Не спешите реализовывать компьютеризированные решения, не убедившись в том, что они смогут принести реальный доход

Судя по приходящим ко мне письмам, читатели крайне взволнованы отсутствием какой-либо корреляции между затратами на ИТ и прибылью предприятия. В письмах подчеркивается, что быстрое падение цен на настольные компьютеры, а также расширение использования Internet служит очевидным доказательством того, что рентабельность есть следствие компьютеризации. Тот факт, что ни одна из этих разработок до сих пор не нашла приемлемого отражения в корпоративных финансовых данных, казалось, никого не обескураживает.

Ведущий журнал по ИТ опубликовал статью, в которой утверждалось, что именно инновации на основе ИТ стали источником увеличения прибыли и других финансовых показателей компаний. Журнал привел список 500 американских корпораций с высокой инновационной активностью. Корпорации, работающие в области электронного бизнеса, планирования ресурсов предприятия, добычи данных, создания и сопровождения корпоративных порталов или в аналогичных областях, названия которых сейчас столь часто употребляют специалисты по ИТ, получили золотые, серебряные или бронзовые «медали».

Я мог бы раскритиковать процедуру присуждения мест в этом списке, так как эти результаты отражают только неподтвержденное доказательствами мнение специалистов по ИТ, участвующих в опросе. Я не буду этого делать, поскольку, чтобы оценить уровень капитализации компании, не нужно полагаться лишь на мнение респондентов. Аудиторские финансовые отчеты предлагают гораздо более надежные свидетельства. Чтобы лучше оценить, как ИТ-инновации влияют на финансовое положение компании, следовало бы связать их с чистой прибылью, прибылью от основной деятельности и отдачей от акционерного капитала.

Чтобы проверить, насколько соответствует действительности рейтинговый список журнала, я решил сравнить положение корпораций, указанных в начале и в конце этого списка. Вопрос был в том, сможет ли компания, награжденная четырьмя золотыми медалями, добиться лучших финансовых результатов, чем награжденная четырьмя бронзовыми.

Поскольку лишь 450 из приведенных в списке фирм опубликовали свои полные финансовые результаты, я выбрал 45 компаний, указанных в начале списка (таких, как Marshall Industries, Microsoft и Sprint), и сравнил их среднюю финансовую «производительность» с аналогичным показателем 45 фирм из нижней части списка.

Насколько инновационная оценка коррелирует с параметрами, определяющими финансовую состоятельность компании? В приведенных журналом оценках об этом ничего не сказано. Рост доходов от основной деятельности компании в 1998 году по сравнению с 1997 годом оказался следующим: «нижние» 45 превзошли «верхних»: 18,3% против 15,4%. Среднегодовой рост чистого дохода за пять лет: «нижние» 45 получили 14,8% против 14,3% для «верхних». Среднегодовой рост чистого дохода на акцию за пять лет: опять «нижние» опередили «верхних»: 18,5% против 16,2%. Среднегодовое увеличение числа сотрудников за пять лет: здесь наконец «верхние» добились перевеса — 10,2% против 8,5%.

Итак, 45 фирм из нижней части списка показали лучшие результаты, чем 45 компаний из его верхней части в трех категориях, которые определяют финансовую состоятельность компании. (Есть и другие интересные показатели, но я остановился лишь на анализе пятилетнего роста.) Как оказалось, у рационализаторов быстрее растет число сотрудников, но не финансовая состоятельность.

Часто говорят, что преимущества инноваций проявляются лишь со временем. Возможно, это верно для многих недавно созданных компаний, но в обсуждаемом списке присутствуют только уже устоявшиеся фирмы, чей акционерный капитал зависит как от прошлой, так и от текущей финансовой производительности.

Современное безумное стремление во что бы то ни стало использовать все новые и новые ИТ-решения без анализа возможного дохода от их применения может оказаться разрушительным, особенно если ведущие издания будут расхваливать эту точку зрения. Как и в любой гонке вооружений, скорость и затратность реализации ИТ-решений должны умело сочетаться с трезвым экономическим анализом. Чтобы компания выстояла на рынке, она должна быть устойчиво прибыльной и наращивать объем акционерного капитала быстрее, чем ее конкуренты. Журнальные опросы, полагающиеся на мнение респондентов о технологическом совершенстве, не вызывают доверия, если не подкреплены финансовыми результатами.


Пол Страссман (paul@strassmann.com) предпочитает судить о том, насколько компьютеры улучшают состоятельность компании, по «денежным» показателям