непосредственно связано с ростом популярности Internet, заметно отличаются от политики, проводимой директорами других организаций.

С одной стороны, молодые компании, несмотря на свои амбиции, не имеют достаточного опыта. Их клиенты только начинают осваивать бизнес-модель, построенную на основе Web. В то же время свежие мысли, предлагаемые руководителями вновь созданных фирм, находят немало сторонников и способствуют обострению конкуренции на рынке.

В своей новой книге Renewable Advantage: Crafting Strategy in Economic Time («Возобновляемые преимущества: искусство стратегии в эпоху перестройки экономики») профессор Университета Карнеги-Меллона Джеффри Уильямс заметил, что забыть старые методы иногда оказывается гораздо труднее, чем освоить новые. По мнению Уильямса, отказ от налаженных, но исчерпавших себя механизмов превращается в чрезвычайно трудный для большинства компаний шаг, который служит индикатором дальнейшего поступательного движения. Руководителям необходимо заниматься изучением новых для себя областей (в частности, оценивать способы повышения конкурентоспособности компании с помощью информационных технологий) и постепенно отходить от устаревших технологий управления.

Основатель института директоров в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса Уильям Аучи, занимаясь изучением работы руководства компаний, получил довольно интересные результаты, касающиеся использования преимуществ технологических новшеств. Исследования института показывают, что большинство руководителей не уделяют достаточного внимания тому влиянию, которое ИТ оказывают на организационные решения.

По данным института, в сознании директоров в целом пока не происходит каких-то заметных сдвигов. Они не спешат воспользоваться передовыми технологическими решениями. Но следует отметить, что инвестиции в ИТ в эпоху цифровой экономики приобретают все более осязаемое материальное выражение (фирмы, занимающиеся предоставлением различных финансовых услуг, тратят сегодня на ИТ от 20 до 40% своего бюджета), а инерционность мышления, присущая многим руководителям старой формации, способна отбросить компанию далеко назад.

Исследования позволяют сделать один важный вывод: время требует от руководства компаний более активных действий по формированию новой производственной среды. Компании нужен директор, который способен принять вызов, брошенный конкурентами, и готов в полной мере использовать преимущества эпохи Internet.

Руководителям необходимо провести следующие мероприятия.
  • Немедленно ввести в руководство компании энергичных, технически образованных людей.
  • Воспользоваться услугами специализированных фирм в поиске новых кандидатов на руководящие посты.
  • Предоставить каждому члену совета директоров в помощь технического консультанта.
  • Проводить в совете директоров коллективные семинары по изучению влияния информационных технологий.

И тогда вас отблагодарят акционеры, клиенты по достоинству оценят ваши усилия, а ваши дети перестанут смеяться над вашими неуклюжими попытками сохранить лицо.