За последние 50 лет корпоративная политика в области ИТ претерпевала существенные изменения с появлением каждой новой технической платформы. С появлением Internet этот процесс развернулся с новой силой
Джим Чампи — председатель совета директоров консультационной компании Perot Systems. Электронную почту ему можно направлять по адресу JimChampy@ps.net |
Internet кардинальным образом перестраивает многие миллионы рабочих мест. С ростом ее популярности новая политика складывается под одним из двух противоречащих друг другу лозунгов: «иметь» и «не иметь». К когорте «имеющих» относятся те, кто уже связан тем или иным образом с Web-технологиями и работает в новых сферах бизнеса, использующих возможности Internet. Лагерь «не имеющих» составляют те, кто отдает предпочтение старым методам ведения бизнеса и технологиям.
Пропасть между двумя этими группами постепенно сужается. В конце концов границы между новыми и старыми сферами бизнеса исчезнут, или же устаревшие технологии просто прекратят свое существование. Чтобы выжить, компаниям придется многое менять и уделять больше внимания вопросам управления.
Но не ошибитесь, ведь выбор технологии имеет и политическое измерение. Когда в штаб-квартирах корпораций начали появляться мэйнфреймы, никто уже не сомневался в том, что основным принципом корпоративной культуры станет централизация. Новые методы организации способствовали дальнейшему прогрессу, поэтому все с готовностью приняли правила централизованной модели как в вопросах ведения бизнеса, так и в области технологий.
С появлением в 70-е вычислительных машин средней величины акценты стали смещаться в сторону отдельных подразделений и рабочих групп. Может быть, это простое совпадение, но по мере совершенствования технологии распределенной обработки информации структура типичной организации также становилась все более децентрализованной. Всякий отдельный работник становился уже не просто служащим компании, а сотрудником кадровой или финансовой службы, отдела продаж или производственного подразделения.
Затем наступила эра персональных компьютеров и серверных технологий. Возросла роль каждого отдельно взятого специалиста. С распространением ПК информация и вычисления стали намного более демократичными.
На первый взгляд, Internet объединяет мир — ведь вы сами, ваши клиенты, поставщики и даже конкуренты получили доступ к восхитительному пирогу дополнительных возможностей. Но не пытайтесь обманывать себя. На самом деле мир разделился на два лагеря: имеющих доступ к Сети и не имеющих его.
Внутри компьютерной отрасли эти блоки, с одной стороны, объединяют старую гвардию разработчиков приложений, интеграторов и продавцов аппаратного и программного обеспечения (назовем их консерваторами), а с другой — молодые компании, занимающиеся созданием различных систем для Сети и предоставлением Internet-услуг (эти будут зваться либералами).
Консерваторы с завистью смотрят на либералов, которым за короткий срок удается добиться стремительного роста своих акций, и разворачивают все более интенсивные маркетинговые кампании, чтобы вернуть себе былое внимание пользователей.
Но думаю, что в конце концов нам удастся избежать революций, и существующие противоречия уладятся сами собой. Игроки на рынке внимательно следят за тем, какие продукты и услуги приносят наибольшую прибыль, и мир начинает двигаться именно в эту сторону.
Ожесточенная борьба развернется между теми компаниями, которые попытаются внести какие-то изменения в существующие операционные модели. Те, кто продолжает работать по-старому, постепенно начнут отставать, другие же устремятся вперед, делая ставку на новые методы ведения бизнеса. Когда, к примеру, компания Barnes & Noble занялась электронной коммерцией, некоторые ее конкуренты не сумели уловить наметившуюся тенденцию и продолжали торговать в книжных магазинах, другие же сделали еще один шаг в будущее.
Как правило, люди сами хорошо понимают, к какому течению (новому или старому) они относятся, но выбор далеко не всегда зависит только от них.
Наверное, впервые особенности технологической платформы привели к такому противостоянию. Почему? Потому что в отличие от прежних технологий Internet очень серьезно затрагивает практически все процессы, происходящие в организации. Сегодня Internet однозначно воспринимается весьма перспективным механизмом для приема заказов и организации продаж. Но уже вскоре воздействие Сети самым непосредственным образом отразится на исследованиях, процессах разработки и производства продукции, сервисном обслуживании и выполнении заказов.
Нельзя не заметить, что за последние десять лет характер труда в целом в значительной степени изменится. Конечно, в большинстве организаций принятие изменений происходит гораздо медленнее, чем в используемых ими же технологиях. Однако управленцам необходимо серьезно относиться к таким изменениям. Происходит медленная революция самой природы труда. Служащим часто приходится менять место работы и постоянно осваивать что-то новое. В противном случае они отстанут от жизни и перестанут отвечать требованиям, которые предъявляют работодатели.
Новой политикой в области ИТ необходимо эффективно управлять, недостаточно просто плыть по течению.