Руководство компании, заинтересованное в эффективной ИТ-службе, должно решать задачу в комплексе и заботиться о формировании ее кадрового состава в целом.
Представление о ныне модной и престижной должности «директор (руководитель) информационной службы» пока еще не очень четко сложилось в нашем сознании. Энтузиазм тех, кому это словосочетание нравится, и скептические улыбки их оппонентов в основном имеют эмоциональный характер и не способствуют прояснению формирующегося образа. Рынок образовательных услуг также делает в этом направлении лишь первые шаги.
Приступая к рассказу о том, где и как можно получить необходимую подготовку, хочется поделиться некоторыми соображениями.
- Положение сотрудника в организации определяется в основном его опытом, образованием и личными качествами, а потому постановка вопроса об обучении профессии руководителя выглядит несколько странно. Как правило, кандидат на руководящий пост должен иметь опыт работы в этом или аналогичном подразделении, чтобы получить исчерпывающее представление о его задачах, возможностях и профессиональных навыках, необходимых сотрудникам. В редких случаях особо талантливые "варяги" демонстрируют успешность на руководящем посту. Это следует иметь в виду всем, кто заинтересован в своем карьерном росте.
- Добросовестные предложения на рынке образовательных услуг, анонсирующие подготовку ДИС, неминуемо подразумевают переподготовку или дополнительное образование для сложившихся руководителей и не должны носить массовый характер. Таким образом они не могут составлять (и не составляют в действительности) существенной доли от общего числа предложений образования в области информационного менеджмента.
- Руководитель подразделения, ДИС в частности, сам по себе без команды грамотных единомышленников не сможет оказать существенную поддержку бизнесу своей компании. Руководство компании, заинтересованное в эффективной ИТ-службе, должно решать задачу в комплексе и заботиться о формировании ее кадрового состава в целом.
Из сказанного следует, что подготовку директоров информационных служб можно рассматривать как многоэтапную процедуру, включающую обучение рядовых специалистов в области ИТ («технарей», аналитиков и т. д.), управленцев среднего звена (руководителей проектов) и, наконец, топ-менеджеров.
Предмет данной статьи — своего рода экскурсия по сегменту рынка образовательных услуг, связанного с предложениями такого рода.
Структура и основные тенденции рынка ИТ-образования
ИТ — очень нагруженное понятие, и попытка охватить взглядом весь «спектр» предложений чему-либо научиться невольно вызывает головокружение. Тем не менее определенные тенденции и вехи выделить удается. Рынок постепенно расстается с предложениями о ликвидации компьютерной безграмотности: новые школьные программы сводят на нет востребованность соответствующих курсов, по крайней мере, в столице. Это свидетельствует о выходе общественных потребностей на качественно новый уровень. Тем не менее в ряде мест подобные предложения сохраняются (например, отделение дополнительного образования МГУ — «Курсы для начинающих» и т. д.). В остальном ситуацию на рынке, по мнению автора, определяют два явления:
- попытки высшего образования выйти из состояния глубокого обморока, выражающиеся в освоении новых популярных предметных областей (чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать предложения по специальности "Менеджмент");
- стремление производителей через российских партнеров познакомить потенциальных пользователей со своими решениями, предназначенными для поддержки управленческой деятельности.
Обе тенденции переплетаются, образуя довольно сложную картину, поэтому предлагаемое описание является лишь грубой моделью.
![]() |
Екатерина Лавренова, руководитель по направлению бизнес-образования «АйТи»: «...отношение к ИТ становится более прагматичным, на первый план выходит задача получения отдачи от инвестиций в ИТ.» |
Структурировать данный сектор рынка удобно исходя из продолжительности предлагаемого образования, количество часов во многом определяет его специфику и содержание. Более того, такой подход вполне соответствует официально принятым в России стандартам: скажем, продолжительность менее ста часов позволяет выдать свидетельство о краткосрочной переподготовке, а программы, рассчитанные на 500 и более часов, дают возможность говорить о дополнительном образовании с правом ведения новой хозяйственной деятельности.
Отметим также, что данный обзор связан только с московским образовательным рынком. В регионах тоже существует много интересных предложений, но о них мы предполагаем рассказать в дальнейшем.
Краткосрочные образовательные проекты
В этой весовой категории выступает достаточно много образовательных учреждений. Прежде всего, стоит обратить внимание на Академию АйТи, которую можно считать лидером в данном виде программ. В предложениях академии доминируют чисто технические краткосрочные курсы продолжительностью не более 72 часов, посвященные решениям таких китов ИТ-рынка, как Oracle, Novell, Sun Microsystems, Microsoft и т. д. Тем не менее значительное внимание уделяется и управленческому аспекту. В рассматриваемом формате потребителям предлагается образование, необходимое для управления проектами, а именно — техника составления расписаний, стоимостный анализ, управление рисками и т. д. Стоимость одного часа — чуть более 20 долл. Курсы связаны между собой, в частности базовым является курс «Основы управления проектами», дающий общее представление об организации, процессах, методах и технологиях управления проектами. Необходимо отметить, что курсы авторизованы PMI (Project Management Institute). Кроме того, учитывая настроения учреждений высшего образования, Академия АйТи постоянно ищет возможности взаимовыгодного сотрудничества и в настоящее время готовит к выпуску не свойственный для нее по длительности продукт совместного творчества с МГУ продолжительностью порядка 250 часов. Руководитель по направлению бизнес-образования «АйТи» Екатерина Лавренова привела его рабочее название — «Экономика информационных систем». Причина повышенного интереса академии к этой предметной области, по ее словам, состоит в том, что очевидна тенденция перехода от «чистой технологии» к «технологии для бизнеса» и, как следствие, отношение к ИТ становится более прагматичным, на первый план выходит задача получения отдачи от инвестиций в ИТ.
![]() |
Олег Петров, директор по маркетингу и PR Школы IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ: «...Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество!» |
Следует также отметить альянс экономического факультета МГУ и Columbus IT Partner. Специалисты компании Columbus по разработанной совместно с МГУ методологии читают два цикла лекций. Один из них ориентирован на студенческую аудиторию, другой предназначен для слушателей магистратуры. В программу курсов входит изучение теоретических и практических вопросов использования Microsoft Navision XAL и Navision Axapta. Слушатели, защитившие курсовую работу и успешно сдавшие экзамен, приобретают дополнительную графу в дипломе МГУ. Следует отметить, что Columbus IT Partner не взимает со слушателей плату за обучение.
Образовательные проекты, связанные с дополнительным образованием
В этом сегменте на московском рынке образования хорошо зарекомендовали себя «Школа IT-менеджмента» Академии народного хозяйства и Учебный центр Института информационных систем управления Государственного университета управления.
![]() |
Татьяна Кравченко, профессор, проректор ВШЭ, заведующий кафедрой «Бизнес-Аналитика»: «ИТ обеспечивают качественно новый уровень системного анализа и оценки процессов, происходящих внутри компании и за ее пределами» |
Как пояснил руководитель учебной программы, директор ИИСУ Владимир Годин, в основе предложения Учебного центра ИИСУ ГУУ лежит специализация в области ИТ — MBI (Master of Business Information) — существующей в этом учебном заведении программы MBA (Master of Business Administration). Актуальность такого шага Годин объясняет, во-первых, тем, что наблюдается расширение функций директоров информационных служб, особенно в области развития бизнеса и формирования деловой стратегии, а во-вторых, тем, что для менеджеров общего плана требуется формирование знаний и навыков работы с информационными технологиями. Это, по словам Година, вызвало рост зависимости бизнеса от ИТ. Занятия по программе ведутся с октября 2001 года. В ее реализации принимают участие сотрудники Высшей школы экономики, Академии АйТи, Oracle, JD Edwards, ИНЭКа, «Паруса» и др. Слушатели программы изучают порядка 30 курсов, объединенных в блоки, — научные основы бизнеса, основные функции управления и их информационное обеспечение, информационные технологии в системах внутрифирменного управления, курсы специализации. Срок обучения — два года (1200 часов), первый год дает базовое бизнес- и управленческое образование, второй предполагает специализацию и обучение в рамках курсов по выбору. Стоимость образования сопоставима с расценками АНХ — 6500 долл.
Проекты, связанные с получением традиционного высшего образования
В этом учебном году на российский рынок образовательных услуг вышел новый факультет Высшей школы экономики — «Бизнес-информатика», предлагающий традиционное высшее образование в области информационного менеджмента. Декан факультета Татьяна Кравченко подчеркнула, что в настоящее время ИТ обеспечивают качественно новый уровень системного анализа и оценки процессов, происходящих внутри компании и за ее пределами, помогают в управлении ресурсами компании, позволяют быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и оперативно находить новые рынки, партнеров и клиентов, выводить на рынок новые продукты, увеличивать доходность бизнеса. В связи с этим, отсутствие необходимых навыков в этой области не позволяет молодым специалистам найти достойное место в современном бизнесе. Целью создания нового факультета является подготовка высококвалифицированных специалистов, получающих комплексные знания в области экономики, менеджмента и права, владеющих теоретическими основами и практическими навыками аналитической поддержки решений, концептуального проектирования корпоративных информационных систем, управления проектами внедрения ИТ.
На факультете представлено три специализации.
- "Информационная бизнес-аналитика": изучение методов реинжиниринга, структурного и объектно-ориентированного анализа, технологий моделирования стратегий, организационных структур и бизнес-процессов предприятий, а также интеллектуальных методов анализа баз данных, использования экспертных систем, ориентированных на аналитическую поддержку принятия решений.
- "Архитектура корпоративных информационных систем": предполагает изучение методов концептуального проектирования ИС предприятий - определения политики деловых организаций в области ИС и ИТ, создания информационных моделей бизнес-процессов, определения состава и функции информационных систем, выбора ИТ, реализующих функции ИС, интеграции отдельных информационных технологий в корпоративную информационную систему.
- "Управление проектами внедрения корпоративных информационных систем": подготовка специалистов, занимающихся разработкой и реализацией ИТ-проектов, а также планированием и организацией работ по внедрению и поддержке функционирования корпоративной информационной системы.
Образование в Высшей школе экономики бесплатное, те же, кто не прошел по конкурсу, но желает стать ее слушателем, должен заплатить достаточно большую сумму.
Дополнительное образование для ДИС
С деятельностью Академии АйТи, руководимой Игорем Морозовым, связана программа подготовки ДИС в Академии народного хозяйства — единственное в своем роде предложение на московском рынке. Эта программа — плод совместного творчества уже упоминавшегося Абела Аганбегяна и президента компании «АйТи» Тагира Яппарова. Официальное название программы «Мастер информационного менеджмента», ее образуют две специализации — CIO (Chief Information Officer) и MIS (Management Information Systems). Продолжительность обучения в рамках любой из них — один год (590 часов), в течение которого поступившие на курс изучают ряд базовых дисциплин: «Стратегия и операции фирмы», «Управление проектами и инвестициями» и т. д. На выходе слушатели получают дипломы, признаваемые Министерством образования РФ, с правом ведения нового вида профессиональной деятельности. Проект стартовал в феврале 2002 года; школа ожидает новый набор. Отличительной особенностью этого образовательного проекта является то, что проводится конкурс претендентов — при оплате обучения в размере 7200 долл. (!). В духе традиций Школы IT-менеджмента АНХ претенденты должны не только иметь опыт руководящей работы по данной специальности, но и убедительно обосновать необходимость повышения квалификации. После этого они проходят вступительное собеседование и по решению приемной комиссии приступают к занятиям. Смысл этих мероприятий, вероятно, состоит в дальнейшей персонификации обучения, когда всех слушателей подтягивают до определенного требуемого образованием уровня. Поскольку величина группы невелика — не более 20 человек, такой подход вполне реализуем.
Несколько слов в заключение
Внимательный читатель мог заметить, что большинство, если не все, образовательные проекты в области ИТ-менеджмента очень молоды. Это говорит о том, что рынок образовательных услуг только развивается, конкуренция еще не очень велика и позволяет держать высокие цены. С точки зрения автора, инициатива ВШЭ коренным образом меняет ситуацию на рынке. Это пока, действительно, очень дорогое образование, но успех проекта говорит о том, что спрос есть и целевая аудитория смещается в область вчерашних школьников. Вероятно, со временем другие, менее «раскрученные» учебные заведения подхватят эту идею, и потребность в специалистах данного профиля будет удовлетворена за счет многочисленных выпускников вузов. По мере роста конкуренции и насыщения рынка специалистами стоимость образования будет естественным образом снижаться.
![]() |
Владимир Годин, профессор, директор Института информационных систем управления Государственного университета управления, один из создателей и научный руководитель программы MBA/MBI Учебного центра ИИСУ |
Обращаясь к тем, кто связывает свою карьеру с управленческой деятельностью в области ИТ, хочется посоветовать:
- приступить к делу в как можно более раннем возрасте, тем самым легче будет пройти начальные стадии подготовки, получить наиболее фундаментальное образование и солидный опыт работы;
- трезво оценить свои личные качества, поскольку далеко не каждый хороший специалист в состоянии быть хорошим руководителем;
- следить за публикациями нашего журнала, посвященными проблемам ИТ-образования;
- чаще посещать сайты лидеров этого рынка;
- активно искать новые предложения в Internet; в частности, используя поиск в "Яндексе" в разделе "Образование" по ключевым словам "IT-менеджер", "информационные технологии", "директор информационной службы", "MBA/MBI", можно обнаружить достаточно много полезной информации.
Константин Львович Поляков, доцент кафедры «Математическая экономика» МГИЭМ. Ему можно написать по адресу: poliakov@miem.edu.ru