Эта статья — плод размышлений, которые навеяли диалоги круглого стола, прошедшего на форуме «Интеллектуальное предприятие»
Диполь Тыугу в реальности |
Тема круглого стола, прошедшего на форуме «Интеллектуальное предприятие», («Проблемы зависимости Заказчика от Исполнителя при внедрении, использовании и развитии системы автоматизации предприятия») и характер дискуссий привели меня к необходимости высказать ряд замечаний по поводу разного рода зависимостей, в частности тех, что связаны с пониманием термина «интеллектуальное предприятие».
Зависимость и Диполь Тыугу
Начну с воспоминаний. В 1972 году на Второй Всесоюзной конференции по программированию в Академгородке Новосибирска обсуждался доклад Э. Х. Тыугу, программиста из Таллина. Хозяин конференции и один из «гуру» отечественного программирования, впоследствии академик, А. П. Ершов предложил выделить и рассмотреть проблему различий во взглядах на задачу со стороны постановщика и со стороны программиста, получившую впоследствии название «Диполь Тыугу». Суть доклада Тыугу состояла в изучении различий в этих взглядах и способов их преодоления. На мой взгляд, очень важно, что наиболее приемлемая модель самых разных видов отношений заказчика и исполнителя имеет вид диполя Тыугу (более подробно о ней и о ее развитии — модели Диполь++ можно прочитать в выпуске 6 рубрики «Директору ИС»).
Эта простая на вид штука позволяет строить весьма общие, и главное — конструктивные модели зависимостей между заказчиком и исполнителем. Прежде всего, они носят системный характер и не сводятся, например, к документированию отношений двух сторон, то есть к юридическим вопросам или оценке качества проектных решений при их сдаче заказчику.
Различие частей диполя объективно, и учет этого при анализе зависимостей между заказчиком и исполнителем является определяющим при построении сколько-нибудь долговременных их отношений. Поэтому важным при приемке работы заказчиком часто является не то, насколько выполнены пункты ТЗ, а сколь существенны для данного проекта оставшиеся различия в Диполе Тыугу.
Напомним, что Диполь Тыугу — это системная модель, включающая в качестве своих объектов заказчика и исполнителя и, кроме того, набор проектных решений, юридические, финансовые и организационно-технические документы. Естественно, в эту модель входят реализованные и еще нереализованные части проекта в физической и организационной ипостасях. В такую модель следует включать распределение взаимных обязательств Заказчика и Исполнителя. Они должны быть изложены в форме определения и распределения рисков зависимости между сторонами договора (сторонами «контракта», который — по ISO 12207 — должен существовать практически в каждом проекте информационной системы). А недостаточная степень учета этих рисков чаще всего сокращает жизненный цикл проекта или сказывается на увеличении затрат на его реализацию.
Вместе с тем подобная модель должна быть открытой, чтобы полнее охватить многообразие отношений зависимости заказчика от исполнителя. Отечественный и мировой опыт создания и внедрения систем автоматизации управления предоставит желающим множество примеров конкретных Диполей Тыугу. К таковым можно отнести стандартизацию отношений заказчика и исполнителя не только на основании технических заданий, но и с учетом различного рода «частных ТЗ», протоколов рассогласования и т. п. Здесь же уместно отметить, что государственные стандарты на АСУ при моделировании отношений заказчика и исполнителя, скорее, используют подход Диполя Тыугу, чем рекомендации ISO 9000.
Геля Иванович Рузайкин — научный редактор журнала «Мир ПК». С ним можно связаться по электронной почте по адресу ruza@pcworld.ru