Не извольте сомневаться: банки внимательно следят за результирующими показателями своей деятельности. Особенно такие большие и распределенные, как Bank of America. Этот самый крупный банк США родился в результате слияния Bank America из Сан-Франциско и NationsBank из Шарлотт. Одна только его составляющая, NationsBank, распространяла в прошлом году по своей сети отделений, рассредоточенных от побережья до побережья, по 18 новых или модернизированных прикладных систем в месяц.
Поэтому неудивительно слышать от старшего вице-президента банка Уила Макдаффи слова о том, насколько критичным является поведение новых приложений в общей эксплуатационной среде и в какой степени реализация новой функциональности соответствует внутренним ожиданиям пользователей.
Разворачивание жизненно важной (mission critical) корпоративной прикладной системы отличается от распространения нового календаря для персонального компьютера. Одна только установка нового либо модернизированного многоуровневого приложения на множество серверов и клиентов, да еще при наличии жесткого графика, уже составляет непростую задачу — а некоторые даже называют ее кошмаром!
Масштаб этой задачи позволяет оценить отчет за 1998 год, подготовленный Yankee Group. Там говорится, что 75% всех проектов по развертыванию приложений или оканчиваются провалом, или не оправдывают ожиданий в своей первой попытке. А в недавнем отчете Forrester Research отмечается, что 25% из 1000 крупнейших компаний по списку журнала Fortune заявили этой исследовательской фирме, что реально их расходы на разворачивание ПО превышали предполагаемые на 10-49%.
В поисках эффективности
Большинство этих расходов связано не непосредственно с установкой, а с усилиями заставить установленное ПО работать эффективно. Вот как описывает ситуацию Джефф Тонкел, президент и управляющий директор фирмы Envive, которая поставляет средства для установки и сопровождения продуктов SAP: «Сначала вы проделываете уйму самой разной работы. Потом начинаете внедрять систему и сталкиваетесь с реальной жизнью. Меняется все: число и действия пользователей, объемы данных — они растут не так, как ожидалось. Вы начинаете сомневаться в своей способности реально дать пользователям обещанное время отклика. Сможете ли вы в действительности обеспечить производительность и объемы, заявленные ранее?»
Чтобы получить на эти вопросы ответ, ряд компаний начинают включать в проект по развертыванию ПО процесс тестирования, дабы оценить, насколько хорошо работают новые или обновленные программы, причем не с точки зрения ИС, а в метрике бизнес-процессов. Так, например, компании пытаются оценить скорость, с какой данные о клиенте выдаются на терминал в центре приема заказов по телефону, или скорость выставления счетов. Оценка может производиться как на реальных данных о производительности, получаемых в режиме рабочей эксплуатации, так и на данных проверочных прогонов программ в среде, моделирующей реальную работу. Все чаще такое тестирование выполняется группами ИС-специалистов, совмещающих одновременно функции подразделений разработки, инфраструктуры и функционирования ПО. Назначение таких групп в том, чтобы обозначать и решать проблемы прежде, чем они начнут сказываться на ходе ведения бизнеса.
Рон Уэлф руководит как раз такой группой в фирме Charles Schwab & Co. Его нынешняя должность называется «ответственный за производительность сети и планирование мощностей», а начинал он с планирования мощностей на мэйнфрейме. Он отмечает, что прежде центр данных занимался оценкой производительности приложений с помощью специальных средств, но теперь их работа, как правило, концентрируется вокруг требований к ресурсам. Он не считает, что это правильная перспектива с точки зрения сегодняшнего бизнеса. «Рабочие нагрузки на систему образуют сами приложения. Поэтому хотелось бы иметь дело с приложениями с самого начала: находить решения вместе с разработчиками, моделировать прикладное окружение и получать представление о возможном эффекте от использованных ИТ-ресурсов еще до того, как вы переведете все хозяйство в эксплуатационную среду и уже там столкнетесь либо с тем, что недостаточно имеющейся пропускной способности сети, либо с тем, что процессор недостаточно мощный. Если бы это удавалось, — замечает Уэлф, — мы могли бы прийти к специалистам по сопровождению и сказать: ?Скоро появится новая система. Нам нужно модернизировать платформу?, или же поработать с прикладными программистами и сказать: ?Посмотрите, вот как выглядит работа тех функций, что вы написали, и вот как это отражается на трафике в сети. Это правильно? Как по-вашему, так и должно быть?? Когда мы можем показать им воздействие операций обмена данными на уровне протокола или объем данных, выдаваемых в ответ на запрос, мы получаем и возможность вносить изменения в проектные решения и в запросы», — заключает Уэлф.
Приумножая ценность для бизнеса
Удаление барьеров, ликвидация границ между различными ИТ-подразделениями, построение действенной обратной связи для точной настройки эффективности прикладной системы, разработка системы измерения продуктивности приложения в терминах бизнеса — вот что в совокупности может дать результат, выходящий далеко за пределы информационной системы компании.
По мнению вице-президента по исследованиям в области инфраструктуры ПО в фирме IDC Пола Мэйсона, ценность такого подхода для бизнеса состоит в появлении возможности более быстрого развертывания прикладной системы, более оперативного решения проблем и более быстрого удовлетворения потребностей бизнеса. Это очевидные преимущества, если учесть существующее напряженное соревнование по скорости вывода товаров и услуг на рынок.
Новый, ориентированный на пользователя подход к развертыванию прикладных систем уже успел получить собственное название и аббревиатуру. Компания Meta Group, специализирующаяся на анализе информационных технологий, опубликовала в сентябре 1998 года статью «Стратегии глобального объединения в сеть», в которой рекомендовала выполнять оценки влияния инфраструктуры (infrastructure impact assessment — IIA), и в том числе производить «тщательный анализ с позиций сетевой инфраструктуры и осуществлять кросс-функциональную ИТ-разработку инфраструктуры». Это должно позволить избежать катастрофы в области производительности, сохранить уровень затрат и повысить качество инвестирования.
Новая категория инструментальных средств
Валери О?Коннел, руководитель группы по управлению предприятиями в компании Aberdeen Group, очень внимательно отслеживающий этот рынок, квалифицирует происходящее как «новый способ взглянуть на процесс перехода от идеи к продукту».
Что касается инструментальных средств, то для них в области разворачивания ПО самостоятельный рынок еще только зарождается. Сами понятия оценки эффективности работы сети или скорости работы приложения, конечно, не новы. Разница в том, что «старые технологии требовали больших трудозатрат, опоры на стабильное окружение и много времени на реализацию», считает консультант по управлению предприятиями в фирме Boulder Джон Макконнел.
В эту область направляются поставщики из других секторов рынка: управления сетями, прикладными системами, логическим и имитационным моделированием систем, управления ресурсами Web-узлов. Возникают и новые категории, например управление модификациями приложения, где объектом является разрешение конфликтов, возникающих вследствие замены версий прикладных компонентов (особенно часто это происходит в среде Windows, где новые динамические DLL-библиотеки могут вывести из строя другие приложения).
Вот перечень некоторых фирм, которые предлагают системы управления развертыванием приложений масштабов предприятия: Avesta Technologies, Bluecurve, CACI International, Compuware, Conduct Software Technologies, Envive, FirstSense Software, Landmark Systems, Optimal Networks, True Software и Insoft.
Сегодня на рынке еще нет единого набора средств управления производительностью приложений. По мнению Макконнела, такие средства начнут появляться с середины этого года. Пока предприятиям остается выбирать и использовать разрозненные продукты. Именно так пришлось поступать Сьюзен Блю, старшему вице-президенту Wells Fargo Bank. Три года назад ее наняли на работу в должности директора информационной службы и поставили задачу сконцентрироваться на аспектах тестирования и производительности распределенных систем, управляющих рассредоточенным функционированием банка, но вскоре она обнаружила, что начинает отвечать и за поддержку инфраструктуры. Отделение качества продукции, которое подведомственно Блю, осуществляет в подразделениях банка тестирование утилит развертывания приложений, используя для этого целый набор средств. Вот что говорит одна из подчиненных Блю, вице-президент и региональный управляющий Сьюзен Скотт: «Мы будем работать с прикладными разработчиками, с тем чтобы понимать, как банковское ПО функционируетет с Internet сегодня. Затем мы построим для этих процессов модель повышенных нагрузок, получим результат и соответственно изменим приложение. Наша цель — перенести новые банковские продукты и услуги в среду Internet без неприятных последствий».
В качестве инструментального средства для разворачивания приложений аналитики чаще всего упоминают Application Expert фирмы Optimal Networks. Эта система для моделирования производительности многоуровневых приложений в реальном окружении стоит 15 тыс. долл. Система считывает пакетные данные с помощью легковесных процессов (threads) и оценивает времена отклика задач относительно ожидаемых значений с точки зрения предоставления услуг. Вдобавок она может предсказывать времена отклика через соединения по глобальной сети.
Объясняя причины, по которым был выбран Application Expert, Макдаффи из Bank of America отметил, что она дает много полезной информации для проектирования трафика и позволяет создателям приложений наблюдать отражение в графической форме параметров работы ПО внутри развитой инфраструктуры. «Большинство конструкторов приложений не разбираются в сетях. Application Expert дает им возможность прогнозировать производительность приложения, которую она обеспечит после включения в реальную обстановку. Таким образом мы строим обратную связь к разработчику приложения».
В компании Hershey Foods развертывание средств ERP фирмы SAP в самом разгаре. Руководитель проекта по внедрению SAP Enterprise 21 Билл Леонард следует принятой в его фирме процедуре и во избежание грядущих проблем встраивает в стандартный процесс развертывания ПО проверку на стрессовые ситуации и имитацию нагрузок. Наблюдать производительность работы модулей системы R/3 ему помогают специально предназначенные для этого инструментальные средства фирмы Envive. «Эти продукты наблюдают за работой приложений и всего, что под ними находится, в том числе баз данных и ОС; они сами заранее выявляют проблемы, связанные с наличием ресурсов и возможностью предоставления определенных услуг», — говорит он.
В оправдание новых средств
Все, о чем шла речь выше, можно расценивать как призыв уделять больше внимания контролю за работой приложения и соблюдением его операционных характеристик на ранних стадиях жизненного цикла ПО. Вот что говорит по этому поводу О?Коннел из Aberdeen Group: «Для меня это вполне очевидно, однако пока так считают немногие.
В то же время в конкурентной борьбе применение таких средств дает вполне осязаемые преимущества: нужно лишь потратить немного дополнительного времени на этапе разработки, и вы сэкономите массу времени после».
Однако для этого нужны действительно хорошие и простые в употреблении инструментальные средства. И естественно, готовность к их приобретению, а также поддержка со стороны управленческого звена. А учитывая сегодняшний накал борьбы на передней линии бизнеса, проявление такой готовности и поддержки не потребует семи пядей во лбу.