Похоже, типовые решения становятся очередной волшебной палочкой для разработчиков информационных систем
В конце концов, нельзя игнорировать их достоинства: быстрое, эффективное развертывание непростых систем экономит деньги заказчиков и сулит высокую прибыль интеграторам.
Добавьте к этому более простое управление проектом внедрения, повышенную техническую надежность, отсутствие стрессов — и обретет неожиданную ясность и привлекательность концепция системы, разработанной в соответствии с типовыми требованиями, развертываемой за определенное время и по фиксированной цене и предназначенной для традиционных отраслей и заказчиков. Но, как говорится, «если что-то выглядит слишком хорошо для того, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, неправда».
Некоторые аналитики считают, что подобный подход не способствует применению наиболее современных технологий, адаптированных к уникальными требованиям конкретных заказчиков, и представляет собой навязывание им универсальных решений. Их еще придется перекраивать.
Тем не менее компании, намучившиеся из-за превышений бюджета информационных служб, задержек с выпуском основанных на новых технологиях продуктов и нестабильности их работы, рады любому свежему подходу, способному удовлетворить запросы — лишь бы этот подход действовал. Интеграторы тоже получают преимущества, а выделиться среди других смогут, находя применение собственным методикам.
Остается признать очевидное: заказчики хотят получить типовые решения; интеграторы их просто обожают; производители наперегонки спешат их выпускать. Сейчас самое удачное время разобраться, что представляют собой типовые решения.
Ответный удар
Попытки определить сущность типовых решений вылились в яростные маркетинговые баталии. Каждый определяет это по-своему, от настройки многократно используемых компонентов программ до стандартных процедур внедрения, повторяемых при построении информационной системы у каждого заказчика. И это типовые решения? Вряд ли.
Скажем просто: типовое решение — это предопределенная (и часто предварительно протестированная) комбинация аппаратного и программного обеспечения, подобранная для достижения конкретной цели. Развертывается эта комбинация быстро, в установленные сроки и по оговоренной цене.
Компания MicroAge, к примеру, недавно представила решение Enterprise IT для модернизации инфраструктуры, сочетающее в себе предварительно сконфигурированные системы, сетевые средства и предварительно оттестированные программы, предназначенные для определенных групп заказчикам. Всего за полтора месяца после анонса Enterprise IT компания-интегратор сумела поставить его семи заказчикам.
В MicroAge придерживаются схемы 3-3-3: три недели на предварительное обследование, три месяца на развертывание и три года на обслуживание и поддержку. Как и многие другие интеграторы и их партнеры-производители, MicroAge предлагает свои продукты фирмам среднего размера.
Год с лишним назад MicroAge присоединилась к альянсу Cisco Systems, HP и Microsoft с тем, чтобы составить своеобразный атлас типовых систем, сетевых инфраструктур и конфигураций программ. Результат этой деятельности адресован небольшим и средним компаниям, планирующим серьезную модернизацию или замену имеющихся систем, к примеру, на такие платформы, как Windows 2000.
Данное решение не подразумевает интеграции с мини-компьютерами или мэйнфреймами и не дает заказчикам возможности выбирать продукты других производителей. А стратегия пакетных поставок традиционно позволяет вытеснять продукцию конкурентов.
По словам Тайлера Мейфилда, аналитика Dataquest, несмотря ни на что, подобные пакеты, собранные при участии различных производителей и интеграторов, используются все чаще и приобретают все более важное значение.
«Нам известны печальные примеры с реализацией ERP-систем, когда выход за пределы отведенного на них бюджета и нарушение сроков приводили к серьезным неприятностям», — отметил Мейфилд. Поэтому некоторые крупные интеграторы, например Andersen Consulting, KPMG Peat Marwick и Computer Sciences, создают типовые решения в таких областях, как ERP, многократно используемые компоненты и приложения для вертикальных рынков. «Заказчики пытаются приобретать продукты у дюжины производителей и в результате получают дюжину шансов столкнуться с ошибками», — считает Мейфилд.
Ошибки в предлагаемых заказчикам решениях служат причиной серьезных неприятностей и для компаний-интеграторов, чьи сотрудники, как хорошо известно, постоянно страдают от ненормированного рабочего дня и от необходимости решать самые различные технические проблемы, неизбежно возникающие в проектах, которые разрабатываются «с нуля». Учитывая дефицит квалифицированных специалистов по информационным технологиям, многие интеграторы фактически не могут позволить себе на регулярной основе задействовать самые современные технологии.
Как считает Кристиан Мунц, аналитик International Data Corp., типовые решения позволяют интеграторам создавать системы управления бизнесом, которые снижают зависимость компаний от конкретных сотрудников.
«Как бы горько ни было интеграторам признать это, но немаловажным стимулом к распространению типовых решений становится недостаток опыта работы как раз в наиболее важных областях», — подчеркнул он.
Контракты с жестко оговоренными сроками внедрения подразумевают крайне напряженную работу. К примеру, как сообщил Скотт Бернз, инженер Electronic Data Systems, проекты, предполагающие быстрое развертывание системы планирования ресурсов предприятия, вынуждали сотрудников допоздна задерживаться после работы, что вызывало серьезную текучесть кадров.
Бывший руководитель компании Cambridge Technology Partners, а теперь директор Breakaway Solutions Гордон Брукс, посчитав типовые решения весьма важным фактором, сформировал специальную «инновационную группу», в обязанности которой входит анализ каждой фазы проектирования, разработки и обучения с целью выявить многократно используемые инструменты, технологии и процессы.
«Каждый проект проходит экспертизу в инновационной группе в самом начале его реализации, в середине и в конце, — объяснил Брукс. — Все, что задействуется многократно, — привносится в проект или, напротив, принудительно изымается. Мы стремимся не повторять своих ошибок».
Скорее правило, чем исключение...
Повторяемость становится дополнительным фактором для некоторых производителей, выбирающих себе партнера — системного интегратора. К примеру, представители программной компании Simware утверждают, что Salvo, ее компонентное ПО промежуточного слоя для сетей extranet, позволяет интеграторам создавать библиотеки многократно используемых объектов, помогающие им развертывать каждое удачное решение быстрее и эффективнее.
С другой стороны, как сообщил вице-президент Computer Systems Development Том Херринг, в прошлом году в его компании была создана библиотека объектов, позволяющая интегратору развернуть сеть extranet всего за 30 дней.
«Раньше мы начинали каждый проект с самого начала», — подчеркнул он.
Программисты компании тоже довольны. «Многие намеревались попросту уйти из компании, поскольку им не хотелось заниматься низкоуровневым кодированием. Теперь эти проблемы позади», — подчеркнул Херринг.
В компании Informix также придерживаются подхода, предусматривающего использование типовых решений при создании приложений подготовки Web-публикаций и электронной коммерции. Вез Раффел, генеральный менеджер подразделения компании, отвечающего за приложения Web и электронной коммерции, утверждает, что созданные в Informix новые продукты i.Reach и i.Sell позволят интеграторам развертывать полнофункциональные, отличающиеся значительной масштабируемостью Web-узлы всего за три месяца.
На рынке систем электронной коммерции уровня предприятия сейчас типовые решения встречаются редко, но их популярность будет расти по мере унификации аппаратного и программного обеспечения и оттачивания интеграторами своих методик предоставления услуг. Безусловно, такие решения способны помочь интеграторам усилить конкурентоспособность, учитывая важность сохранения относительно невысоких цен для небольших компаний, и при этом дать возможность заказчикам применять ИТ с тем, чтобы также постоянно усиливать свои позиции.
Что нужно делать
По данным Dataquest, для того чтобы типовые решения оказались полезными, следует поступить следующим образом.
Интегратору решений:
- «усреднить» свое решение;
- запастись ресурсами, необходимыми для его реализации;
- взять на себя управление проектом, выступая в роли основного подрядчика;
- стать посредником между заказчиком и партнерами.
Производителю компьютерного и сетевого оборудования:
- освоить развертывание и конфигурирование своих технологий;
- обеспечить поддержку технологии и службу консультаций, ориентированные на конкретную платформу.
Производителю программного обеспечения:
- реализовать продукт, составляющий ядро решения, и формализовать взаимосвязи между компонентами системы;
- организовать консультации и обучение работе с программой;
- регулярно проводить модернизации продукта и публиковать его технические спецификации.
Заказчику:
- постоянно предоставлять информацию, касающуюся реализации и совершенствования решения;
- всячески содействовать работам по составлению детального описания решения и выступать в качестве консультанта;
- сформулировать навыки, специфичные для деятельности данной компании.
Анализ решений
Когда компромиссы оправданны
Компании Seiko Instruments требовался быстрый и недорогой способ развертывания SAP R/3. Поэтому она обратилась в HP Consulting и разрешила провести «мгновенные снимки» своих бизнес-процессов.
Выбирая типовое решение для системы планирования ресурсов предприятия, руководитель отдела информационных систем Seiko Instruments Шерилин Парр знала, что это путь уступок и компромиссов.
Парр хотела избежать суматохи и затрат, свойственных традиционным решениям. HP Consulting со своей стороны гарантировала фиксированную цену, фиксированное время и быстрое развертывание системы, при условии что Парр согласится на предлагаемые HP Consulting принципы выбора конфигурации, прикладные процессы и другие предопределенные параметры. Стоимость проекта оценивалась в 2,5 млн. долл.
Компромиссы себя оправдали. Проект, как подчеркнула Парр, уложился и в смету, и в сроки. За счет своего типового характера, отметила она, «реализация оказалась быстрее, дешевле, проще и менее рискованной». Ну а недостатки? «Вы знаете, не все складывается так, как хочется», — признала Парр.
Seiko, дистрибьютор электронных компонентов, имеет шесть подразделений, выполняющих различные операции. В положительной оценке новой системы, как подчеркнула Парр, «консультанты были единодушны». Теперь ее возможностями пользуется почти треть из 300 сотрудников фирмы.
В Seiko правом принятия решений относительно информационной системы были наделены сотрудники на самых низких ступеньках иерархической лестницы, поэтому конкретные шаги по конфигурированию были приняты достаточно быстро. Оперативные решения своевременно анализировались, что помогло уложиться в отведенные сроки. И еще один важный момент: приложения SAP на платформе NT, работающие на HP NetServer, во время разработки были в полном распоряжении HP Consulting.
Восемь месяцев спустя Seiko начала использовать систему R/3, которую ее родительская корпорация, расположенная в Японии, определила как глобальный корпоративный стандарт.
Хотя HP Consulting предлагает SAP с 1996 года, компания завершила формирование своего типового решения только в прошлом году, интегрировав в него новые методики и ориентировав его на представителей среднего бизнеса. Благодаря этому, как подчеркнул Гектор Васкез, руководитель отделения HP Consulting, время реализации, которое предлагает компания, вполовину меньше срока, который гарантируют ее конкуренты.
«Мы объединили лучшие решения SAP и свой собственный опыт», — сказал он.
Методика HP Consulting, получившая название Rapid/3, ориентирована на операционные системы HP-UX и Windows NT. Консультанты определяют необходимые базовые модули и составляют описания бизнес-процессов. Обычно HP Consulting берет на себя ответственность за функционирование новых систем в течение всего времени осуществления проекта — еще одно весьма существенное для Seiko условие.
HP Consulting стремится определить свой подход как адаптацию бизнес-процессов в соответствии с новой информационной технологией, а не как полную их переработку.
«Заказчикам не придется тратить много времени на настройку, — подчеркнул Васкез. — Когда мы объясняем разницу между настройкой и реализацией, они быстро входят в курс дела».
Рецепт типовых решений |
---|
Чтобы удовлетворять запросы заказчиков, надежные решения должны тщательно разрабатываться и разумно использоваться. Для этого необходимо следующее. При создании типового решения следует учитывать требования рынка. Несмотря на очевидность этого замечания, остерегайтесь использовать в пакете, в надежде увеличить спрос, старые технологии и услуги под новыми названиями. В первую очередь решайте проблемы бизнеса. Создавайте альянсы с основными производителями, которые будут заниматься поставкой необходимых компонентов. Решение должно быть комплексным, поэтому убедитесь, что у вас есть все его составляющие. К примеру, Hewlett-Packard создала типовую систему биллинга на основе Web совместно с Cisco Systems, отвечавшей за сетевое оборудование, Portal Software, предоставившей приложение формирования счетов, и Cap Gemini, на долю которой досталась интеграция телекоммуникационной инфраструктуры. Пакет адресован провайдерам Internet. Используйте стандартные ходы на каждом этапе реализации своего проекта. Четко проработайте решение от начала до конца; выявите максимально возможное число стандартных его составляющих, таких как предпроектное обследование, предлагаемые шаблоны, шаблоны реализации, руководства по проектированию, документация, специфичное программное и аппаратное обеспечение, процедуры поставки, тестирования, необходимый персонал и обучение. Установите четкие границы специализации. Единого решения на все случаи жизни не существует. Будьте готовы в определенной степени адаптировать типовой продукт в соответствии с особыми требованиями к конфигурации, различными операционными средами и уникальными потребностями вашего заказчика, но заранее установите рамки этой адаптации. Вне зависимости от того, какая часть проекта — всего лишь 10 или все 25% подвергнется адаптации, определите предполагаемые временные и финансовые затраты. Если не сделать должной оценки масштаба необходимых изменений и требуемых для этого средств, решение может оказаться не настолько экономичным и эффективным, как планировалось. Ориентируйтесь на четко очерченный круг заказчиков. Чтобы типовые решения работали эффективно, они должны быть ориентированы на конкретные области применения. Компания Litton Enterprise Solutions, к примеру, создает специальное программное обеспечение и методики по решению проблемы 2000 года для компаний, работающих в атомной энергетике. С каждой новой реализацией решения Litton становятся все проще продавать заказчикам, интересующимся аналогичными решениями. Обращайте внимание на отдачу от производимых инвестиций. Этот фактор важно постоянно иметь в виду, особенно с учетом того, что от частого употребления само понятие «типовое решение» рискует превратиться еще в один бессмысленный штамп. Не давите на покупателя. Научите сотрудников отдела продаж определять и оценивать, кому из заказчиков подойдут типовые решения и, что не менее важно, кому они не подойдут. Их чрезмерное усердие может привести к «причесыванию под одну гребенку» заказчиков, чьи проблемы невозможно решить с помощью типового варианта, тогда выполнение взятых на себя обязательств потребует дополнительной работы и денег. Вместо этого обращайтесь к своим программистам и посоветуйте использовать полное решение — или откажитесь от работы с этим заказчиком. Последнее замечание весьма важно. Задумайтесь над словами: «Если у вас есть только молоток, каждая проблема кажется гвоздем». Когда типовые решения эффективно работают в разных компаниях — это происходит потому, что они решают общие, повторяющиеся проблемы, а не потому, что вам удалось найти рецепт, годящийся на все случаи жизни. |