Тем временем многие директора информационных служб сомневаются, стоят ли сертификаты бумаги, на которой их печатают

В 1997 году, приступая к написанию книги «Получи сертификат и добейся успеха» (Get Certified and Get Ahead, MacGraw-Hill, 1998), Анна Мартинес не думала о славе. Сама о том не ведая, Мартинес предвосхитила очередной бум в мире высоких технологий. В течение трех последующих лет рынок сертификатов в области высоких технологий значительно вырос. Сегодня насчитывается более 400 различных сертификатов по самым разнообразным специальностям, в той или иной степени предполагающим работу на компьютере. Тем временем сертификация продолжает плавание в открытом море без руля и ветрил, поднимая вокруг себя брызги несмолкающих дискуссий.

Сертификаты, подобно дипломам колледжа, с определенной степенью надежности удостоверяют наличие у его обладателя конкретных знаний и уровня компетенции. Технические сертификаты выдаются производителями программного и аппаратного обеспечения, техническими училищами, некоммерческими организациями и даже крупными академическими учреждениями. В некоторых организациях для получения сертификата необходимо пройти учебный курс и подтвердить свою квалификацию на экзаменах, в других достаточно сдать экзамены. Сертификаты могут свидетельствовать о знании определенных программных продуктов (например, Windows 2000), о наличии определенных навыков работы с информационными системами (обслуживание сетей) или специальности широкого профиля (управление проектами).

Однако на фоне триумфального шествия сертификации в сфере ИТ не следует игнорировать мнение некоторых директоров информационных служб, согласно которому сертификация — это не более чем способ добиться увеличения фондов заработной платы, и без того расшатанных дефицитом специалистов по ИТ. Это порочный круг: работникам необходимо повышать квалификацию, они учатся, приобретают знания (которые повышают их стоимость на рынке труда), а затем получают сертификат в независимой организации. Наличие сертификата, удостоверяющего приобретение новых навыков, служит основанием для повышения заработной платы, дальнейшего повышения квалификации... и получения очередного сертификата. Сторонники сертификации полагают, что официальный документ гарантирует определенный уровень мастерства в освоении технологии. Данную точку зрения разделяет Эд Глоцбах, исполнительный вице-президент и директор информационной службы провайдера услуг связи SBC Communications. Иными словами, специалисты, добившиеся получения сертификата, в большинстве своем проявляют большую эрудицию или работают качественнее. «Нельзя воспитать настоящих профессионалов без формирования определенных направлений карьерного роста. Для продвижения по службе у технических специалистов должны быть сертификаты», — утверждает Глоцбах.

Конечно, у сертификации есть не только сторонники, но и противники. По мнению последних, никакая бумажка не способна отразить реальные возможности того или иного специалиста. Стивен Бригхэм, вице-президент и директор информационной службы компании Adaptive Broadband, выпускающей оборудование для беспроводных коммуникационных сетей, уверяет, что получение (или неполучение) диплома никак не сказывается на квалификации специалиста. «Вокруг сертификации слишком много шума, — считает он. — Я никогда не повышал зарплату кому-либо из своих сотрудников только за то, что у него есть бумажка с печатью».

Бригхэм — не единственный руководитель, относящийся к сертификации скептически. Многие директора информационных служб отказываются брать на работу «бумажных» системных инженеров Microsoft без опыта работы. В результате Microsoft пошла на изменение условий получения сертификата Windows 2000 MCSE. «Мы требуем от желающих сдать экзамены на Windows 2000 MCSE как минимум годичного опыта установки и администрирования нашей сетевой ОС», — заявил официальный представитель Microsoft.

В то же время сертификация, включающая в себя обучение и тестирование, остается удовольствием не из дешевых, если учесть, что помимо стоимости обучения и тестирования компания должна оплатить проезд в учебное заведение и обратно, а также издержки, связанные с отсутствием сотрудника на рабочем месте.

Выше квалификация — больше зарплата

С точки зрения работника выгоды от подтверждающего квалификацию документа, как правило, очевидны. Как утверждают сторонники сертификации, после получения диплома специалиста по определенной технологии человек в первый же год зарабатывает в среднем на 25% больше.

Перспектива повышения заработной платы — неплохой стимул. По данным International Data Corp., в организациях, приглашающих на работу специалистов по ИС с базовым сертификатом Microsoft — Microsoft Certified Professional (MCP), лучше работает служба технической поддержки. Кроме того, в них реже наблюдаются сбои в работе серверов, а по времени они менее продолжительны. Это позволяет экономить более 2,5 тыс. долл. в год на сервер. Таким образом, если в компании установлены 13 серверов, то все затраты, связанные с получением ее сотрудниками сертификатов MCP, окупятся примерно за четыре месяца.

Исследование International Data Corp. также показало, что при наличии специалистов с сертификатом Novell повышается производительность и эффективность работы корпорации в целом. В компаниях, персонал которых сертифицирован, меньше простаивают серверы, а с ростом производительности ИС снижаются затраты на техническую поддержку. В итоге компании, в которых трудятся сертифицированные специалисты, работают более успешно, а текучесть кадров у них ниже. Отсюда следует, что благодаря сотруднику с сертификатом Novell производительность компании с каждым годом будет повышаться. (В том случае, конечно, если этот самый сотрудник не сменит место работы.)

Обучение с препятствиями

И все же многие директора информационных служб по-прежнему относятся к сертификации недоверчиво. В прошлом они ратовали за предоставление своим сотрудникам возможностей обучения на сертификационных курсах, однако были разочарованы. Дополнив свои резюме, бывшие подчиненные ушли на более высокие оклады. Данная тенденция приняла угрожающие размеры. Некоторые работодатели предлагают своим сотрудникам возможность повысить квалификацию только при условии заключения контракта, обязывающего проработать в компании от трех месяцев и больше. «Такова практика небольших предприятий, — поясняет Мартинес. — По-моему, идея неплохая, поскольку позволяет защитить инвестиции в персонал».

Мнение о том, что в обмен на обучение в разнообразных формах сотрудники предприятия должны давать определенные гарантии, бытует даже в тех фирмах, руководство которых не поддерживает идею сертификации. В компании Adaptive Broadband ценят высококвалифицированных сотрудников, но не отказываются и от услуг тех, кому необходимо дополнительное образование. Персонал может претендовать на повышение квалификации вплоть до получения диплома MBA. Решение оплатить курсы в каждом конкретном случае зависит от того, принесет ли это выгоду компании. Есть и еще одно условие. По словам Бригхэма, человек должен пообещать проработать на предприятии небольшой период времени после курсов. Иначе ему придется вернуть стоимость обучения.

Сажать работников на цепь — не самое удачное решение, возражает главный специалист компании Context Integration Дрор Лайвер. «Я думал, что рабство давным-давно отменили», — пожимает плечами он. По убеждению Лайвера, есть лишь одно действенное средство борьбы с текучестью кадров — взаимное уважение между сотрудниками и работодателем.

Поскольку Context Integration занимается в основном ИТ-проектами, время выполнения и стоимость которых фиксированы, любая ошибка при планировании работ или составлении сметы может привести к убыткам. Следовательно, данная компания наиболее заинтересована в сертификации своих менеджеров проектов.

Руководители проектов Context Integration проходят подготовку в некоммерческой профессиональной организации Project Management Institute (PMI) и после сдачи экзаменов получают сертификационное удостоверение PMI, которое называется Project Management Professional (PMP). Все менеджеры проектов Context Integration либо прошли экзамен на сертификат PMI, либо готовятся к его сдаче.

Для Context Integration поддержка программы сертификации (то есть PMP) оказалась вполне оправданной. Согласно Лайверу, в компании сократилось количество ошибок, совершаемых при планировании проектов. Реализация проектов также стала проходить более четко, считает старший консультант Context Integration Лесли Вэкер. Сертификат PMP признан компаниями из списка Fortune 500. Данное обстоятельство облегчает совместную работу с другими менеджерами проектов в компаниях-клиентах.

Профессия для этой жизни

В эпоху формирования цифровой экономики менеджеры проектов с техническим образованием востребованы в полной мере. Действительно, в подавляющем большинстве корпораций в минувшем году началась реализация крупных ИТ-проектов. Независимая компания Gartner Institute, основанная GartnerGroup, недавно представила программу сертификационного обучения и тестирования менеджеров проектов. Программа ориентирована на технических специалистов, которые стремятся занять руководящие должности. Одной из первых выпускниц программы стала Дана Кордэско, работающая в издательстве журнала Cahners Travel Group. Специалист с техническим образованием, Кордэско уже имеет в своем активе сертификат Novell. В ближайшем будущем она рассчитывает также получить не только сертификат менеджера проектов компании Gartner Institute, но и MCSE компании Microsoft. Кордэско считает, что эти документы способны стать для нее пропуском в мир топ-менеджмента.

В 1997 году Cahners Travel Group понесла серьезные убытки, связанные с ошибками при управлении проектом. В итоге руководство издательства приняло решение отправить Кордэско на обучение по программе, разработанной специалистами Gartner Institute.

Обстоятельства складывались следующим образом. Перед отделом Кордэско была поставлена задача перенастроить программы и обновить аппаратное обеспечение у 650 сотрудников. Предполагалось, что команда из десяти человек будет обслуживать по 16 пользователей в день. В ходе выполнения проекта выяснилось, что при планировании не было учтено время, необходимое для обучения людей и резервного копирования данных. Вместе с тем график работ уже был утвержден. «Плохо спланировав проект, мы сами себе выкопали могилу, — вспоминает Кордэско. — Пять дней подряд мы спали всего по два часа».

Впоследствии издательство решило направить одного из своих сотрудников на учебные курсы по управлению проектами с последующим получением сертификата. Поскольку Кордэско занимала в команде наиболее высокую позицию (она проработала в Cahners Travel Group три года), ее и направили учиться в Gartner Institute. Она была этому очень рада.

В рамках подготовки к письменному экзамену Кордэско прослушала пятидневный курс. Учебная группа состояла из десяти человек, с которыми работали два инструктора. Материал курса был ориентирован на практические ситуации. Учащиеся определяли благоприятные тенденции в области управления проектами, а также разбирали реальные проекты, которые закончились неудачей. Пройдя обучение, Кордэско признает, что посвятила планированию вышеописанного проекта Cahners Travel Group недостаточно времени. Сегодня она делала бы расчеты, исходя из восьми пользователей в день, а не из 16.

Кордэско не собирается откладывать прохождение экзамена на получение сертификата Gartner Institute в долгий ящик. Если бюджет Cahners Travel Group, выделенный на обучение персонала, будет исчерпан, Кордэско сама заплатит за тестирование. Безусловно, повесить сертификат на стену кабинета не так плохо. Кордэско полагает, что после получения сертификатов MCSE и Gartner Institute «охотники за головами» будут звонить ей чаще. Она довольна своим нынешним работодателем и не покинет компанию за небольшую надбавку. Другое дело — серьезное повышение зарплаты.

Для многих руководителей, подобных Глоцбаху из SBC, сертификаты являются средством формирования у сотрудников мотивации профессионального роста и интереса к работе. Квалификация многих обладателей этих бумажек действительно высока. И даже Бригхэм из Adaptive Broadband готов признать, что сертификаты помогают ему отделить зерна от плевел. Несмотря на существенные затраты, учебные курсы поставляют отделам ИТ сотрудников, обладающих базовыми знаниями и умениями. «Альтернатива сертификатам далеко не самая лучшая, — говорит Энди Сэдлер, вице-президент по развитию бизнеса обучающей компании Global Knowledge Network. — В отсутствие мотивации сотрудники информационной службы так и будут топтаться на месте».


Базовая сертификация

Бухгалтер открытого акционерного общества должен иметь лицензию CPA. Практикующему врачу необходимо получить звание доктора медицины. Так почему бы не ввести стандарт на сертификацию специалистов по ИТ?

Компания Chauncey Group International, дочерняя фирма учебно-производственной организации Educational Testing Service, в прошлом году представила программу сертификации начального уровня в области ИТ, направленную на повышение квалификации сотрудников предприятий. Некоторые организации взаимодействуют с этой целью с академическими учреждениями. Основная проблема — повышение уровня базовых знаний по информатике. «Мы хотим установить мировой стандарт для специалистов по ИТ первого года обучения», — говорит управляющий директор Chauncey Group International Лорен Хеберт.

Конечно, оптимизм Хеберта разделяют далеко не все. Стивен Бригхэм, вице-президент и директор информационных служб Adaptive Broadband, компании-производителя беспроводного сетевого оборудования, считает, что сложные технические дисциплины — не слишком подходящая область для стандартизации. «Универсальные программы сертификации будут иметь слишком общий характер, а потому абсолютно бесполезны», — утверждает он.

Анна Мартинес, автор книги «Получи сертификат и добейся успеха», уверена, что базовый сертификат в сфере ИТ уже существует. Это диплом бакалавра по информатике, который пользуется всеобщим признанием в данной отрасли промышленности. С другой стороны, чтобы получить этот диплом, необходимо в среднем отучиться четыре года. За это время происходят кардинальные изменения в используемых технологиях.

Недостаток квалифицированных специалистов по ИТ остается одной из главных проблем компьютерной индустрии. Стандартная программа сертификации, скорее всего, не станет ее решением. «Технология — это ?бегущий кабан?, — резюмирует Дрор Лайвер, главный специалист компании Context Integration, — однако волшебных пуль, всегда попадающих в цель, не бывает».


Проверьте ваших менеджеров

Попробуйте, не задумываясь, ответить, какой сертификат из числа тех, что выдают не производители продуктов, наиболее котируется в сфере высоких технологий? «Сертификат менеджера проекта», — наверняка скажете вы.

Предлагаем вашему вниманию примеры экзаменационных вопросов обучающей компании Gartner Institute.

1. Вы проработали шесть месяцев на крупном проекте, связанном с ИТ. Проект, согласно графику, должен быть выполнен за 18 месяцев. Ваша команда израсходовала 450 тыс. долл., а суммарный бюджет проекта составляет 2,35 млн. долл. Если предположить, что расходы распределены равномерно, каково текущее расхождение проекта с бюджетом?

  1. 78%.
  2. 42,5%.
  3. 34%.
  4. 23,5%.

2. Вы — опытный менеджер, в вашем послужном списке несколько успешно реализованных проектов. На вашем текущем проекте события развиваются по описанным ниже сценариям. Какой из них может привести к невыполнению технического задания?

  1. Спонсор требует немного изменить свойства продукта с целью их большего соответствия потребностям пользователей.
  2. Неформальный лидер коллектива требует исключить из плана работ необязательное предварительное тестирование.
  3. Директор по маркетингу сообщает вам, что систему удалось продать шести новым клиентам.
  4. Руководящий совет проекта требует, чтобы система была готова на две недели раньше срока, предусмотренного графиком работ.

3. Укажите два преимущества оценки стоимости снизу вверх. (Выберите две позиции.)

  1. Оценка стоимости индивидуальных заданий очень точна.
  2. Данный процесс обеспечивает поддержку со стороны бюджета проекта.
  3. Проекты не конкурируют друг с другом в плане получения ресурсов.
  4. Они не требуют определения индивидуальной деятельности.

4. Вас назначили на должность менеджера очень крупного проекта автоматизации офиса. Содержание проекта и базовая стоимость уже определены. Вы изучили документы и обнаружили, что необходимы существенные изменения в целях интеграции проекта со старой системой. Если изменения внести в документ, определяющий содержание проекта, уже на этом этапе, не останется средств на дополнительные расходы, однако потребуется перенести сроки завершения проекта на один месяц. Что вы захватите с собой, отправляясь на переговоры со спонсорами проекта о вашем утверждении?

  1. Подробное содержание работ.
  2. Ориентировочную смету.
  3. График реализации основных этапов проекта.
  4. Альтернативный план.

Ответы на эти вопросы имеются в редакции «Директора». Приглашаем руководителей проектов присылать свои ответы и описания интересных ситуаций в своих проектах по адресу Mikez@osp.ru Михаилу Зырянову.