«В бытность свою руководителем ИС я постоянно обращал внимание подчиненных на важность таких показателей, как величина дохода на одну акцию, — вспоминает Том Томас. — Надеюсь, что в этом отношении наши с вами взгляды совпадают».

Джон Эндрюс: «Необходимость решения проблемы 2000 года ясно показала значимость той роли, которую директоры информационных служб играют в вопросах стратегического развития, и меру их ответственности перед руководством компании»

Такие люди способны достичь высочайших вершин. Томас, в прошлом руководитель информационных служб корпораций 3Com и Dell Computer, не так давно был назначен генеральным директором компании Vantive, занимающейся разработкой основанного на Web программного обеспечения управления взаимосвязями с заказчиками (customer relationship management — CRM).

Конечно, директор информационной службы знаком с вопросами бизнеса не понаслышке. Многие из тех, кто ранее занимал такой пост, ныне возглавляют компании, работающие в области высоких технологий и электронной коммерции. Большинство из этих фирм имеют годовой оборот от 70 до 300 млн. долл. и входят в перечень Fortune 1000.

Многие новоиспеченные генеральные директора приступили к исполнению своих обязанностей всего несколько месяцев назад, и говорить об успехе пока слишком рано, однако наблюдатели высоко оценивают их глубокие технические познания и умение работать с клиентом.

«Наметившиеся тенденции вполне логичны, — подчеркнул Уэйн Немет из компании The Sprout Group. — Сочетание опыта руководства информационной службой с заботой о клиентах позволяет добиться очень высоких результатов».

Шаг через пропасть

Случалось, что и в прежние времена директор информационной службы брал на себя руководство компанией — для примера можно вспомнить хотя бы Кэтрин Хадсон из корпорации Brady и Джона Рида из Citigroup.

Однако тогда подобные исключения лишь подтверждали правило, гласившее, что глава информационной службы — это наивный и близорукий технократ, абсолютно не способный стратегически мыслить.

Но по мере проникновения в бизнес высоких технологий процесс сближения руководителей информационных служб и топ-менеджеров приобретал более выраженный характер.

«Сегодня хороший директор информационной службы должен обладать теми же качествами, что и хороший генеральный директор», — заметил профессор Университета штата Пенсильвания Эрик Клемонс.

«Заседания советов директоров редко обходятся без обсуждения технических вопросов и их влияния на дальнейшее развитие бизнеса», — добавил бывший руководитель информационной службы транспортной фирмы CSX Джон Эндрюс. В настоящее время Эндрюс возглавляет компанию Sanga International с годовым оборотом 161 млн. долл., занимающуюся созданием средств разработки на Java. «Последние события лишь упрочили позиции директоров информационных служб, — подчеркнул он. — Необходимость решения проблемы 2000 года ясно показало значимость той роли, которую эти люди играют в вопросах стратегического развития, и меру их ответственности перед руководством компании. Они получили прекрасный шанс на деле продемонстрировать свои способности».

Однако далеко не все положительно относятся к столь стремительному восхождению директоров информационных служб.

«Лично я не стал бы делать столь оптимистические выводы, — высказал свое мнение Дэвид Фут, управляющий партнер консультационной фирмы Foote Partners, специализирующейся на кадровых проблемах информационных служб. — Генеральный директор — это человек, задача которого заставить компанию работать по-новому. Что касается директора информационной службы, его скорее можно назвать архитектором перестройки, который в большей степени занимается вопросами конкретной реализации конкретных проектов».

«Приверженность устаревшей модели ведения бизнеса является гораздо более серьезным сдерживающим фактором по сравнению с ограниченностью взглядов директоров информационных служб, — заметил президент компании Cap Gemini Telecommunications of North America Рон Пондер, занимавший ранее пост исполнительного вице-президента и руководителя службы технической поддержки корпорации AT&T. — Мы создали среду, в которой руководители информационной службы вынуждены выполнять подобную примитивную роль. Я был счастлив, когда мне удалось вырваться за рамки этих ограничений, и у меня появилась возможность в полной мере реализовать свой потенциал».

По словам Пондера, несмотря на то что в AT&T под его началом находилось около 45 тыс. человек (персонал, обслуживающий компьютерные сети и системы, сотрудники служб технической поддержки и подразделений, занимавшихся разработкой новых продуктов), он никогда не замыкался на решении чисто технических вопросов и всегда старался увязать их с перспективами дальнейшего развития бизнеса.

Став генеральным директором компании Beechwood, занимавшейся разработкой ПО для телекоммуникационных компаний, Пондер уже хорошо знал клиентов. Он достаточно четко представлял, что нужно делать, оставалось лишь наработать необходимый авторитет. Признание пришло два года спустя, когда Cap Gemini приобрела возглавляемую им компанию и Пондер принял предложение возглавить формируемое телекоммуникационное подразделение.

О должности генерального директора Пондер говорит: «Вы должны уметь делать правильные прогнозы, мыслить стратегически и претворять в жизнь задуманное, а помимо этого обязаны улавливать настроения клиентов и четко ориентироваться в повседневной суматохе, не теряя за суетой главного».

Томас, будучи директором информационной службы корпорации Dell, принимал самое активное участие в разработке программы расширения корпоративных продаж. Перейдя в 3Com, Томас помог ей реализовать проект системы электронной коммерции, оборот которой в 1998 году составил 1,6 млрд. долл. Осенью прошлого года руководство Vantive обратилось к главе информационной службы 3Com с предложением войти в совет директоров компании.

«Я уже имел опыт решения задач, стоявших в то время перед Vantive, — вспоминает Томас. — Я хорошо представлял себе рынок и видел, какое направление наиболее перспективно для стратегического развития».

Совет директоров без возражений принял новую линию и уже в апреле предложил Томасу должность генерального директора.

«Опыт построения систем электронной коммерции и налаживания отношений с клиентами открывал перед Томом прекрасные возможности для дальнейшего роста», — отметил Патти Мануэль, входивший в то время в состав совета директоров Vantive.

«Сегодня руководитель информационной службы находится в самом центре бизнеса, — подчеркнул Томас. — Наряду с должностью генерального директора этот пост позволяет охватить все аспекты деятельности компании. Добавьте сюда перспективный взгляд на развитие технологий, и вы становитесь наиболее реальным кандидатом на место генерального директора. Мы вовремя почувствовали, какие преимущества сулит Internet клиентам, и оперативно провели все необходимые преобразования».

За гранью информационных технологий

Знание технологий — очень сильный козырь директора информационной службы, но при этом он не должен забывать о главном.

«Из удачливого менеджера проекта далеко не всегда получается хороший генеральный директор», — заметил бывший руководитель информационной службы фирмы The Holt, а ныне глава компании Toysmart.com Дэвид Лорд.

Превращение директора информационной службы в генерального директора возможно лишь при наличии у него достаточного опыта ведения бизнеса. Выполняя обязанности руководителя информационной службы компании CSX, Эндрюс одновременно отвечал за проведение маркетинговых исследований и входил в группу стратегического планирования. Впоследствии он возглавил подразделение CSX Technologies, занимавшееся продажами программного обеспечения собственной разработки. По словам Эндрюса, за свою карьеру ему приходилось решать финансовые вопросы, заниматься планированием, возглавлять технические проекты и управлять информационной службой, которая фактически представляла собой компанию внутри компании.

Ланс Боксер начал свою трудовую деятельность в корпорации MCI Communications в качестве инженера, затем возглавил подразделение обработки данных и, наконец, стал директором информационной службы. В конце прошлого года он был приглашен в Lucent Technologies и занял пост президента подразделения, занимающегося разработкой коммуникационного программного обеспечения. По словам Боксера, именно руководство информационной службой помогло ему научиться понимать клиентов: «Благодаря тому что я перепробовал в своей жизни очень много занятий, сегодня я способен проектировать и предлагать клиентам именно те решения, которые им нужны».

Различие в подходах

Бывшие руководители информационных служб в один голос заявляют, что именно опыт предыдущей деятельности во многом помогает им справляться с нелегкими обязанностями генерального директора.

«Если раньше мне уже приходилось сталкиваться с подобной задачей, значит, я смогу решить ее сейчас, — говорит Лорд. — Нельзя сказать, что разработка технических проектов осталась в прошлом, ведь я занимаюсь ими и сейчас. Возглавляя информационную службу компании Holt, я открыл для себя абсолютно новый мир электронной коммерции, которая представляет собой сочетание уже знакомых для меня финансовых вопросов и передовых технологий, ставших с недавнего времени главной моей страстью. Электронная коммерция связала в единое целое финансовые и технические аспекты».

Лорд сумел так хорошо настроить систему, что уже вскоре узел электронной коммерции стал занимать центральное место в бизнесе компании, а тогдашний глава компании Пол Холт решил сделать Лорда своим преемником.

Холт рассуждал тогда примерно так. Вся деятельность компании базируется на Internet, поэтому срочно нужно пригласить человека, который сумел бы организовать работу соответствующего подразделения и повысить эффективность работы компании в целом. К счастью, такого человека удалось найти.

По мнению Лорда, значимость роли директоров информационной службы в ближайшие пять лет будет расти.

«Сегодня бизнес вступает в фазу укрупнения, — подчеркнул он. — И задача интеграции различных компаний полностью ложится на плечи директоров информационных служб».

Даже имея богатый опыт, руководители информационных служб признают, что управление компанией отличается от управления информационными технологиями.

«Этап, который начался сегодня, открывает новую эру, — подчеркнул Марк Льюис из компании Christian & Timbers, специализирующейся на подборе кандидатов на ключевые должности. — В ближайшие два-три года очень многие директора информационных служб займут руководящие кресла в организациях, работающих в области высоких технологий и Internet. А затем настанет очередь и всех прочих компаний».

Первая волна этого потока уже прошла, показав всем, что новому времени требуются новые люди.

«Давайте возьмем 50 генеральных директоров, исповедующих старый стиль работы, и поручим им управлять одной из ультрасовременных компаний, например Amazon. Как вы думаете, они справятся? — спросил Боксер. — А лучшие руководители информационных служб, безусловно, смогут решить все поставленные задачи. Ведь мы живем в удивительное время».