Перевод: «Если бы что-то шло не так, как надо, мы бы с вами никогда не встретились».
Совсем недавно я, вместо того чтобы продолжать снимать жилье, приобрел его в собственность. И надеюсь, когда-нибудь все-таки пойму, почему в Конституции Соединенных Штатов, в которой описывается вся государственная система, значительно меньше страниц, чем в тех бумагах, что мне пришлось подписать при выполнении этой процедуры. Купить дом в рассрочку было достаточно сложным делом — ипотечные компании предпочитают иметь дело с молодыми специалистами и бездетными семьями, в которых каждый член семьи имеет свой источник дохода, и не понимают, каким образом такой человек, как я, может ежемесячно выплачивать в счет ипотеки сумму, которая, кстати, оказалась меньше арендной платы.
Но это были еще цветочки по сравнению с хлопотами, связанными с переездом на новое место. Не так-то легко оказалось привыкнуть к новым условиям, произвести переоформление коммунальных платежей, разослать информацию об изменении адреса всем тем, кому это было нужно, распаковать вещи (не в силах справиться с этой задачей, я предпочел переложить ее на сотрудников компании, занимавшейся их перевозкой)... Ничего приятного, помимо самого результата, в этом переезде не было.
Служащие, которым довелось испытать на себе все «прелести» изменений в работе предприятия, реагируют на них аналогичным образом, с той лишь разницей, что результат может оказаться тоже не из приятных. Сопротивляться изменениям для них естественнее всего.
Да, люди по своей природе консервативны. Но поскольку те из нас, кто задействован в работе информационной службы предприятия, сами обязаны стремиться к изменениям, мы должны преодолеть это сопротивление. Это очень важный момент, и мы еще не раз к нему вернемся.
Все сопротивляются изменениям. Те, кто выполняют реальную работу, делают это потому, что «если все в порядке, то лучше ничего не трогать». Они рассуждают примерно так: «Я годами совершенствовал свои навыки, а теперь вы хотите перечеркнуть весь накопленный мною опыт. Но дело не только в этом, ведь конечная цель реорганизации состоит в увеличении производительности труда. Меня не проведешь — когда все кончится, вы начнете избавляться от ненужных рабочих рук».
Управленцы не хотят изменений потому, что «все эти годы неплохо справлялись со своими обязанностями». Вот что мог бы сказать представитель этой профессии: «Я хорошо разбираюсь в производственном процессе, поскольку был выдвинут на эту должность из числа рядовых сотрудников, но если все изменится, то мои подчиненные будут лучше меня ориентироваться в том, что происходит вокруг. Но дело не только в этом, ведь изменения предполагают реорганизацию, а реорганизация в наши дни обычно влечет уменьшение числа уровней управления. Это, в свою очередь, означает сокращение количества управленцев. Так что, даже если мне удастся занять одну из оставшихся должностей, в будущем у меня будет меньше перспектив в плане продвижения по служебной лестнице».
Руководители крупных подразделений также сопротивляются изменениям. По их мнению, на достижение занимаемого ими исключительного положения были потрачены годы, за которые они окончательно позабыли все то, чему их когда-то учили. Тот выигрыш, который им обещает реорганизация, — ничто по сравнению с риском остаться не у дел.
А как насчет директора предприятия? Уж кто-кто, а этот образец совершенства вроде бы должен одобрить все изменения, обеспечивающие безопасное плавание компании в будущем, какими бы болезненными они ни были. И что мы от него слышим? «Конечно, ?да?, если не брать в расчет, что мне осталось всего пять лет до пенсии, а процесс реорганизации в ближайшее время катастрофически скажется на уровне доходности предприятия. А та компенсация, которую я получу по уходе на пенсию, зависит от стоимости наших акций. Так зачем мне брать на себя работу, результатом которой сможет воспользоваться лишь мой преемник? Кроме того, что-нибудь может пойти не так — ведь никогда не знаешь заранее, что произойдет в будущем».
Вот мы добрались и до вас лично. Какую бы позицию ни занимали вы в структуре информационной службы, все в ваших руках. Информационные технологии являются неотъемлемой частью современного процесса реорганизации — это наиболее заметная и обычно наиболее опасная его составляющая. Пойдете по этому пути, и сотрудники будут упрекать вас за те неудобства, которые им пришлось испытать на себе в период реорганизации. Не обеспечите требуемое технологическое решение — будете виновником неудачи. Предоставите нужную технологию, и проблемы возникнут вследствие естественного сопротивления сотрудников. Это не страшно — ведь нет ничего более забавного, чем разработка программного обеспечения, так что ваши усилия будут оправданны радостью творчества.
Однако это еще полбеды. Как вы знаете, всегда есть и другая сторона медали. В данном случае она заключается в том, что компании, не преуспевшие в процессе реорганизации, оказываются в положении печально известной автотранспортной компании Amtrak в век авиаперевозок. Только дотаций такой компании ждать уже неоткуда, что, вообще говоря, несущественно.
Это означает, что когда речь идет о необходимости изменений, у вас есть два пути: либо сразу испить чашу до дна, либо оттягивать свой конец доколе это возможно. Выбор за вами.
Отправляйте свои замечания по адресу Bob_Lewis@csi.com.