Публика со всех концов света все активней начинает подключаться к Сети. Не мешало бы учитывать этот факт в Web-стратегии вашей компании

Спустя пять лет после появления первого коммерческого браузера Всемирная паутина начинает оправдывать свое имя, приобретая все более отчетливые признаки всеохватности. К Internet подключено более 200 стран. Гуляя по Сети, вы набредете на самые разнообразные сайты — от домашней страницы азербайджанского президента до первого Intеrnet-кафе в Зимбабве. Широта возможностей подключения не вызывает сомнений, однако что она дает бизнесу, использующему Web для связи с клиентами, поставщиками и дистрибьюторами? В какой момент Web-стратегия, принятая в организации, должна будет принять международный характер?

Для ответа на этот вопрос полезно взглянуть на перспективы развития Internet. Вот какую картину рисует Международный союз по электросвязи (МСЭ) в Женеве. 6 млрд. населения на планете живут примерно в 1 млрд. различных домашних хозяйств. Более половины из этих домашних хозяйств не имеют телефона, а компьютера и подавно. По оценкам МСЭ, всего примерно 150 млн. человек в мире могут иметь доступ к Internet — это около 2,5% населения планеты. А директор лаборатории информатики в Массачусетсском технологическом институте Майкл Дертузос полагает, что таких людей еще меньше — 1,5%. В большинстве своем это люди из промышленно благополучных стран, говорит Дертузос, автор книги «Что дальше, или Как новый информационный мир изменит нашу жизнь» (Harper, San Francisco, 1997).

Неравномерный успех

Но даже в промышленно развитых странах доступность Internet неодинакова и зависит от таких факторов, как стоимость, распространение персональных компьютеров и наличие инфраструктуры. К примеру, в Германии нет фиксированного тарифа на местные телефонные звонки. Поэтому, как сообщает Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, 20 часов ежемесячного доступа к Internet в периоды непиковой загрузки стоят в Германии 75 долл., из которых 40 составляют оплату за телефонные звонки. Для сравнения, в США аналогичный доступ будет стоить примерно 40 долл. в месяц, и 20 из них — плата за телефонные звонки. В Дании, по данным МСЭ, на 100 жителей приходится примерно 36 персональных компьютеров. Неудивительно, что проникновение в Internet датчан шире, чем итальянцев, у которых на 100 человек приходится всего примерно 11 компьютеров. Естественно предположить, что в странах с более развитой телекоммуникационной инфраструктурой доступ в Internet будет также более быстрым и надежным. В Греции, по данным МСЭ, только примерно половина линий — цифровые, в то время как в Финляндии, с ее густой телекоммуникационной инфраструктурой, таких линий все 100%.

По мнению Forrester Research, в течение ближайших нескольких лет цены на услуги связи в Европе должны упасть, а инфраструктура окрепнуть в результате предпринимаемой там приватизации телекоммуникационного сектора. А всего в мире, по прогнозам PricewaterhouseCoopers, в 1999 году более половины пользователей Internet будут обитать за пределами Северной Америки. Но даже при таком положении дел, согласно Forrester Research, компании со штаб-квартирами в США, и имеющие физически международное присутствие, не торопятся перенести такое присутствие в Web. В рамках подготовки отчета «Стратегии для глобальных Web-сайтов» Forrester Research проинтервьюировала представителей 50 компаний. 62% из них заявили, что не планируют поддерживать на своих сайтах другие языки, кроме английского. Из важнейших аспектов, связанных с интернационализацией (или «глобализацией») своих сайтов, 56% компаний назвали неизбежные организационные проблемы и 25% отметили трудности в управлении содержанием сайта.

На кого ориентироваться

Помочь бизнесу расставить приоритеты может понимание специфики конкретных стран. Например, в Западной Европе, по мнению Дона де Палма из Forrester Research, в области Web в первую очередь следует ориентироваться на Германию и Англию. Уже сейчас на долю этих стран приходится почти половина всех доходов от онлайновых услуг в данной части света. «Если вы продаете что-то, вызывающее интерес немцев или североевропейцев, то время вставить информацию об этом в содержание своего сайта уже пришло», — говорит де Палма. По его мнению, Франция, Италия, Испания, Австрия и Ирландия созреют до этого через несколько лет. В Восточной Европе наибольший интерес представляют Польша, Чехия, Венгрия и Словения, быстро вставшие на путь более открытой экономики.

В Азии, по словам де Палма, первейший интерес, очевидно, должен вызвать Гонконг, имеющий в существенной степени оптоволоконную телекоммуникационную инфраструктуру и являющийся Меккой для многонациональных банков, инвесторов и штаб-квартир прочих корпораций. Сингапур и Малайзия служат местом для инвестиций компаний, работающих с высокими технологиями, а Япония, Корея и Тайвань составляют часть глобальной экономики. Большие прибрежные австралийские города наподобие Сиднея или Мельбурна также станут сильными центрами Web-активности. В Латинской Америке, по словам аналитика International Data Corp. Эники Элфорд, внимания заслуживает Бразилия. Несмотря на то что услуги местной связи здесь дороги, а телефонная связь в сельских районах мало распространена, в Бразилии проживает половина всех пользователей Internet этого региона. В 1998 году там было 2 млн. пользователей, а в 1999 году их число должно вырасти до 3,5 млн., говорит Элфорд. К тому же в Бразилии более 600 провайдеров Internet, что делает рынок конкурентным.

Интернационализация

Avis Europe принадлежит к числу компаний, пытающихся получить от Web максимум возможного. С помощью программного обеспечения, разработанного компанией Simware, в Avis организовали сеть extranet для того, чтобы обладатели лицензий на удаленный доступ могли из любых мест подсоединяться к основанной на мэйнфреймах системе Wizard сдачи автомобилей внаем. Об этом рассказывает директор по бизнес-системам, маркетингу и продажам Avis Europe Джон Саундерс. Небольшие отделения в странах типа Кении и России обычно по факсу или телексу связываются со штаб-квартирой фирмы в Брекнеле, Англия, поскольку бизнес в этих странах недостаточно масштабен, чтобы подключать его к глобальной сети корпорации. Сейчас все, что требуется от обладателя лицензии — это установить на персональном компьютере браузер (в таких случаях фирма часто высылает на места своих представителей, помогающих произвести установку) и организовать коммутируемое соединение с местным Internet-провайдером. Avis Europe уже открыла свою сеть extranet для обладателей лицензий в 35 странах Африки, Азии и Центральной Европы. По мере устранения правительственных ограничений в других странах компания подсоединит к своей внешней сети новых локальных партнеров.

В компании Goodyear Tire & Rubber поэтапное осуществление собственной глобальной Web-стратегии есть вопрос не столько доступа, сколько времени и координации. Общедоступный Web-сайт компании уже содержит индивидуально подготовленную и переведенную информацию для пяти стран Латинской Америки. Аналогичную информацию для Европы Goodyear собирается выставить не ранее третьего квартала этого года. И дело не в том, что такой информации нет, а в том, что группы маркетинга от Англии до Индонезии прямо-таки требуют локализованного содержания.

«Все словно проснулись», — говорит Пэм Бертино, менеджер Web-сайта в штаб-квартире компании в Арконе. Однако чтобы Web-содержание, работающее не на США, соответствовало фирменным Web-стандартам технологии и внешнего вида, требуется время. Например, в Германии создается собственный Web-сайт, и через некоторое время его придется «перелицевать» с тем, чтобы внешне он не отличался от корпоративного. Чтобы скоординировать других прежде, чем они организуют собственные сайты, Бертино в прошлом году летала во Франкфурт и обсуждала там корпоративные политику и подходы к Web-содержанию с представителями служб, занимающихся маркетингом и связями с общественностью из разных стран. Вернувшись домой, Бертино ежедневно разговаривает по телефону с европейцами, отвечающими за Web.

«Если работу координировать и контролировать, дела идут медленнее, — говорит она. — Однако усилия по координации оправдываются при росте масштаба деятельности. Европейские страны сэкономят на разработке за счет того, что будут делиться друг с другом заготовками страниц; к тому же они смогут размещать свои страницы на сервере в Арконе, если это будет дешевле, чем размещение на серверах местных компаний».

Компания Dell Computer имеет сегодня более 40 Web-магазинов, локализованных для отдельных стран, в том числе и полностью переведенных на местное наречие. Компания целиком синхронизирует свои Web-приоритеты с приоритетами бизнеса. Ее стратегия состоит в том, чтобы открывать локализованный Web-магазин одновременно с разворачиванием маркетинговой или производственной деятельности в районе. Около пятой доли заказов через Web поступает сейчас вне пределов США. Это чуть ниже доли продаж по другим каналам, в том числе осуществляемых собственной группой продаж.

«Соединенные Штаты первыми стартовали в бизнесе онлайновых продаж, — говорит Ричард Оуэн, вице-президент Dell Online. — По этой причине и из-за разницы в технологии остальным приходится догонять».

Из прошлого в будущее

Когда же страны, не имеющие Internet, догонят остальных? Как говорит Бен Петрацини, аналитик МСЭ, некоторое представление об этом может дать история средств связи недавнего прошлого. В 1984 году в одном только Токио было телефонов больше, чем во всей Африке. 15 лет спустя в Африке стало гораздо больше телефонов, чем в Токио (хотя Токио все еще имеет больше телефонов на душу населения). Однако сегодня в Нью-Йорке больше серверов Internet, чем во всей Африке.

«В конце концов, — предсказывает Петрацини, — разрыв в доступности выхода в Internet так или иначе сократится, подобно тому как сократился разрыв в доступности телефонной связи. Проблема только в том, что когда это произойдет, появится что-нибудь новенькое».

Соединенные Штаты

Число сайтов Internet: 32,5 млн.

Место: 1

Число пользователей Internet: 56 млн.

Число ПК на 100 жителей: 40,6

Стоимость 20-часового коммутируемого подключения в непиковое время: 40,5 долл. (включая стоимость местного звонка)

Примечание: Forrester Research ожидает, что в 2001 году Соединенные Штаты будут по-прежнему опережать Европу по онлайновому доступу, имея 34% жителей, подключенных в Internet, по сравнению с 13% в Европе

Бразилия

Число сайтов Internet: 170280

Место: 19

Число пользователей Internet: более 2 млн.

Число ПК на 100 жителей: 2,62

Стоимость 22-часового коммутируемого подключения: 52,71 долл. (включая стоимость местного звонка)

Примечание: Согласно IDC, в Бразилии многие пользователи Internet из бизнес-сектора обходятся коммутируемыми телефонными линиями, поскольку очередь за получением выделенной линии велика

Австралия

Число сайтов Internet: 786580

Место: 6

Число пользователей Internet: 2,4 млн.

Число ПК на 100 жителей: 36,1

Стоимость 20-часового коммутируемого подключения в непиковое время: 40,7 долл. (включая стоимость местного звонка)

Примечание: По данным Австралийского бюро статистики, с августа 1997 года по август 1998 года около 425 тыс. австралийцев приобрели товары или услуги через Internet. Почти 70% этих товаров и услуг предлагалось из-за рубежа

Германия

Число сайтов Internet: 1,2 млн.

Место: 5

Число пользователей Internet: 10,8 млн.

Число ПК на 100 жителей: 25,5

Стоимость 20-часового коммутируемого подключения в непиковое время: 74,61 долл. (включая стоимость местного звонка)

Примечание: Некоторые пользователи Internet в Германии устроили в конце 1998 года шумную «забастовку» против высоких тарифов в области связи

Китай

Число сайтов Internet: 22385

Место: 39

Число пользователей Internet: 1,4 млн.

Число ПК на 100 жителей: 0,59

Стоимость коммутируемого подключения: В 1998 году диапазон цен был от 6 долл. в месяц за 6-часовое подключение до 36 долл. в месяц за неограниченное подключение

Примечание: Хотя по расчетам IDC число пользователей Internet в стране вырастет в 2002 году до 9,4 млн., китайские пользователи не несут в себе покупательского потенциала, сравнимого с имеющимся в Гонконге, Сингапуре, Австралии или в Южной Корее

Южная Африка

Число сайтов Internet: 161779

Место: 21

Число пользователей Internet: 905960

Число ПК на 100 жителей: 4,15

Стоимость неограниченного коммутируемого подключения: около 16 долл. (не включая стоимость местного звонка, максимальный тариф для которого — 32 цента за 3 минуты)

Примечание: Согласно BMI-TechKnowledge, в Южной Африке действует более 90 провайдеров Internet, и монополия в этом секторе отсутствует


Между Бразилией и ЮАР?

Судя по цифрам, в России ситуация с Internet не так уж сильно отличается от ситуации на развивающихся рынках. По обобщенным данным РОЦИТ, число пользователей Internet на работе и дома составляет около 1,5 млн. человек. В середине 1998 года РосНИИРОС зарегистрировал отклики примерно 180 тыс. IP-хостов (этот термин они определяют как «активный компьютер с уникальным Internet-адресом»). Это, видимо, примерно соответствует тому, что во врезках статьи С. Калин «Сеть прирастает...» называется сайтом. Таким образом, наша страна находится приблизительно на уровне Бразилии: 1,5 млн. против 2 млн. пользователей и 180 тыс. против 170 тыс. сайтов. Примерно тот же порядок у Южной Африки: число пользователей — 900 тыс. и число сайтов 162 тыс. Различия между данными в этих странах вполне можно отнести за счет погрешности. Китай мы сильно опередили по количеству IP-хостов при примерно одинаковом количестве пользователей: 1,4 млн. и 22 тыс. соответственно. А вот с Австралией или Германией нас сравнивать рано. Таков наш уровень, если смотреть на абсолютные результаты. Можно сравнить другие показатели, пересчитать на душу населения или на количество ПК в стране. Эти цифры в любом случае не вызывают бурной радости, но, может быть, для страны, замученной отнюдь не компьютерными проблемами, такая Сеть не так уж и плоха?

— Computerworld Россия